Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Как я наладила сон грудного ребёнка с помощью домашнего развивающего пространства
Меня зовут Яна, мне 33 года, а моему сыну Атрею 6 месяцев. Мы из Латвии, Елгавы. Больше всего времени с семьёй проводим дома, а когда есть возможность, все вместе едем гулять. Решила пройти курс для родителей, чтобы наладить сон грудного ребёнка. Ночью он постоянно просыпался, а днём нужно было подкачивать, чтобы уснул.
Хотела также узнать, как действовать маме, чтобы малыш развивался правильно, и помочь ему раскрыть внутренний потенциал.
Я врач-реабилитолог и Монтессори-педагог, тем не менее получила много полезной информации и теперь применяю её каждый день. Расскажу об этом подробнее и покажу, что помогло нам наладить сон и прийти к гармонии в семье.
Наблюдать и общаться с малышом больше
С наблюдения и общения начинается раскрытие потенциала ребёнка. Только умея наблюдать правильно, можно предложить малышу то, что ему действительно нужно и подходит по возрасту. Понять причины любой сложности и найти решение. То, как мама наблюдает за ребёнком, и какие выводы делает о его потребностях, особенностях, отражается на общении между ними, поведении и спокойствии малыша.
Например, я после наблюдений стала больше объяснять и рассказывать ребёнку. Чётко проговаривать, что мы делаем и что будем делать. Исключила ненужные запреты и слово «нельзя» из своей речи. Ещё я поняла: родителям важно упорядочить свою жизнь так, чтобы правила и запреты дома были объективными, и все члены семьи сами могли их соблюдать. Это будет честным по отношению к ребёнку и поможет ему чувствовать себя значимым наравне с остальными.
Выстраивая правила и запреты, нужно помнить, что от них зависит, вырастет ли ребёнок уверенным в себе. И даже такой ранний возраст, как у моего сына — не повод игнорировать этот факт. Малыш ещё не говорит, но он многое понимает. Его знания о мире формируются во время постоянного общения со взрослым и исследования окружающего пространства — поэтому важно, чтобы и первое, и второе было организовано грамотно.
Обустроить домашнее пространство, ориентируясь на потребности ребёнка в развитии
Обустройство пространства — ещё одна важная часть решения вопроса о неспокойном сне грудного ребёнка. Если дома он сможет проявлять активность и развивать движения столько, сколько требуется по возрасту, то станет спокойнее. Следовательно, наладится сон.
Покажу, как я подошла к организации домашней среды, и зачем нужны разные элементы в детской и других помещениях дома.
В первую очередь обратила внимание на навыки, которые уже есть у Атрея — от них и отталкивалась в обустройстве дома. Подбирала предметы интерьера и даже делала собственными руками материалы, полезные для развития мелкой и крупной моторики, координации движений, речи.
Цель изменений — помочь ребёнку совершенствоваться в том, что он уже умеет, и осваивать новые навыки в правильном темпе. Это отразится и на поведении в целом, и на сне, поскольку распорядок дня станет насыщеннее
На момент начала курса малыш уже умел:
- вставать у опоры в виде полок, дивана, лестницы;
- брать предметы в руки (хватать);
- сжимать и разжимать кулак без предмета;
- лежать на боку;
- ползать на четвереньках;
- наблюдать за действиями других.
А вот возрастные потребности, о которых я узнала в школе для родителей:
- интерес к предметам быта и ухода за собой;
- активное ползанье и вставание;
- уточнение чувств — тактильных и оральных;
- развитие речи.
Моей задачей было учесть умения, возрастные и личные потребности сына при планировании изменений. Затем — предложить подходящие развивающие материалы. Оказалось, даже маленькое пространство можно обустроить с пользой для малыша — важно только правильно всё организовать и выделить зоны для разных видов деятельности.
Каким стало наше домашнее пространство
Теперь пространство поделено на зоны: движения, сна, кормления, чтения, ухода за собой и т. д. Домашняя среда красиво оформлена, не перенасыщена игрушками и другими предметами. Вся мебель подобрана под рост ребёнка, буквально зовёт сына к действиям, пробуждает в нём интерес.
Взрослый с уважением относится к ребёнку и практически незаметен, когда он чем-то занят сам. Вместо этого терпеливо наблюдает. Вмешивается в его деятельность, только чтобы помочь, ободрить в попытках познания мира. Так малыш занимается активнее, не отвлекается и учится концентрировать внимание.
Для тренировки вставания мы поставили треугольник Пиклер (временно добавили утяжеление, чтобы он не переворачивался).
Поставили растущий стул Tripp Trapp для кормления и мебель на кухню, которая пригодится уже очень скоро.
Принесли туннель для ползанья, приставные модули с лесенкой и горкой к кровати, чтобы ребёнок сам взбирался и спускался.
Обустроили зону для чтения возле кровати.
С рождения спим на напольной кровати — так ребёнку проще наблюдать за нами и увлечённо знакомиться с окружающим пространством. А ещё он сам может залезть и слезть с неё
Поставили стеллажи с игрушками.
Сейчас, когда малыш ползает, он иногда берёт игрушки из полок. Атрей может подолгу занимать себя, изучать, разглядывать, пробовать, стучать. С 6 месяцев устраиваю короткие презентации игрушек и других предметов, и сын повторяет действия — в основном когда занимается один. Если сам не справляется с материалом, то убираю его с полки.
А одну игрушку смастерила я:
Для утончения чувств предложила коробку с тканями, мячи из разных материалов и ленты на кольце. Также делаю корзины с тематическими наборами: посуда, животные, средства гигиены и т. д. Они помогают ребёнку знакомиться с окружающим миром, ухаживать за собой и домом, улучшают мелкую моторику. Атрея очень увлекли действия с корзинкой, в которой были зеркало, расчёска, зубная щётка и коробка с носками.
Когда у малыша есть всё, чтобы в течение дня активно заниматься, двигаться и исследовать, налаживается многое, в том числе сон.
Что важное мы добавили помимо мебели и развивающих материалов
Мы позаботились о безопасности ребёнка дома, чтобы ничто не мешало ему передвигаться свободно:
- установили защиту на розетки;
- спрятали провода;
- поставили ворота на лестницу на 2-й этаж.
Почти в каждом доме есть неочевидные опасности, например, открытые розетки и острые углы. Устранить их важно как можно раньше: тогда малыш сможет перемещаться и исследовать всё, что ему интересно, без рисков и запретов. Меньше запретов — больше спокойствия и гармонии. Больше спокойствия и гармонии — лучше сон.
Ввести ритуалы перед сном и отслеживать его количество в сутки
У нас есть ритуал отхода ко сну: я включаю фоновую расслабляющую музыку, потом идём кушать кашу. Умываемся, переодеваемся в пижаму. Я выключаю свет и оставляю ночник, даю Атрею игрушку-собаку, пою колыбельную, целую, говорю, что люблю, и выключаю ночник. Далее малышу пора бы засыпать самому, но пока делает это только на груди.
Ритуалы могут быть разными: важно наблюдать, какая последовательность действий ближе всего вам и вашему ребёнку. Малышам можно читать книги на ночь, это очень успокаивает их и помогает развивать речь
Чтобы отслеживать сон, нам на обучении предложили удобную таблицу. Ведя её, увидела, что мы спим нормальное количество часов в сутки (в среднем на сон у Атрея уходит 14 часов). Поняла, как важно соблюдать распорядок дня, режим отдыха и бодрствования.
Научиться менять домашнее пространство и предлагать новые занятия с ростом ребёнка
Важно изучить потребности развития ребёнка не только на данный момент, но и после. Обустроив домашнее пространство для малыша, я начала задумываться о том, что делать дальше, когда он подрастёт. Ведь и игрушки, и занятия будут меняться — становиться сложнее и интереснее.
Хочется точно знать, что предложить ребёнку: до 6 лет он развивается так стремительно, как никогда больше. Нельзя упускать это время. Если мы, родители, научимся поддерживать условия, в которых малыш сможет осваивать всё новые навыки и делать открытия об окружающем мире, то для сложностей со сном просто не останется повода. Поняла, что большинство проблем у детей — от неудовлетворённых потребностей. А значит, нужно хорошо их знать на каждом этапе.
Чтобы спланировать наши с мужем действия и закрепить результаты изменений, я решила продолжить обучение для родителей. Новые знания помогли мне прояснить для себя все неоднозначные моменты и продумать наперёд, как развивать сына. Теперь я понимаю, что ему интересно и полезно, и как удовлетворить потребности. Уже придумала для Атрея зоны ответственности дома.
Вот что ещё я делаю или планирую сделать, чтобы к моменту, когда ребёнку исполнится год, всё было готово:
- Начала обустраивать гардероб. Атрей уже начал интересоваться одеждой, тканями, поэтому сейчас у нас три коробки — со штанами, слипиками и рубашками. Поставила их на пол под шкаф, в доступе для сына: малыш подползает, трогает руками, иногда вытаскивает что-то, с интересом смотрит, когда раскладываю одежду после стирки
- Заказала арку, которая трансформируется в разные положения и предназначена для детей от 9 месяцев до 5 лет.
- Папа у нас спортсмен, и в гараже свой спортзал — там планируется поставить шведскую стенку, кольца и маты, чтобы ребёнок больше двигался и развивался.
- Постепенно обустраиваю кухню, чтобы она была удобной для ребёнка и он мог помогать мне в домашних делах — это отличная основа для развития движений, а также знакомства со свойствами тел и жидкостей.
- Хочу попробовать занятия по аранжировке цветов: это поможет узнать много новых слов, сформировать чувство прекрасного и освоить практически полезные навыки.
- Обязательно доверю сыну кормление кошки: ухаживать за живым существом — отличный способ помочь ребёнку проявлять самостоятельность, чувствовать себя полезным и взрослым, становиться уверенным в себе.
Поскольку живём в деревне, у ребёнка на улице есть площадка для активных игр и развития координации
В остальном малыш сам ползает и показывает, где что нужно подправить, как обустроить. Вместе с мужем, бабушками и дедушками целыми днями двигаем, переставляем, пробуем. И такое ощущение, что ребёнок стал развиваться очень стремительно.
Результаты
Ритм дня теперь предсказуем для ребёнка, сон наладился, и в доме воцарилась гармония. Но это далеко не все наши результаты — мы получили от курса намного больше:
- При большой занятости успеваем проводить много времени с ребёнком и делать это качественно.
- Узнали, что нужно ребёнку и чего он ждёт от нас здесь и сейчас.
- Поняли, в чём были ошибки в общении с сыном, и как их не допускать.
- Обустроили дома развивающее пространство и научились менять его, учитывая возрастные потребности нашего малыша.
- Получили много знаний на будущее и теперь знаем, как уменьшить количество истерик, которые часто случаются у малышей в 2-3 года.
Курс будет полезен родителям и тем, кто планирует ими стать. В ожидании малыша можно заранее подготовить среду, чтобы потом наслаждаться счастливым родительством.
Советую пройти его и тем, кому интересна Монтессори-педагогика — он поможет влюбиться в неё и пересмотреть и свои взгляды на среду, в которой живёшь и воспитываешь ребёнка.
Испытываю радость, умиротворение и восхищение. Я погрузилась в мир малышей, увидела, что дети — другие, услышала, что хочет мой сын, почувствовала его настроение и теперь знаю, как помочь ему вырасти самостоятельным и уверенным в себе взрослым!
Текст и фото: Яна Цимашкевич, выпускница
Редактор: Камила Кленовиц
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов