Как впитывающий разум помогает ребёнку гармонично развиваться

Как впитывающий разум помогает ребёнку гармонично развиваться

Благодаря впитывающему разуму дети без усилий осваивают огромное количество навыков и знаний за короткое время. В статье расскажем про это уникальное свойство детской психики, разберём ограничивающие факторы и возможные последствия для развития.

Что такое впитывающий разум

Представьте, что вам за пару лет нужно одновременно выучить с нуля новый язык без учебников, вырасти в несколько раз и научиться двигаться в реальной жизни непривычным способом — например, как космонавт в невесомости. Для взрослого это была бы очень сложная задача, а любой ребёнок справился бы с ней быстро и легко.

В жизни малыш играючи осваивает одновременно множество навыков: ходить, говорить, взаимодействовать с предметами, самостоятельно есть, понимать настроение других людей. И из беспомощного комочка, который не способен даже держать голову ровно и не царапать во сне лицо руками, превращается в умелого и ловкого деятеля, который отлично владеет своим телом. Он не просто подкачал мышцы, а буквально вырастил слаженную систему управления своим телом.

За первые 6 лет жизни человек узнаёт огромное количество слов, причём не сидит и не зубрит их, а просто живёт. В режиме специального функционирования выхватывает логику языка и начинает им пользоваться. А если необходимо — может выучить и сразу несколько.

Это запоминание быстрое, прочное и слитное. Взрослый так не умеет: потребуется намного больше времени и усилий на то, чтобы выучить другой язык. Мы долго нарабатываем каждый навык, а у ребёнка всё происходит одновременно, при этом с видимыми результатами.

Освоить огромное количество навыков за короткий период времени детям помогает удивительное свойство детской психики — впитывающий разум.

Впитывающий ум Буквально за год этот беспомощный младенец научится произносить первые слова, понимать других людей, передвигаться в вертикальном положении, переносить предметы, пользоваться бытовыми предметами и многому другому

Впитывающий разум — это особенность работы психики до 6 лет, способность вбирать огромное количество информации, переплавлять опыт в новые возможности. Всё, что повторяется или вызывает интенсивные эмоции даже однократно, становится частью личности и впечатывается в мозг. Это супермашина, которая даёт фантастические результаты именно в тех навыках и знаниях о мире, которые необходимы конкретно этому ребёнку здесь и сейчас.

По мере развития малыш фокусируется на всё новых достижениях, доступ к которым открывают уже созданные в себе качества. Как только есть готовность двигаться дальше — впитывающий разум способствует, чтобы человек искал нужный опыт и трансформировал его в развитие себя. Логика процесса одинакова для всех, а вот детали этого пути — уникальны для каждого. Поэтому важно понимать задачи возраста в общем и наблюдать за ребёнком в моменте.

Например, малыш может с первого раза запомнить, с какой полки родители взяли сладости — и будет пытаться достать их при первой возможности. Или повторить за ними случайно вырвавшееся слово, которое они сами бы предпочли забыть.

В то же самое время может не делать или не понимать чего-то, что объясняли уже сотни раз. Он не делает это назло, чтобы вывести вас из себя, просто что-то совпадает с внутренним «вовремя», а что-то — нет. Так, если дать маленькому ребёнку карточки с изображениями, он запомнит сами карточки. В этом мало пользы для развития: для понимания, что картинка рассказывает о реальном предмете, нужно ещё многому научиться. И малыш охотно этим займётся, если мы дадим такую возможность.

Чем детский разум отличается от взрослого Если дать возможность самому пить из стаканчика, то малыш освоит навык за пару дней. Потом научится наполнять его водой, а уже после — узнавать на картинке и называть

Чем малыш младше, тем меньше его развитие напоминает осознанные процессы. До 3 лет ребёнок скорее набирает необходимый объём знаний и «инструментов». Он только учится пользоваться своим телом, создаёт основы личности и накапливает базу паттернов, реакций на поведение взрослого и среду, в которой живёт.

Сам процесс овладения простыми навыками — ценный опыт для последующего развития. Чтобы в будущем успешно попадать ложкой в рот, пальцами по клавиатуре и делать другие сложные действия на автомате, сначала нужно освоить разные виды захватов; понимать положение рук в пространстве, даже когда мы на них не смотрим; строить последовательности из нескольких поз и движений. И еще тысячи других компетенций. За каждым умением стоит большая стройка — как внутри мозга, так и в остальном теле.

Часто результат действий ребёнка — в нём самом: собрать пирамидку нужно не для того, чтобы она стала целой, а чтобы стать тем, кто способен её собрать. Новые качества пригодятся не только в обращении с пирамидкой.

Весь период впитывающего разума малышу важно наблюдать, что делают значимые другие, и учиться тому же. Он хочет стать похожим на любимых им старших, чтобы стать частью окружения, человеком своего места и времени.

С 3 до 6 дошкольник копит базу для школьного обучения всё ещё используя для этого впитывающий разум (его работа заканчивается в возрасте 6–7 лет). Потом происходит синаптический прунинг — «чистка» от нейронов, которые не были задействованы до этого возраста и не сформировали связи. Меняется строение мозга, создаются новые структуры. Начинается новый этап работы, развивается абстрактное мышление и рефлексия. Человек более сознательно понимает себя и мир вокруг.

Самостоятельная активность Именно в раннем детстве мы закладываем фундамент гармоничного взрослого

Всё полученное в раннем детском возрасте становится бессознательной нормой, фундаментом в основании того, что человек будет дальше сознательно создавать в себе. Например, до 6 лет он усвоил, что принято складывать одежду, чистить зубы, договариваться о совместных действиях, называть чувства, говорить «пожалуйста» и «спасибо». Позже наработанная норма превратится в привычки.

Репертуар умений станет богаче. Способы общаться, учиться, решать проблемы — сложнее и разнообразнее. В этом развитии будет гораздо больше произвольности, а качество начнёт преобладать над количеством. Но тон задаёт именно ранний опыт. И оперировать знаниями о мире будущий взрослый будет по впечатлениям о той культуре, которую впитал дошкольником. Шутки, что можно вывезти человека из деревни, но нельзя вывезти деревню из человека — именно про этот феномен.

Различия между детским и взрослым мышлением

Взрослый человек анализирует и сортирует информацию уже в тот момент, когда её воспринимает. Мы на ходу делим все знания по каким-то свойствам: на важное/неважное, красивое/некрасивое, правильное/неправильное, длинное/короткое, холодное/горячее. Можем перебирать свой опыт многократно, компоновать что-то новое. И снова выделять какую-то логику, структуру, находить закономерности и строить прогноз на будущее. Недостаток такого мышления в том, что это качественная работа, которая требует много сил и времени. Соответственно, взрослый запоминает гораздо меньше.

Ребёнок воспринимает информацию громадными темпами, во всём доступном ему многообразии. Ему ещё не хватает ресурсов, чтобы сознательно делать выводы и через них приобретать новые знания. Зато получается превращать разные впечатления в умения тела и качества личности.

Ребенок учится ходить Без понимания законов физики, через впитывающий разум ребёнок, пробуя и падая, учится ловко двигаться с учётом инерции и гравитации

Для первоначального накопления мозг устроен по другому принципу. Впитывающий разум сравнивают с работой фотоаппарата, он схватывает всё вместе — ощущения, движения, отношения, эмоции, которые испытывал человек, когда происходила ситуация. Образно говоря, систематизирует и оценивает информацию не логически, а статистически.

Повторяющийся опыт закрепляется и формирует неизменные структуры в мозге, которыми он будет пользоваться всю жизнь. За счёт этого ребёнок способен за короткий срок воспринять невероятное количество информации о человеческой культуре и мире в целом.

Впитывающий разум В этот момент малыш буквально впитывает всё окружающее до мелочи: предметы, звуки, запахи и эмоции

Неосознанно, из всей громады впечатлений ребёнок с помощью своих уникальных способностей выстраивает нужные навыки. Эти вещи делаются будто сами собой: трудно объяснить, как вы научились ходить; что такое хотеть в туалет или как вы не промахиваетесь мимо затылка, чтобы его почесать. Вот это «само делается» и есть продукт работы впитывающего разума.

Ограничения и препятствия

Ограничение самостоятельности. Если мы сильно ограничиваем ребёнка в самостоятельном движении и ощущениях, это идёт вразрез с природой. Что в любом возрасте препятствует обучению, но в период впитывающего разума — критично, он никак не сможет обойти это.

Если всё время руководит взрослый, не давая малышу возможности погрузиться в самого себя — выпадает главный элемент схемы активного действия и обратной связи «увидел — попробовал — посмотрел, что получается — получил обратную связь — попробовал снова». Эти циклы не работают без собственной активности и повторяются до тех пор, пока не закрепится навык делать или предугадывать результат по действию.

Правильная роль взрослого — дать такой материал или возможность опыта, где у ребёнка будет подходящая сложность и успех при взаимодействии, чтобы интерес лишь усиливался.

Перегрузка. Ребёнок одновременно может усвоить многое из одного переживания, но это не значит, что самих ситуаций может быть бесконечное количество. Он не впитает больше, чем физически способен.

Опыт раннего возраста должен быть логичным, систематизированным, без лишнего стресса и помех. Воспитание по Монтессори готовит взрослого, как создать обстановку вокруг ребёнка, чтобы впитывание было удобным, посильным и полезным.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



Отсутствие эмоциональной связи с близкими.  Привязанность крайне важна и также является базой для благополучия. Развитие происходит из точки покоя: если ребёнок чувствует себя спокойно, он будет развиваться. А в состоянии стресса и тревоги невозможно заниматься сосредоточенными самостоятельными действиями или подражать своему взрослому. Приходится держаться к нему поближе, искать защиту, быть готовым бежать от опасности или обороняться.

Привязанность важна для впитывающего разума Для формирования привязанности важно насыщать детей тактильным контактом и общаться с ними

Желательные и нежелательные последствия

Ребёнок воспринимает весь нераздельный опыт, а на основе него создаёт свою психику: умение мыслить, анализировать, воспринимать.

В идеальной ситуации человек развивает в себе все эти ресурсы в особых «тепличных» условиях. Они нужны, потому что на начальном этапе нет других инструментов для обучения, кроме суперспособностей впитывающего разума. Сложно логически анализировать ситуацию, когда у вас ещё нет логики. А чтобы правильно понимать, свои ощущения — нужно какое-то время поощущать. За безопасность и качество опыта отвечает взрослый, за его активное впитывание — ребёнок.

Глобально это должно привести к становлению автономной личности с конструктивными жизненными навыками:

  • такие люди понимают и отстаивают свои интересы;
  • уверены в себе, но не агрессивны;
  • доброжелательны;
  • оказывают и принимают помощь;
  • бережно относятся и к себе, и к другим;
  • способны преодолевать трудности и вступать в здоровые взаимоотношения;
  • зрелы в своих чувствах и ожиданиях;
  • творят и реализуют свой человеческий потенциал;
  • сотрудничают с другими на пути к общей пользе.

Ну а если не всё гладко, человек может искать компенсацию, закрывая нереализованные потребности раннего периода.

Если детство было тяжёлым, взрослые ограничивали в важных возможностях или плохо удовлетворяли базовые потребности, то всё произошедшее сформирует базу личности с негативными установками. Например, «мир плохой и опасный, а я — неумелый, недостойный». Токсичный сценарий из детства и дефицит нужного опыта накладывают отпечаток на личность: человек осознаёт, что ему плохо, но не чувствует, что так быть не должно. Всё хорошее воспринимается с подвохом, потому что отличается от привычного. Ограничения и препятствия сказываются на возможностях человека. Для ловкости, внимательности, развития когнитивных возможностей нужно активно и вовремя получить соответствующий опыт.

Стоит уточнить, что речь идёт о реально страшных ситуациях, когда этот период прошёл в сильном дефиците заботы; систематических унижениях или игнорировании; насилии; гиперопеке и неадекватных реакциях взрослых. Это не значит, что любой конфликт с родителями или разовые неудачи в выборе родительского поведения приведут к психологической травме.

Даже если частично упущен период раннего возраста, у человека остаётся возможность переосмыслить неблагоприятные ситуации позже, уже взрослым разумом. В тяжёлых случаях — с помощью терапии, в более лёгких — самостоятельно. Выделить важное и неважное; понять причины и следствие, тренировать слабые стороны тела и ума.

Разобраться, что было нормой, а что — ошибкой окружающих («били не потому, что я плохой, а потому что взрослые не умели правильно воспитывать детей и справляться с собственными эмоциями»). Осознать и превратить яркие стороны в достоинства, научиться помогать себе справляться там, где слабина или пробел. Дать себе или попросить у других столько поддержки и любви, сколько нужно вашему внутреннему ребёнку, чтобы исцелиться и воспринимать мир с радостью.

Самый негативный сценарий — если социального опыта не было вовсе. То есть, плохой опыт лучше отсутствия. Цель этапа, когда работает впитывающий разум — набрать базу личности, чтобы в будущем делать множество сложных вещей автоматически не задумываясь.

Яркий пример подобной ситуации — дети-маугли. Когда в нужное для развития речи время у ребёнка совсем нет речевой коммуникации и помощи взрослых для встраивания в общество, он уже не способен заговорить полноценно. База не сформируется сама и исправить упущенное время не получится, потому что окно возможностей закрылось.

Как не уйти в стерильность. Есть соблазн попытаться создать чересчур идеальную картину и сфокусироваться только на прекрасных видах, доброжелательных эмоциях и идеальном поведении.

Стремление сделать получше: более эстетично, нравственно, зрело — хорошо для всей семьи в целом. А если ради идеальности взрослый делает что-то, стиснув зубы, он не сможет быть эффективным примером. Если вам самим не комфортно в этой стерильной среде, вы не сделаете её настолько живой, чтобы малыш захотел подражать вам.  Потому что дети учатся делать то, что любят значимые взрослые вокруг.

Опасно создавать иллюзию, что существуют лишь положительные эмоции. Человеку нужен конструктивный контакт со всей гаммой своих чувств, их нельзя делить на хорошие и плохие. Каждое — индикатор внутреннего состояния, обратная связь нам о самих же себе. Её важно воспринимать, понимать и использовать.

Как знания о впитывающем разуме помогают родителям

Знания о впитывающем разуме одновременно упрощают роль родителя и делают его усилия более полезными для развития ребёнка. Осознанный родитель учится замечать потребности и точки интереса; создавать условия, поддерживать интерес; отходить и не мешать, когда малыш самостоятельно осваивает что-то новое; когда просит — помочь с учётом его потребностей и возможностей.

Чтобы помочь впитывающему разуму делать его работу, родители могут:

  • Повышать собственную педагогическую компетентность. Так вы сумеете создать условия, в которых ребёнок сможет сам или частично с вашей помощью действовать, экспериментировать, играть и развиваться.
  • Делать дом удобным и безопасным для всех членов семьи.
  • Планировать жизнь семьи так, чтобы в ней было время на общение родителей с детьми: возможность подражать взрослому — оптимальный способ обучения.
  • Развивать и поощрять самостоятельность детей в быту. Это уменьшит нагрузку на родителей и одновременно даст детям самостоятельную активность в реальном мире. На этом же «материале» малыш меняется и на телесном уровне (так называемое сенсомоторное развитие).
  • Работать над собой. Мы – первый и главный образец отношений с людьми и миром для наших детей. Наш образ жизни и поведения, культурный и нравственный уровень станет точкой отсчёта, когда они начнут сами создавать культуру и отношения.
  • Доверять ребёнку. В целом процессом руководите вы, а в деталях — его жгучий интерес. Внутреннее чутьё не подведёт: то, что именно сейчас воодушевляет, затмевает в глазах малыша всё другое — и есть самое полезное. Взрослый помогает малышу найти разумный баланс между пользой, опасностью, нежелательными последствиями, и всемогущим детским «хочу здесь и сейчас, потому что моя природа взывает, нутром чую: это нужно мне для строительства в себе человека, дай-дай-дай это прожить».

Воспитание влияет на всех причастных к нему, это всегда путь и для взрослого стать лучше, мудрее, многограннее. А иногда — приобрести удобную привычку. Начал выстраивать гармоничную домашнюю среду для ребёнка – пожил в ней и тоже привык к хорошему. Научился договариваться с истерящим двухлеткой или обиженным подростком, — стал более успешен в любых переговорах с людьми.

Малыш по шагам сам выстраивает свой путь, невероятно увлекательно наблюдать, как формируется его личность и воля. Особенно когда мы понимаем, какие в этот период окна возможностей, в чём состоят потребности развития и каковы возможности в этом возрасте. Поддерживаем стремление быть независимым, создаём максимально естественные условия и отношения.

Важно довериться природе и помнить, что нет единого шаблона. Даже один и тот же опыт не делает людей одинаковыми. Вряд ли вы хоть раз встречали идентичных по характеру близнецов.

Коротко о главном

  • Впитывающий разум — это суперспособность детей до 6 лет огромными темпами трансформировать конкретный жизненный опыт в базовые функции, на которых строится дальнейшее более сознательное развитие.
  • Дети — не уменьшенная версия взрослых, они сильно отличаются от нас в своих потребностях.
  • Всё, что повторяется или вызывает интенсивные эмоции даже однократно, становится частью личности.
  • Дети воспринимают мир целиком, будто фотоаппарат, запечатлевающий цельную картинку.
  • Есть общая логика развития, ход событий, объединяющий всех детей планеты. Но каждый проходит эти шаги по-своему и в индивидуальном темпе.
  • Родителю важно работать над собой, выстраивать гармоничное пространство и качественно общаться с ребёнком. Мерить по себе и полагаться на интуицию = много ошибаться. Знания помогут дать ребёнку самое важное, когда оно нужнее всего.

Анна Федосова — детский психолог и Монтессори-педагог АМИ, эксперт нашего онлайн-курса для родителей «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»

Фото Юлии Воробьёвой и Ольги Горевой

Редактор Любовь Пилипчук

Квиз о бережном воспитании

В чат-боте Телеграма разбираем сложные ситуации воспитания ребёнка и дарим полезные подарки за успешное прохождение квиза

Пройти квиз
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться