• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Как я наладила сон грудного ребёнка с помощью домашнего развивающего пространства

Как я наладила сон грудного ребёнка с помощью домашнего развивающего пространства

Меня зовут Яна, мне 33 года, а моему сыну Атрею 6 месяцев. Мы из Латвии, Елгавы. Больше всего времени с семьёй проводим дома, а когда есть возможность, все вместе едем гулять. Решила пройти курс для родителей, чтобы наладить сон грудного ребёнка. Ночью он постоянно просыпался, а днём нужно было подкачивать, чтобы уснул.

Хотела также узнать, как действовать маме, чтобы малыш развивался правильно, и помочь ему раскрыть внутренний потенциал.

Я врач-реабилитолог и Монтессори-педагог, тем не менее получила много полезной информации и теперь применяю её каждый день. Расскажу об этом подробнее и покажу, что помогло нам наладить сон и прийти к гармонии в семье.

Наблюдать и общаться с малышом больше

С наблюдения и общения начинается раскрытие потенциала ребёнка. Только умея наблюдать правильно, можно предложить малышу то, что ему действительно нужно и подходит по возрасту. Понять причины любой сложности и найти решение. То, как мама наблюдает за ребёнком, и какие выводы делает о его потребностях, особенностях, отражается на общении между ними, поведении и спокойствии малыша.

Например, я после наблюдений стала больше объяснять и рассказывать ребёнку. Чётко проговаривать, что мы делаем и что будем делать. Исключила ненужные запреты и слово «нельзя» из своей речи. Ещё я поняла: родителям важно упорядочить свою жизнь так, чтобы правила и запреты дома были объективными, и все члены семьи сами могли их соблюдать. Это будет честным по отношению к ребёнку и поможет ему чувствовать себя значимым наравне с остальными.

Выстраивая правила и запреты, нужно помнить, что от них зависит, вырастет ли ребёнок уверенным в себе. И даже такой ранний возраст, как у моего сына — не повод игнорировать этот факт. Малыш ещё не говорит, но он многое понимает. Его знания о мире формируются во время постоянного общения со взрослым и исследования окружающего пространства — поэтому важно, чтобы и первое, и второе было организовано грамотно.

Обустроить домашнее пространство, ориентируясь на потребности ребёнка в развитии

Обустройство пространства — ещё одна важная часть решения вопроса о неспокойном сне грудного ребёнка. Если дома он сможет проявлять активность и развивать движения столько, сколько требуется по возрасту, то станет спокойнее. Следовательно, наладится сон.

Покажу, как я подошла к организации домашней среды, и зачем нужны разные элементы в детской и других помещениях дома.

В первую очередь обратила внимание на навыки, которые уже есть у Атрея — от них и отталкивалась в обустройстве дома. Подбирала предметы интерьера и даже делала собственными руками материалы, полезные для развития мелкой и крупной моторики, координации движений, речи.

малыш
Цель изменений — помочь ребёнку совершенствоваться в том, что он уже умеет, и осваивать новые навыки в правильном темпе. Это отразится и на поведении в целом, и на сне, поскольку распорядок дня станет насыщеннее

На момент начала курса малыш уже умел:

  • вставать у опоры в виде полок, дивана, лестницы;
  • брать предметы в руки (хватать);
  • сжимать и разжимать кулак без предмета;
  • лежать на боку;
  • ползать на четвереньках;
  • наблюдать за действиями других.

А вот возрастные потребности, о которых я узнала в школе для родителей:

  • интерес к предметам быта и ухода за собой;
  • активное ползанье и вставание;
  • уточнение чувств — тактильных и оральных;
  • развитие речи.

Моей задачей было учесть умения, возрастные и личные потребности сына при планировании изменений. Затем — предложить подходящие развивающие материалы. Оказалось, даже маленькое пространство можно обустроить с пользой для малыша — важно только правильно всё организовать и выделить зоны для разных видов деятельности.

Каким стало наше домашнее пространство

Теперь пространство поделено на зоны: движения, сна, кормления, чтения, ухода за собой и т. д. Домашняя среда красиво оформлена, не перенасыщена игрушками и другими предметами. Вся мебель подобрана под рост ребёнка, буквально зовёт сына к действиям, пробуждает в нём интерес.

зона движения для грудного ребёнка

Взрослый с уважением относится к ребёнку и практически незаметен, когда он чем-то занят сам. Вместо этого терпеливо наблюдает. Вмешивается в его деятельность, только чтобы помочь, ободрить в попытках познания мира. Так малыш занимается активнее, не отвлекается и учится концентрировать внимание.

малыш и матрасы

Для тренировки вставания мы поставили треугольник Пиклер (временно добавили утяжеление, чтобы он не переворачивался).

треугольник пиклер для грудного ребёнка

Поставили растущий стул Tripp Trapp для кормления и мебель на кухню, которая пригодится уже очень скоро.

трипп трап и столик

Принесли туннель для ползанья, приставные модули с лесенкой и горкой к кровати, чтобы ребёнок сам взбирался и спускался.

малыш и активность дома

Обустроили зону для чтения возле кровати.

книги для грудного ребёнка

кровать для грудного ребёнка
С рождения спим на напольной кровати — так ребёнку проще наблюдать за нами и увлечённо знакомиться с окружающим пространством. А ещё он сам может залезть и слезть с неё

Поставили стеллажи с игрушками.

стеллажи и игрушки

Сейчас, когда малыш ползает, он иногда берёт игрушки из полок. Атрей может подолгу занимать себя, изучать, разглядывать, пробовать, стучать. С 6 месяцев устраиваю короткие презентации игрушек и других предметов, и сын повторяет действия — в основном когда занимается один. Если сам не справляется с материалом, то убираю его с полки.

А одну игрушку смастерила я:

игрушка для малыша своими руками

Для утончения чувств предложила коробку с тканями, мячи из разных материалов и ленты на кольце. Также делаю корзины с тематическими наборами: посуда, животные, средства гигиены и т. д. Они помогают ребёнку знакомиться с окружающим миром, ухаживать за собой и домом, улучшают мелкую моторику. Атрея очень увлекли действия с корзинкой, в которой были зеркало, расчёска, зубная щётка и коробка с носками.

Когда у малыша есть всё, чтобы в течение дня активно заниматься, двигаться и исследовать, налаживается многое, в том числе сон.

Вам может быть полезен курс для родителей детей от 0 до 1 года. Поможем создать развивающую среду дома своими руками и научиться понимать потребности малыша в раннем возрасте.

Что важное мы добавили помимо мебели и развивающих материалов

Мы позаботились о безопасности ребёнка дома, чтобы ничто не мешало ему передвигаться свободно:

  • установили защиту на розетки;
  • спрятали провода;
  • поставили ворота на лестницу на 2-й этаж.

Почти в каждом доме есть неочевидные опасности, например, открытые розетки и острые углы. Устранить их важно как можно раньше: тогда малыш сможет перемещаться и исследовать всё, что ему интересно, без рисков и запретов. Меньше запретов — больше спокойствия и гармонии. Больше спокойствия и гармонии — лучше сон.

Ввести ритуалы перед сном и отслеживать его количество в сутки

У нас есть ритуал отхода ко сну: я включаю фоновую расслабляющую музыку, потом идём кушать кашу. Умываемся, переодеваемся в пижаму. Я выключаю свет и оставляю ночник, даю Атрею игрушку-собаку, пою колыбельную, целую, говорю, что люблю, и выключаю ночник. Далее малышу пора бы засыпать самому, но пока делает это только на груди.

грудной ребёнок перед сном
Ритуалы могут быть разными: важно наблюдать, какая последовательность действий ближе всего вам и вашему ребёнку. Малышам можно читать книги на ночь, это очень успокаивает их и помогает развивать речь

Чтобы отслеживать сон, нам на обучении предложили удобную таблицу. Ведя её, увидела, что мы спим нормальное количество часов в сутки (в среднем на сон у Атрея уходит 14 часов). Поняла, как важно соблюдать распорядок дня, режим отдыха и бодрствования.

Научиться менять домашнее пространство и предлагать новые занятия с ростом ребёнка

Важно изучить потребности развития ребёнка не только на данный момент, но и после. Обустроив домашнее пространство для малыша, я начала задумываться о том, что делать дальше, когда он подрастёт. Ведь и игрушки, и занятия будут меняться — становиться сложнее и интереснее.

Хочется точно знать, что предложить ребёнку: до 6 лет он развивается так стремительно, как никогда больше. Нельзя упускать это время. Если мы, родители, научимся поддерживать условия, в которых малыш сможет осваивать всё новые навыки и делать открытия об окружающем мире, то для сложностей со сном просто не останется повода. Поняла, что большинство проблем у детей — от неудовлетворённых потребностей. А значит, нужно хорошо их знать на каждом этапе.

Чтобы спланировать наши с мужем действия и закрепить результаты изменений, я решила продолжить обучение для родителей. Новые знания помогли мне прояснить для себя все неоднозначные моменты и продумать наперёд, как развивать сына. Теперь я понимаю, что ему интересно и полезно, и как удовлетворить потребности. Уже придумала для Атрея зоны ответственности дома.

Вот что ещё я делаю или планирую сделать, чтобы к моменту, когда ребёнку исполнится год, всё было готово:

  • Начала обустраивать гардероб. Атрей уже начал интересоваться одеждой, тканями, поэтому сейчас у нас три коробки — со штанами, слипиками и рубашками. Поставила их на пол под шкаф, в доступе для сына: малыш подползает, трогает руками, иногда вытаскивает что-то, с интересом смотрит, когда раскладываю одежду после стирки
  • Заказала арку, которая трансформируется в разные положения и предназначена для детей от 9 месяцев до 5 лет.
  • Папа у нас спортсмен, и в гараже свой спортзал — там планируется поставить шведскую стенку, кольца и маты, чтобы ребёнок больше двигался и развивался.
  • Постепенно обустраиваю кухню, чтобы она была удобной для ребёнка и он мог помогать мне в домашних делах — это отличная основа для развития движений, а также знакомства со свойствами тел и жидкостей.
  • Хочу попробовать занятия по аранжировке цветов: это поможет узнать много новых слов, сформировать чувство прекрасного и освоить практически полезные навыки.
  • Обязательно доверю сыну кормление кошки: ухаживать за живым существом — отличный способ помочь ребёнку проявлять самостоятельность, чувствовать себя полезным и взрослым, становиться уверенным в себе.

площадка
Поскольку живём в деревне, у ребёнка на улице есть площадка для активных игр и развития координации

В остальном малыш сам ползает и показывает, где что нужно подправить, как обустроить. Вместе с мужем, бабушками и дедушками целыми днями двигаем, переставляем, пробуем. И такое ощущение, что ребёнок стал развиваться очень стремительно.

Результаты

Ритм дня теперь предсказуем для ребёнка, сон наладился, и в доме воцарилась гармония. Но это далеко не все наши результаты — мы получили от курса намного больше:

  • При большой занятости успеваем проводить много времени с ребёнком и делать это качественно.
  • Узнали, что нужно ребёнку и чего он ждёт от нас здесь и сейчас.
  • Поняли, в чём были ошибки в общении с сыном, и как их не допускать.
  • Обустроили дома развивающее пространство и научились менять его, учитывая возрастные потребности нашего малыша.
  • Получили много знаний на будущее и теперь знаем, как уменьшить количество истерик, которые часто случаются у малышей в 2-3 года.

Курс будет полезен родителям и тем, кто планирует ими стать. В ожидании малыша можно заранее подготовить среду, чтобы потом наслаждаться счастливым родительством.

Советую пройти его и тем, кому интересна Монтессори-педагогика — он поможет влюбиться в неё и пересмотреть и свои взгляды на среду, в которой живёшь и воспитываешь ребёнка.

Испытываю радость, умиротворение и восхищение. Я погрузилась в мир малышей, увидела, что дети — другие, услышала, что хочет мой сын, почувствовала его настроение и теперь знаю, как помочь ему вырасти самостоятельным и уверенным в себе взрослым!

Текст и фото: Яна Цимашкевич, выпускница онлайн-курса «Создание развивающей среды для ребёнка до года»

Редактор: Камила Кленовиц

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать

Рекомендуемые статьи

Онлайн-курс «Монтессори дома» от 0 до 1 года
Онлайн-курс «Монтессори дома» от 0 до 1 года
Цели и результаты курса С курсом вы по шагам за 6 недель создадите дома развивающее пространство. В этом пространс...
10 детских спальных мест по Монтессори
10 детских спальных мест по Монтессори
Есть много причин, по которым родители выбирают использование напольной кровати для своего ребёнка: следование прин...
Электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни
Электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни
...
Как развиваются движения у детей в первый год жизни
Как развиваются движения у детей в первый год жизни
В первый год жизни ребёнок совершает огромный скачок в развитии. Он больше никогда не будет изменяться столь интенс...
Развитие ребёнка до года по Монтессори: история Натальи и Евы
Развитие ребёнка до года по Монтессори: история Натальи и Евы
Как я собственными руками превратила квартиру в развивающее пространство для дочки по методике Монтессори. Научилас...
Как впитывающий разум помогает ребёнку гармонично развиваться
Как впитывающий разум помогает ребёнку гармонично развиваться
Благодаря впитывающему разуму дети без усилий осваивают огромное количество навыков и знаний за короткое время. В с...
×
Поделиться