• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Как научить ребёнка читать? Занятия и игры для обучения чтению

Как научить ребёнка читать? Занятия и игры для обучения чтению
Чтение и письмо — важные навыки для каждого человека. Поэтому любая мама беспокоится о том, как научить ребёнка читать и писать, когда начинать? В этой статье мы расскажем о Монтессори-методике обучения детей-дошкольников чтению, которая отличается от традиционного обучения чтению по слогам. Её можно применять в домашних условиях, но важно действовать пошагово и проводить занятия именно в той последовательности, которая представлена в статье.


Когда учить ребёнка читать

Нет конкретного момента, единого для всех детей, когда они готовы научиться читать. Все дети индивидуальны и развиваются в своём особенном ритме. Не пропустить тот самый момент, когда именно ваш малыш будет готов к знакомству с буквами, письмом и чтением, вам поможет регулярное совместное чтение книг.

Когда ребёнок начнёт проявлять свой интерес не только к иллюстрациям, станет замечать текст, начнёт спрашивать у вас о нём — момент настал. Ненавязчиво и пошагово можно начинать обучение ребёнка чтению. Происходит это около 3-х лет.

Как научить ребёнка читать

Традиционная система обучения предполагает, что сначала нужно научить ребёнка читать, а затем — писать. Но дело в том, что при таком подходе ребёнок сталкивается с определёнными трудностями. Гораздо естественнее для человека, когда:

  • В первую очередь развивается устная речь, расширяется словарный запас.
  • Затем тренируется навык письма, записи слов письменными буквами, запоминается алфавит.
  • И уже после этого без труда можно переходить к чтению того, что сам написал, к первым простым книгам и т.д.

Казалось бы, как ребёнок будет писать, если не умеет читать? Но на самом деле, ребёнку 3-4 лет действительно легче освоить письмо, потому что в этом деле присутствует движение. Чтение же предполагает неподвижную деятельность. Занятия, в которых есть движение, ребёнок 3-4 лет всегда будет приветствовать больше других, потому что на этот возраст у него приходится сензитивный период движения.

До того момента, пока ребёнок проявит живой и активный интерес к тексту на страницах книг, активно занимайтесь развитием его речи и постоянно расширяйте его словарный запас. Для этого можно использовать дидактические карточки. А когда возникнет интерес, подключите звуковые игры.

Первые звуковые игры для обучения чтению

Звуковые игры — один из первых инструментов, который помогает познакомить ребёнка со звуками. Во время занятий малыш постепенно начнёт воспринимать слово не как единицу, а как что-то составное. Цель звуковых игр — научить ребёнка в словах слышать и находить отдельные звуки и воспринимать их как части слова.

Для игры в домашних условиях приготовьте мешочек или коробочку, в которую положите несколько мелких предметов, названия которых малыш уже знает. Это могут быть фигурки животных, копии овощей и фруктов, природные материалы и т.д. Выбранные предметы должны начинаться на разные звуки.

  1. Привлеките внимание ребёнка: «Идём, у меня есть кое-что интересное для тебя!».
  2. Затем поочерёдно вынимаем предметы и называем их выразительно с акцентом на первый звук: «кошка – К, кошка», «жёлудь – Ж, жёлудь».
  3. Потом попросите малыша: «покажи, что из этого начинается на К?».
  4. Когда ребёнок поймёт и приспособится, то потренируйтесь выделять последний звук. И уже после этого можно переходить к среднему звуку, выбирая короткие слова из 3 букв.

Звуковые игры со средой. Когда ребёнок начал определять первый и последний звук в словах, научился находить предметы с названиями на заданный звук, можно добавить разнообразие в занятия. Предложите малышу большую коробку или корзину, в которую попросите собрать по дому предметы, которые начинаются, например, на Б. Ребёнок может принести вам корзину с бусами, батоном, блюдом, бантом и т.д. Двигательная активность только подогреет интерес малыша к звуковым играм.

Игра «Что я вижу?». Вы мысленно выбираете предмет в поле вашего зрения, который начинается, например, на Л — лампу. Тогда спрашиваете ребёнка: «Я вижу предмет, название которого начинается на Л. Что это?». В эту игру легко играть в любом месте, потому что искать предметы можно и на картинках книг.

Когда ребёнок научился различать звуки в словах — переходим к изучению букв и к письму.

Занятия для обучения чтению с Шершавым алфавитом

Для знакомства с буквами, их внешним видом и написанием отлично подойдёт Шершавый алфавит. Вы можете сделать его самостоятельно с помощью шаблонов, картона и наждачной или бархатной бумаги. В этом вам поможет наша статья «Шершавый алфавит для работы с детьми дома».

Шершавй алфавит для обучения письму и чтению

Важно сначала знакомить ребёнка не с печатными, а с прописными буквами. И называть именно звук: Б, а не БЭ; К, а не КА; Ф, а не ФЭ или ЭФ. Не стоит переживать за то, что ребёнок потом запутается и не выучит алфавитные названия букв.

Когда придёт время учить именно алфавит, вам с этой задачей очень быстро поможет справиться песня. Вы сможете найти много запоминающихся и мелодичных песен, где буквы пропеваются в алфавитном порядке, который легко запоминается таким образом.

Занятия с Шершавым алфавитом нужно проводить 1 раз в день в формате трёхступенчатого урока:

  1. Для одного занятия выбираем по 2-3 буквы, которые по слуховому и визуальному восприятию заметно отличаются друг от друга. Называем звук и обводим букву пальцем именно так, как пишем. Для этого вы сами должны знать, как правильно пишутся буквы. Ребёнок повторяет за вами — обводит и называет.
  2. Играем: «Покажи, где Э?», «Спрячь Б за спину!», «Положи Т в коробочку».
  3. Показываем букву и спрашиваем у ребёнка: «Это какая буква? А вот это какая?».

Параллельно с изучением Шершавого алфавита, можно заниматься сортировкой. Сортировать можно карточки, а можно предметы.

  1. Выберите 3 буквы, распечатайте или напишите их прописью и положите карточки отдельно в 3 маленькие коробочки. А карточки с изображениями положите вместе в коробочку побольше.
  2. Объясните ребёнку, что в большой коробочке есть карточки, предметы на которых начинаются на те буквы, которые лежат отдельно.
  3. Попросите малыша рассортировать все карточки из большой коробочки по маленьким, определяя, на какие буквы начинаются названия изображённых предметов.

Занятия по обучению письму

Когда малыш запомнит большую часть алфавита, можно переходить к письму. Но на старте мы не будем использовать бумагу и ручку, будем писать пальцами. Ребёнку будет сделать это гораздо легче, потому что именно пальцами он обводил буквы Шершавого алфавита.

письмо букв мелом

  • Письмо пальцами на песке или манке. Насыпьте песок или манку на поднос и напишите знакомую букву. Потом потрясите поднос и скажите «Смотри, буква исчезла! Напиши её снова». Регулярно выполняйте это упражнение. Когда у малыша станет получатся, переходите к следующему этапу.
  • Письмо мелом на мольберте или небольшой специальной доске. Принцип занятия остаётся прежним. Мелки должны удобно лежать в руке и оставлять яркий след на доске.
  • Письмо очень мягким карандашом на бумаге. Для первых проб письма на бумаге лучше использовать очень мягкий карандаш, так как он не требует от ребёнка дополнительных усилий и оставляет заметный результат.

Важно, чтобы ребёнок в повседневной жизни видел, что вы тоже пишете: списки, заметки, напоминания, записки, письма. Ведь это очень хорошо поддерживает его интерес и желание научиться делать, как родители. Поэтому старайтесь пользоваться не только электронными заметками, но и бумажными.

В тот момент, когда малыш уже знает буквы и знает как их писать, но его рука ещё не готова к полноценному письму, можно воспользоваться Подвижным алфавитом. Покажите ребёнку, как вы выкладываете слова из отдельных букв и предложите ему сделать то же самое.

Когда малыш выкладывает слова, он их пишет, а не читает. Он выкладывает на слух, поэтому допускает ошибки в правописании. Но не исправляйте его, не нужно исправлять А на О в слове КАРОВА, которое ребёнок так старательно выложил. Сейчас это ни к чему, а позже малыш без труда освоит правописание и будет писать правильно.

Параллельно с этими занятиями дошкольник постепенно сам начнёт пробовать написать на бумаге не только отдельные буквы, но и слова. Конечно же, он захочет их потом прочитать и попросит вас об этом. Значит, пришёл момент, научить малыша читать.

Звуковые упражнения для обучения чтению

  1. Снова соберите звуковой мешочек. Положите в него предметы, названия которых состоят из 3-4 букв и слышатся так же, как пишутся.
  2. Покажите ребёнку один предмет и покажите, как пишете его название.
  3. Прочитайте, что написали: по буквам, затем медленно соединяя буквы, затем одним словом, но делайте паузы.
  4. Когда ребёнок повторит за вами, поддержите: «Здорово, ты только что сам прочитал, ты читать умеешь!».

Самостоятельное чтение книг

Чтение первых книг

Это очень ответственный и долгожданный шаг, он для дошкольника очень важен. Чтобы у малыша всё получилось, нужно выбрать подходящие книги для первого чтения:

  • Объём книги не должен быть больше 5-6 страниц.
  • На каждой странице должны быть крупные иллюстрации и 1-2 слова.
  • Шрифт текста должен быть крупный, так ребёнку будет казаться, что он прочитал много. Это поддержит его интерес и уверенность в себе.

Пока ребёнок начинает читать свои первые книги, продолжайте выразительно читать ему обычные на ночь или когда привыкли. Теперь малыш будет активно проявлять инициативу, и вы можете предложить ему как-нибудь: «Давай, ты мне прочитаешь свою книгу, а я тебе – свою?». Поддерживайте интерес, отвечайте на вопросы и помогайте малышу тренировать новые навыки.

Советы и рекомендации по обучению чтению

  • Не стоит торопиться и давить на ребёнка. Если малыш сегодня не хочет заниматься, у него нет настроения, с пониманием перенесите занятия на следующий день. Сделайте занятия письмом и чтением естественной частью вашего дня, чтобы это было удобно для всех.
  • Во время занятий уважайте индивидуальную скорость ребёнка. Показывайте чётко, без лишних слов, не путайте малыша.
  • Когда хотите что-то показать, сначала потренируйтесь сами, определите свои шаги. Чтобы во время презентации, занятия или игры всё понятно объяснить и показать малышу, не потерять его интерес.
  • Не нужно переучивать ребёнка, если он пишет левой рукой. Это также правильно и естественно, как и письмо правой.
  • Не учите ребёнка читать раньше срока. Не нужно делать этого в 2 года, потому что чтение – это понимание того, что ты читаешь. В возрасте 2 лет ребёнок будет фотографически запоминать слова и вопроизводить без понимания, это может отразиться на его успехах в чтении и письме в будущем. Если вы начнёте учить ребёнка писать и читать вовремя, то всё пройдет легко и интересно для всех.

Совместное чтение с ребёнком

  • Чтобы развивать интерес дошкольника к чтению, продолжайте играть в соответствующие игры. Много таких игр можно приобрести на маркетплейсах, например подойдёт игра «Читай-хватай».
  • Также поддержать интерес к письму и чтению можно через ежедневную рутину: пишите ребёнку записки, диктуйте ему списки продуктов или пишите под его диктовку, подписывайте что-то, читайте текст на уличных знаках, вывески магазинов, названия улиц.

Поддерживайте ребёнка, помогайте ему и не ругайте. Замечайте слабые стороны и очень мягко уделяйте им больше внимания. Успешных и результативных занятий!

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться