Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Как научить ребёнка читать? Занятия и игры для обучения чтению
Содержание
Когда учить ребёнка читать
Нет конкретного момента, единого для всех детей, когда они готовы научиться читать. Все дети индивидуальны и развиваются в своём особенном ритме. Не пропустить тот самый момент, когда именно ваш малыш будет готов к знакомству с буквами, письмом и чтением, вам поможет регулярное совместное чтение книг.
Когда ребёнок начнёт проявлять свой интерес не только к иллюстрациям, станет замечать текст, начнёт спрашивать у вас о нём — момент настал. Ненавязчиво и пошагово можно начинать обучение ребёнка чтению. Происходит это около 3-х лет.
Как научить ребёнка читать
Традиционная система обучения предполагает, что сначала нужно научить ребёнка читать, а затем — писать. Но дело в том, что при таком подходе ребёнок сталкивается с определёнными трудностями. Гораздо естественнее для человека, когда:
- В первую очередь развивается устная речь, расширяется словарный запас.
- Затем тренируется навык письма, записи слов письменными буквами, запоминается алфавит.
- И уже после этого без труда можно переходить к чтению того, что сам написал, к первым простым книгам и т.д.
Казалось бы, как ребёнок будет писать, если не умеет читать? Но на самом деле, ребёнку 3-4 лет действительно легче освоить письмо, потому что в этом деле присутствует движение. Чтение же предполагает неподвижную деятельность. Занятия, в которых есть движение, ребёнок 3-4 лет всегда будет приветствовать больше других, потому что на этот возраст у него приходится сензитивный период движения.
До того момента, пока ребёнок проявит живой и активный интерес к тексту на страницах книг, активно занимайтесь развитием его речи и постоянно расширяйте его словарный запас. Для этого можно использовать дидактические карточки. А когда возникнет интерес, подключите звуковые игры.
Первые звуковые игры для обучения чтению
Звуковые игры — один из первых инструментов, который помогает познакомить ребёнка со звуками. Во время занятий малыш постепенно начнёт воспринимать слово не как единицу, а как что-то составное. Цель звуковых игр — научить ребёнка в словах слышать и находить отдельные звуки и воспринимать их как части слова.
Для игры в домашних условиях приготовьте мешочек или коробочку, в которую положите несколько мелких предметов, названия которых малыш уже знает. Это могут быть фигурки животных, копии овощей и фруктов, природные материалы и т.д. Выбранные предметы должны начинаться на разные звуки.
- Привлеките внимание ребёнка: «Идём, у меня есть кое-что интересное для тебя!».
- Затем поочерёдно вынимаем предметы и называем их выразительно с акцентом на первый звук: «кошка – К, кошка», «жёлудь – Ж, жёлудь».
- Потом попросите малыша: «покажи, что из этого начинается на К?».
- Когда ребёнок поймёт и приспособится, то потренируйтесь выделять последний звук. И уже после этого можно переходить к среднему звуку, выбирая короткие слова из 3 букв.
Звуковые игры со средой. Когда ребёнок начал определять первый и последний звук в словах, научился находить предметы с названиями на заданный звук, можно добавить разнообразие в занятия. Предложите малышу большую коробку или корзину, в которую попросите собрать по дому предметы, которые начинаются, например, на Б. Ребёнок может принести вам корзину с бусами, батоном, блюдом, бантом и т.д. Двигательная активность только подогреет интерес малыша к звуковым играм.
Игра «Что я вижу?». Вы мысленно выбираете предмет в поле вашего зрения, который начинается, например, на Л — лампу. Тогда спрашиваете ребёнка: «Я вижу предмет, название которого начинается на Л. Что это?». В эту игру легко играть в любом месте, потому что искать предметы можно и на картинках книг.
Когда ребёнок научился различать звуки в словах — переходим к изучению букв и к письму.
Занятия для обучения чтению с Шершавым алфавитом
Для знакомства с буквами, их внешним видом и написанием отлично подойдёт Шершавый алфавит. Вы можете сделать его самостоятельно с помощью шаблонов, картона и наждачной или бархатной бумаги. В этом вам поможет наша статья
Важно сначала знакомить ребёнка не с печатными, а с прописными буквами. И называть именно звук: Б, а не БЭ; К, а не КА; Ф, а не ФЭ или ЭФ. Не стоит переживать за то, что ребёнок потом запутается и не выучит алфавитные названия букв.
Когда придёт время учить именно алфавит, вам с этой задачей очень быстро поможет справиться песня. Вы сможете найти много запоминающихся и мелодичных песен, где буквы пропеваются в алфавитном порядке, который легко запоминается таким образом.
Занятия с Шершавым алфавитом нужно проводить 1 раз в день в формате трёхступенчатого урока:
- Для одного занятия выбираем по 2-3 буквы, которые по слуховому и визуальному восприятию заметно отличаются друг от друга. Называем звук и обводим букву пальцем именно так, как пишем. Для этого вы сами должны знать, как правильно пишутся буквы. Ребёнок повторяет за вами — обводит и называет.
- Играем: «Покажи, где Э?», «Спрячь Б за спину!», «Положи Т в коробочку».
- Показываем букву и спрашиваем у ребёнка: «Это какая буква? А вот это какая?».
Параллельно с изучением Шершавого алфавита, можно заниматься сортировкой. Сортировать можно карточки, а можно предметы.
- Выберите 3 буквы, распечатайте или напишите их прописью и положите карточки отдельно в 3 маленькие коробочки. А карточки с изображениями положите вместе в коробочку побольше.
- Объясните ребёнку, что в большой коробочке есть карточки, предметы на которых начинаются на те буквы, которые лежат отдельно.
- Попросите малыша рассортировать все карточки из большой коробочки по маленьким, определяя, на какие буквы начинаются названия изображённых предметов.
Занятия по обучению письму
Когда малыш запомнит большую часть алфавита, можно переходить к письму. Но на старте мы не будем использовать бумагу и ручку, будем писать пальцами. Ребёнку будет сделать это гораздо легче, потому что именно пальцами он обводил буквы Шершавого алфавита.
- Письмо пальцами на песке или манке. Насыпьте песок или манку на поднос и напишите знакомую букву. Потом потрясите поднос и скажите «Смотри, буква исчезла! Напиши её снова». Регулярно выполняйте это упражнение. Когда у малыша станет получатся, переходите к следующему этапу.
- Письмо мелом на мольберте или небольшой специальной доске. Принцип занятия остаётся прежним. Мелки должны удобно лежать в руке и оставлять яркий след на доске.
- Письмо очень мягким карандашом на бумаге. Для первых проб письма на бумаге лучше использовать очень мягкий карандаш, так как он не требует от ребёнка дополнительных усилий и оставляет заметный результат.
Важно, чтобы ребёнок в повседневной жизни видел, что вы тоже пишете: списки, заметки, напоминания, записки, письма. Ведь это очень хорошо поддерживает его интерес и желание научиться делать, как родители. Поэтому старайтесь пользоваться не только электронными заметками, но и бумажными.
В тот момент, когда малыш уже знает буквы и знает как их писать, но его рука ещё не готова к полноценному письму, можно воспользоваться Подвижным алфавитом. Покажите ребёнку, как вы выкладываете слова из отдельных букв и предложите ему сделать то же самое.
Когда малыш выкладывает слова, он их пишет, а не читает. Он выкладывает на слух, поэтому допускает ошибки в правописании. Но не исправляйте его, не нужно исправлять А на О в слове КАРОВА, которое ребёнок так старательно выложил. Сейчас это ни к чему, а позже малыш без труда освоит правописание и будет писать правильно.
Параллельно с этими занятиями дошкольник постепенно сам начнёт пробовать написать на бумаге не только отдельные буквы, но и слова. Конечно же, он захочет их потом прочитать и попросит вас об этом. Значит, пришёл момент, научить малыша читать.
Звуковые упражнения для обучения чтению
- Снова соберите звуковой мешочек. Положите в него предметы, названия которых состоят из 3-4 букв и слышатся так же, как пишутся.
- Покажите ребёнку один предмет и покажите, как пишете его название.
- Прочитайте, что написали: по буквам, затем медленно соединяя буквы, затем одним словом, но делайте паузы.
- Когда ребёнок повторит за вами, поддержите: «Здорово, ты только что сам прочитал, ты читать умеешь!».
Чтение первых книг
Это очень ответственный и долгожданный шаг, он для дошкольника очень важен. Чтобы у малыша всё получилось, нужно выбрать подходящие книги для первого чтения:
- Объём книги не должен быть больше 5-6 страниц.
- На каждой странице должны быть крупные иллюстрации и 1-2 слова.
- Шрифт текста должен быть крупный, так ребёнку будет казаться, что он прочитал много. Это поддержит его интерес и уверенность в себе.
Пока ребёнок начинает читать свои первые книги, продолжайте выразительно читать ему обычные на ночь или когда привыкли. Теперь малыш будет активно проявлять инициативу, и вы можете предложить ему как-нибудь: «Давай, ты мне прочитаешь свою книгу, а я тебе – свою?». Поддерживайте интерес, отвечайте на вопросы и помогайте малышу тренировать новые навыки.
Советы и рекомендации по обучению чтению
- Не стоит торопиться и давить на ребёнка. Если малыш сегодня не хочет заниматься, у него нет настроения, с пониманием перенесите занятия на следующий день. Сделайте занятия письмом и чтением естественной частью вашего дня, чтобы это было удобно для всех.
- Во время занятий уважайте индивидуальную скорость ребёнка. Показывайте чётко, без лишних слов, не путайте малыша.
- Когда хотите что-то показать, сначала потренируйтесь сами, определите свои шаги. Чтобы во время презентации, занятия или игры всё понятно объяснить и показать малышу, не потерять его интерес.
- Не нужно переучивать ребёнка, если он пишет левой рукой. Это также правильно и естественно, как и письмо правой.
- Не учите ребёнка читать раньше срока. Не нужно делать этого в 2 года, потому что чтение – это понимание того, что ты читаешь. В возрасте 2 лет ребёнок будет фотографически запоминать слова и вопроизводить без понимания, это может отразиться на его успехах в чтении и письме в будущем. Если вы начнёте учить ребёнка писать и читать вовремя, то всё пройдет легко и интересно для всех.
- Чтобы развивать интерес дошкольника к чтению, продолжайте играть в соответствующие игры. Много таких игр можно приобрести на маркетплейсах, например подойдёт игра «Читай-хватай».
- Также поддержать интерес к письму и чтению можно через ежедневную рутину: пишите ребёнку записки, диктуйте ему списки продуктов или пишите под его диктовку, подписывайте что-то, читайте текст на уличных знаках, вывески магазинов, названия улиц.
Поддерживайте ребёнка, помогайте ему и не ругайте. Замечайте слабые стороны и очень мягко уделяйте им больше внимания. Успешных и результативных занятий!
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов