•  

    РАЗВИВАЮСЬ САМ!

    23 октября, 15:00

    Бесплатный повтор вебинара по созданию развивающей среды для ребёнка до года


    Участвовать

     

  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

    по созданию развивающей среды

    Стоимость — 1500 ₽ за полтора часа

    Подробности можно запросить по почте: editorial@mchildren.ru

Главная Отвечаем на вопросы Как оградить ребёнка от опасности, не мешая ему развиваться

Как оградить ребёнка от опасности, не мешая ему развиваться

Добавить в избранное Распечатать

У нас спросили:

— Моему сыну 1,5 года. Хочу уточнить несколько моментов.

1. Мы живём в частном доме. У нас ремонт, и лестница временная: на ней нет перил и балясин. Поэтому ребёнок по ней самостоятельно только ползает. На крыльце тоже нет опоры, и сын поднимается и спускается, держась за руку взрослого. В общественных местах малыш также не ползает по лестницам, а взбирается на них с помощью родителей. В этой ситуации наша помощь мешает сыну освоить хождение по лестнице?

2. Чтобы малыш помогал готовить, мы используем табуретку с бортиками безопасности, которая приставляется к разделочной зоне или раковине. Её я каждый раз приношу из другой комнаты. Если оставить табурет на кухне, сын всё разгромит, разобьёт посуду и может пораниться, пока меня нет рядом.

Получается, что малыш занимается практическими делами только под присмотром взрослого и в то время, которое выбирает родитель, а не он. Допустимо ли такое ограничение использования табурета, чтобы избежать травмирования сына острыми предметами или чем-то другим, пока взрослого нет на кухне?

Отвечает Анна Федосова, детский психолог, Монтессори-педагог (АМИ 0–3):

— Оба ваших вопроса касаются соотношения безопасности, помощи, свободы, ответственности и доверия, так что ответ на них единый, но состоит из трёх частей. Пропорции, в которых следует смешать их (и, возможно, взболтать), выбирать вам.

1. Помощь.

Помощь помощи рознь. Имеет большое значение, опирается ли ребёнок на руку взрослого сам или взрослый держит малыша так, что он наполовину висит на руке.

Как-то при мне один тоддлер десятки раз взбирался на качающуюся лавочку, и мама его подхватывала всякий раз, когда он вставал на ней и терял равновесие, так что падение становилось неизбежно. Он снова и снова оказывался в опасной ситуации.

Я предложила маме свою помощь, и поймала падающего ребёнка так, что результат неловкой потери равновесия стал очевиден мальчику. Одного раза оказалось достаточно, чтобы поведение малыша на скамейке полностью изменилось: он начал вставать с большой осторожностью и впредь ни разу не начинал падать.

Адекватная обратная связь от среды моментально была использована для корректировки движений, как только человек получил возможность заметить, что потеря равновесия означает падение.

Важно дать ребёнку понять, когда вы страхуете его, а когда нет, чтобы у него не сформировалось привычки быть беспечным в расчёте на то, что вы его ловите. Это во-первых. Во-вторых, всегда, когда сможете, ловите детей после того, как они упали, а не до или вместо. Тогда даже в зависимом от вас положении у малыша есть честная обратная связь от мира на его действия, а значит, и возможность корректировать движения с её учётом.

Использование кухни под присмотром взрослого и выдача табурета, расширяющего доступ к кухне, тоже могут быть реализованы по-разному.

Одно дело, когда ваша кулинария привязана к режиму и какое-то относительно продолжительное время у малыша есть возможность выбрать себе занятие и всласть в нём попрактиковаться.

Другое дело, когда табурет приходится выпрашивать, а сама работа на кухне превращается в череду одёргиваний: эту чашку не тронь, это не бери, тут не лей. Даже если вы организуете доступ к кухне и бóльшая часть её предметов под запретом, круг разрешённого должен быть понятно очерчен и устроен так, чтобы в его пределах можно было учиться на собственных ошибках.

2. Доверие.

У меня есть ощущение, что вы переоцениваете деструктивность мальчика. В полтора года подавляющее большинство детей не ставят цели перебить посуду. Они себе не враги и в высшей степени обучаемы и настроены на развитие ловкости настолько, чтобы не раниться и умело обращаться с опасными предметами.

Собственно, это одна из основных задач возраста: приспособиться к миру вокруг настолько, чтобы не калечиться об него. Разумная доля хрупкости некоторых предметов в окружении ребёнка полезна и поучительна.

Разумеется, вы выделяете для тренировочных целей такие вещи, с которыми готовы в случае аварии расстаться без крупного сожаления. Упражнять ловкость на древнекитайском фарфоре — неоправданная расточительность. В этом есть и потенциальная опасность ошибочно транслировать, что разбитая чашка значит для вас больше, чем малыш и его успехи в самосовершенствовании.

Но и помещать детей в макет каюты корабля с железными кружками, прибитыми к столу, тоже излишне, потому что тогда рано или поздно хрупкость «взрослой» посуды станет неприятным сюрпризом. Аналогичная логика работает не только для посуды, но и для лестниц и всего, что могут повредить дети и что может навредить детям.

Безопасность детей в быту

3. Воспитательная уверенность родителя.

Услышьте фразу «Допустимо ли такое ограничение использования табурета, чтобы избежать травмирования сына острыми предметами или чем-то другим, пока взрослого нет на кухне?», будто её произносит кто-то другой. Какие варианты? Нет, недопустимо, пусть режет себя ножом, пока обгорает от включённой конфорки?

Вы — взрослый, от которого ребёнок зависит. Без вас он пока не справится ни физически, ни психологически. Вы за него отвечаете, вы источник заботы и ответ на проблемы и потребности. Нельзя переоценить важность раннего опыта, но недопустимо и обесценивать права, которые даёт ответственность, что вы несёте. А вы в ответе за всё.

Необходимое условие личностного роста — оставаться живым и здоровым, и приемлемый уровень безопасности тоддлеру выстраивает взрослый. Детям нужна не только правота родителя в выборе удачных решений по организации пространства для развития, но и уверенность в этой правоте.

Когда ребёнок чувствует, что вы знаете, что происходит, что делать и к чему стремиться, он спокоен. Он может быть недоволен вашими требованиями, он может быть даже фрустрирован какими-то решениями, ограничивающими возможности саморазвития. Но если при этом малыш считывает вашу уверенность, древнейшие структуры его мозга не активизирует тревога. Только в этом случае человек переходит в режим обучения и способен взять от жизни максимум полезного опыта.

Напротив, создай вы идеальную домашнюю среду, в которой сами останетесь неспокойны, переживая, достаточно ли вы хороши, всё ли делаете правильно, полноценно использовать преимущества пространства малыш не сможет. Если уж взрослый беспокоится, то ему и подавно нужно быть готовым к опасности, атаковать или бежать. На бдительность и поддержание повышенной активности древнейших частей мозга уходит много ресурсов, и на саморазвитие их остаётся недостаточно.

Так что ваше желание дать сыну лучшее похвально. Но после того как вы определились с порядками, которые полезны и детям, и вам, позвольте себе быть уверенной в ваших решениях. Это и родителю невредно, и малышу нужно как воздух.

Задача осложняется тем, что сын постоянно развивается, его возможности растут, а потребности меняются, и устанавливаемые правила не могут оставаться неизменными. Не упуская ощущения собственной правоты, вам нужно постоянно наблюдать за ребёнком и быть готовой отпускать ситуацию и доверять мальчику всё больше ответственности и самостоятельности.

Вы наверняка слышали о «несносных двухлетках» и кризисе трёх лет. И то, и другое, по сути, реакция ребёнка на изменение собственных возможностей. Когда он сам и система внешних правил не успевают меняться достаточно быстро, возникают капризы и упрямство. В периоды интенсивного развития небольшая разбалансировка допустима и практически неизбежна, возрастные кризисы — не ошибка родителя, а маркер и вызов для изменения.

Фото: howwemontessori.com

  • Полезная рассылка

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Один Монтессори-день Елисея

Опыт родителей

Один Монтессори-день Георгия

1 комментарий
Опыт родителей

Один Монтессори-день Максима

2 комментария
Опыт родителей

Один Монтессори-день Матвея

3 комментария
Опыт родителей

Один Монтессори-день Демида

2 комментария
Опыт родителей

Один обычный Монтессори-день с двумя детьми

1 комментарий
Опыт родителей

Как я стала Монтессори-мамой

Опыт родителей

Монтессори-пространство для двух детей разного возраста