15 советов психолога, которые помогут уменьшить количество истерик

15 советов психолога, которые помогут уменьшить количество истерик

Ближе к 2–3 годам совершенно неожиданно ребёнок закатывает истерики по любому поводу. Он падает на пол или начинает кричать, будто его жестоко избивают, хотя вы всего лишь не купили ему печенье. Ребёнок может устраивать истерики чаще или реже, кричать громче или тише, но практически каждый родитель сталкивался с ними в этом возрасте. В статье мы расскажем, как можно предотвратить детские истерики.

Почему ребёнок устраивает истерики

Около 2 лет ребёнок начинает испытывать потребность в большей самостоятельности. Впервые он начинает ощущать, что может управлять ситуацией и сам принимать решения. Мы так часто слышим от двухлетки «Я сам уберу тарелку, я сам оденусь, я сам пойду по улице, не хочу за ручку!», что называем этот период развития «Я сам!».

  • Ребёнок требует независимости, но даже осознающие это родители не могут дать её в полной мере во избежание угрозы его здоровью и жизни. Он настаивает — мы противостоим. В силу возраста эмоциональная сфера ещё не сформирована, поэтому двухлетки проявляет свой протест через капризы.  Проявлять свои эмоции другими способами пока не научился.
  • Постоянные истерики у ребёнка — это желание независимости и слабая эмоциональная устойчивость. Чтобы предотвратить истерики, нужно помочь малышу почувствовать себя достаточно независимым и приобрести больше эмоциональной устойчивости.
  • Многое зависит от личных качеств. Как и взрослые, дети могут быть менее склонны к самостоятельности, быть более стрессоустойчивыми. Поэтому одни дети проще справляются с неприятной для них ситуацией, а другие устраивают истерику из-за любой мелочи.

Что делать, чтобы предотвратить истерику ребёнка

Иногда родители спрашивают, как бороться с истериками ребёнка. Мы рекомендуем не бороться, а изменять пространство, в котором малыш может быть более независимым; и помогать ему учиться высказывать и переживать свои эмоции. Вот как это можно сделать.

Создайте комфортную среду и дайте возможность заниматься

Создайте дома такую среду, в которой малыш сможет самостоятельно выполнять все обычные для него дела: одеваться, мыться, брать тарелку или наливать воду. Поставьте его посуду, стакан и кувшинчик с водой в доступном месте.

Удобная среда предотвратит детские истерики
Поставьте в ванной комнате башню-помощника, чтобы он мог дотянуться до раковины, помыть руки и умыться

Ребёнок должен быть занят интересной и подходящей ему по возрасту деятельностью: участие в повседневных делах, полезные для развития игрушки, материалы для творчества.

Расположите игрушки на открытых полках невысокого стеллажа, так их удобнее будет брать. Приглашайте ребёнка участвовать во всех бытовых делах, особенно если он просит об этом.



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



Предоставьте право выбора

Для детей 2–3 лет очень важно самостоятельно выбирать. Однако они часто теряются, если мы предоставляем слишком сложный выбор.

Возможность выбора делает детей спокойнее
Вместо того чтобы открыть шкаф и предложить выбрать одежду, положите перед малышом две футболки и спросите, какую он хочет надеть

Вместо того чтобы спросить: «Ты хочешь пойти гулять?», лучше скажите: «Мы идём гулять. Куда тебе хотелось бы пойти: на площадку или в парк?».

Уделяйте внимание

Если малыш вас о чём-то просит или спрашивает, постарайтесь уделить ему внимание. Если вы не можете среагировать сразу, скажите: «Сейчас я закончу разговор по телефону, и выслушаю тебя».

Дети с удовольствием участвуют в домашних делах, поэтому совместная уборка и готовка дают им возможность провести больше времени вместе со взрослыми и полезны для развития.

Помогайте узнавать и называть эмоции

Обучайте ребёнка узнавать свои эмоции. Когда видите, что он плачет, не стоит сразу успокаивать его или переключать внимание. Спросите: «Тебе грустно? Тебе больно? Может быть, ты злишься?».

Давайте малышу положительный пример выражения эмоций: разговаривайте спокойно, старайтесь выражать свои эмоции нормативными способами, особенно в конфликтах. Это должно касаться отношений между всеми членами семьи.

Проговаривайте эмоции малыша

Придерживайтесь расписания и предупреждайте о незапланированном

Дети около 2–3 лет особенно чувствительны к установленному порядку. Изменение в расписании легко может выбить их из колеи. Следуйте заведённому порядку насколько это возможно: ешьте, гуляйте, ложитесь спать в одно и то же время.

Если всё-таки придётся отклониться от обычного расписания, обязательно сообщите малышу заранее. Объясните, что именно будет по-другому и почему: «Сегодня мы не пойдём гулять, на улице сильный дождь. Вместо этого предлагаю испечь торт. Будешь со мной печь торт?»

Следите за сном и приёмами пищи

Часто кажется, что негативные эмоции вызвал какой-то внешний фактор, но на самом деле это может быть его состояние в данный момент.

Голодный или невыспавшийся, он может закапризничать в любой момент. Поэтому родителям следует позаботиться, чтобы малыш спал достаточно времени и вовремя ел.

Физическая активность на свежем воздухе

В этом возрасте очень важно чередовать любую деятельность с периодами активного отдыха, желательно на свежем воздухе. Чем больше малыш гуляет и тратит силы на движение — тем меньше риск, что неизрасходованная энергия выплеснется в виде истерики.

Узнавайте истинные потребности

Допустим, мама ушла по делам. А когда вернулась, принесла малышу в подарок небольшую игрушку. «Неблагодарный» малыш начинает плакать.  Однако мама может заметить: на самом деле  он в обиде потому, что мама уходила, а не потому, что «хотел другую игрушку». И сейчас ему нужнее получить немного маминой ласки — вот его настоящая потребность, а не другая игрушка. Это не всегда очевидно, поэтому родителям следует учиться видеть реальные чувства малыша.

Установите твёрдые правила

Как можно реже используйте слово «нельзя», только там, где действительно нельзя. Обязательно соблюдайте заведённые правила и пресекайте их нарушение. Так ребёнку будет проще понять, что некоторые вещи неоспоримы и нет смысла пытаться их изменить.

Не противоречьте друг другу, устанавливая правила в семье. Дети должны знать, что если мама не разрешает есть шоколад по будням, то ничто не поможет добиться шоколадки ни от папы, ни от бабушки.

Объясняйте заранее, откуда берутся правила

Обсудите установленные правила с ребёнком. Сделайте это заранее, а не когда он уже столкнётся с запретом. Переходя дорогу, скажите: «Дорогу всегда нужно переходить за руку со взрослым. Потому что ты можешь не заметить машину, и она может сбить тебя», «У нас в семье не едят сладкое по будням, потому что мы с папой хотим, чтобы у всех были здоровые, крепкие зубы».

Не будьте слишком строгими, расширяйте рамки

У вас обязательно должны существовать некоторые границы дозволенного. Но если строгого правила по какому-то вопросу нет, не будьте слишком суровы.

Допустим, малыш просит вас остаться на площадке ещё чуть-чуть. Это может быть просто каприз, но возможно, это время действительно ему необходимо. И если у вас нет неотложных дел, позвольте немного задержаться.

Если у ребёнка был негативный опыт, внесите позитив

Предположим, ребёнок закатил истерику из-за ремня безопасности. Вы объяснили, что таковы правила — он не может ехать не пристёгнутым, потому что это опасно. Однако, когда вы поедете на машине в следующий раз, он снова может устроить истерику.

Нужно ещё раз подготовить ребёнка: опять заранее рассказать об установленном правиле и объяснить причины. И позаботиться о привлечении позитивного опыта в поездку: предложите взять любимую книжку, чтобы посмотреть её в машине, или включите диск с любимыми песенками.

Не шантажируйте

Часто родители пытаются отучить ребёнка от истерик с помощью шантажа: «Если ты будешь капризничать, то я накажу тебя. А если не будешь — куплю конфету». Этот метод не действует.

Малыш капризничает из-за слабой эмоциональной устойчивости и вряд ли сможет себя контролировать. Если во время истерики он будет думать и о предстоящем наказании, нестабильное состояние только усугубится.

Переводите тему

Можно отвлечь, но только до того, как ребёнок устроил истерику, а не во время неё. Если чувствуете, что он нервничает и вот-вот заплачет, постарайтесь переключить внимание: «Я хочу покормить кота. Поможешь мне насыпать корм?»

Уверьтесь, что у вас тёплые отношения

Если у вас недостаточно тёплые отношения — к сожалению, вы столкнётесь с постоянными приступами детской истерики.

Родительская любовь — основа хорошего самочувствия малыша, такая же потребность, как еда или сон. Поэтому рекомендуем проводить больше времени вместе — целуйте и обнимайте малыша как можно чаще, говорите о своей любви.

Наталия Гончарова — детский психолог и Монтессори-педагог

Фото Ольги Горевой

Мини-курс «Бьёт и кусает»

Учим ребёнка справляться с эмоциями без агрессии. Эффективные техники, которые помогут отучить малыша драться, щипаться и разбрасывать всё вокруг.

Хотим, чтобы мам не кусали и не дёргали за волосы

Узнать подробнее
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться