Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Как развивается речь ребёнка в первый год жизни
От рождения до 4,5 лет у ребёнка активно развивается речь, но именно младенчество — ключевой этап в этом процессе. В первый год жизни закладываются основные предпосылки для формирования собственной речи, малыш учится понимать, что говорит взрослый. Так, к двенадцати месяцам он может осмысленно произносить от 4 до 15 слов, а воспринимать — в три раза больше. Как развивается речь у ребёнка до года, рассказали в статье.
С 1 до 6 месяцев
В этот период жизни младенец не понимает того, что ему говорят. Главным образом реагирует на голос взрослого, его улыбку и жесты. Особенно чувствителен к интонации, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике. Если интонация грубая, агрессивная, ребёнок может заплакать. Если мелодичная и спокойная, то будет улыбаться.
Например, мы скажем что-то с грубой интонацией, при этом используем приятные слова, и ребёнок расстроится. И наоборот, скажем что-то неприятное, но ласковым голосом, — начнёт улыбаться.
Практически с рождения ребёнок реагирует на речь взрослого. Уже на третьей неделе он сосредотачивается на голосе мамы и папы, других близких людей
На 2-м месяце жизни ребёнок прекращает крики, когда слышит речь, обращённую к нему. Тогда малыш сосредотачивается на лице взрослого и обращает внимание на движения его губ, языка.
Примерно в 3 месяца у ребёнка появляется комплекс оживления: когда взрослый подходит, говорит что-то ребёнку и улыбается, он улыбается в ответ. Малыш начинает произносить гласные, согласные. Появляется хаотичное движение ручками и ножками. Он как бы говорит взрослому: «возьми меня на руки».
В этот же период малыш проявляет особую избирательность к звукам речи, сравнивая и выделяя их из окружающего мира. Например, если в комнате одновременно зазвучит музыка и речь взрослого, ребёнок будет ориентироваться именно на речь взрослого.
В период от 2 до 4 месяцев ребёнок произносит согласные звуки, такие как «к», «х». После четырёх месяцев гуканье сменяется гулением, и он начинает произносить высокие певучие звуки, напоминающие трели птиц. При этом взрослый часто не может сымитировать то, что получается у малыша.
На 4-м месяце ребёнок начинает перекликаться со взрослым на расстоянии. Он может из соседней комнаты произносить какие-то звуки, обращённые к родителю. Причём эти звуки он продолжает произносить и после того, как общение прекращено.
В этом возрасте звуки начинают контролироваться слухом. Ребёнок произносит звук, замолкает, прислушивается к себе и начинает менять интонацию звуков. Он как бы проводит собственное звуковое исследование.
В 5-6 месяцев малыш начинает произносить звуки и производит скоординированные движения. Таким способом он самовыражается, пытаясь привлечь внимание. Ребёнок сам становится инициатором общения, выделяя взрослого для себя как основной объект для этой деятельности.
Малышу настолько интересен мир общения и звуков, что он произносит их, даже если взрослый при этом не присутствует. Например, играет с погремушками, игрушками, и это сопровождается определёнными звуками
С 6 до 12 месяцев
Второе полугодие характеризуется появлением самого главного средства общения — речи. Происходит развитие навыков, которые сформировались в предыдущие шесть месяцев жизни. Слух утончается и становится более избирательным. Ребёнок начинает устанавливать связь между словом и предметом, между действием и словом; учится различать похожие друг на друга звуки. Понимает существительные, а после — глаголы.
Развиваются голосовые реакции, которые формировались до этого момента. Сначала это громкие звуки, насыщенные и эмоциональные, затем гуканье — короткие звуки, типа «агу».
Потом начинается лепет: это сочетание гласных и согласных, которые похожи на осмысленную человеческую речь. Мы слышим «ба-ба-ба», «та-та-та», «ма-ма-ма», но ребёнок не наделяет эти звуки каким-то смыслом. То есть «ма-ма-ма» не обязательно относится к маме. Слово возникнет тогда, когда ребёнок вкладывает смысл в сочетание звуков.
Впервые лепет появляется и наиболее ярко выражается в ситуациях общения со взрослым. Для родителей очень важно, наблюдая за развитием ребёнка первого года жизни, обращать внимание, есть ли лепет у младенца и как он развивается. Отсутствие лепета — признак того, что нужно проверить слух ребёнка у специалиста.
Лепет продолжается всё второе полугодие. Для малыша это особая форма самостоятельной деятельности, средство общения и способ выражения эмоционального состояния. При этом произносимые звуки основываются на подражании и самоподражании — ребёнок очень внимательно прислушивается к тому, что у него получается, пробует различные варианты сочетания звуков.
Подражание выступает основой развития речи, поэтому младенцу очень важно наличие рядом взрослых, общающихся с ним и друг с другом. Если они находятся рядом, лепет становится более интенсивным.
Ребёнок продолжает обращать внимание на артикуляцию взрослого и повторяет за ним движения губ и языка, а также новые звуки, которые от него слышит. При этом возникает отсроченное подражание: малыш слышит какие-то звуки, внимательно наблюдает за взрослым и через какое-то время сам произносит их.
В 6-7 месяцев развивается первичное понимание слов. По просьбе взрослого ребёнок находит предмет, который лежит в одном и том же месте, и поворачивает голову в сторону этого предмета. Например, мы можем спросить: «Где кукла?», — и малыш повернёт голову в сторону куклы.
«Где?» — это первый вопрос, на который возникает реакция у ребёнка и который он понимает
Связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчивая. Ребёнок воспринимает предмет в контексте здесь и сейчас. В том месте, где предмет находится в данный момент. Если предмет меняет своё местоположение, то младенец может его не указать.
В 8-9 месяцев ребёнок уже может найти предмет, даже если он лежит всегда в разных местах. На вопрос «Где кукла?» малыш поползёт к кукле, притом он может направиться в другую комнату, зная, что она там находится, и укажет на неё.
У ребёнка возникает постоянное восприятие предметов. Он понимает, что если предмет накрыт какой-то косынкой, то его просто не видно. Если переместился в другое место, то он сохраняет свои функции и остаётся тем же самым.
В этом же возрасте ребёнок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения — садится, встаёт. Родитель говорит: «Покажи ладушки», — и ребёнок начинает хлопать в ладоши. «Помаши „до-свиданья”», — и машет рукой.
Вскоре малыш будет понимать элементарные поручения: «Дай маме ложку», «Положи», «Возьми мяч».
В 10-11 месяцев ребёнок выбирает предметы из двух и более по словесному указанию взрослого. Перед ним может лежать мячик и кубик, и когда мама попросит взять кубик, малыш справится.
Понимание взаимосвязи между предметом и названием — это важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даёт ребёнку возможность взаимодействовать с предметами уже в их отсутствие и развить представление о предметах в виде образов
К концу года ребёнок понимает названия большинства своих игрушек. Он знает названия предметов, с которыми он взаимодействует — например, посуды — понимает глаголы самых простых действий: пить, ходить, лежать, спать.
Появляются так называемые лепетные триады, или лепетное говорение. Оно всегда обращено к взрослому: ребёнок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается. Лепет направлен на взрослого и на ожидание реакции от него. Фактически это способ общения со взрослым.
Внешне ребёнок совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, хотя никакого содержания в этом лепете нет. При этом взрослый без труда понимает, что хочет сказать ему малыш. Именно лепет предшествует появлению активной речи.
Также к концу первого года жизни у многих детей появляются отдельные слова, которые имеют своё постоянное значение и звучание. Допустим, «няй-няй» (= «дай-дай»), «аф-аф» (= собака), «ам-ам» (=кушать). Это так называемые автономные слова.
Коротко о главном
- Взрослый вводит ребёнка в мир речи, поэтому важно как можно больше общаться с младенцем в первый год жизни.
- Подражание взрослому — основа развития речи у ребёнка. Малыш слышит какие-то звуки, наблюдает за движениями губ и языка и через какое-то время сам произносит эти же звуки.
- В первые шесть месяцев жизни развитие речи у ребёнка происходит так: реагирует на речь взрослого и пытается произносить звуки → прекращает крики, слыша речь, обращённую к нему → появляется гуканье (отчётливо произносит согласные «к», «х») → гуление (высокие певчие звуки, гласные) → перекликается со взрослым на расстоянии → произносит звуки, чтобы исследовать их → привлекает внимание взрослого к себе звуками и координирует движения.
- Во втором полугодии происходит становление речи: утончается слух → ребёнок начинает понимать существительные, затем глаголы → воспринимает и может выполнить простые указания → развиваются голосовые реакции, которые начали появляться в первом полугодии → появляется лепет → ребёнок произносит автономные слова, жестикулирует и таким образом общается со взрослым.
- Если в первый год жизни у ребёнка не появился лепет, это повод проверить его слух и показать специалисту.
Статья подготовлена по материалам курса Сензитивные периоды развития ребёнка В. Н. Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI
Фото Анны Ефремовой и Анны Йост
Редактор: Камила Кленовиц
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов