Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Развитие движений у детей от 1 до 3 лет: что помогает, а что задерживает
Главная задача в возрасте от 1 до 3 лет — совершенствовать свои движения. Научиться увереннее ходить, бегать, прыгать и сохранять равновесие тела в пространстве, двигаться с вещами в руках, согласованно действовать руками и ногами.
В статье рассмотрим основные этапы развития движений ребёнка и условия, которые помогут ему своевременно освоить нужные двигательные навыки.
Развитие движений от 1 до 1,5 лет
Ходит. Как только ребёнок начинает самостоятельно ходить, это становится его базовой потребностью. Он уже не может стоять на месте, ему нужно постоянно перемещаться — он способен без остановки пройти до 10 метров. Потом останавливается на 2–3 минуты, осматривает окружающее пространство или присаживается, снова встаёт и идёт. Поэтому ему нужно пространство, в котором можно свободно и безопасно перемещаться.
В 12–14 месяцев большинство детей ходят, но походка ещё шатающаяся и неустойчивая. Они не всегда способны обойти какое-то препятствие — могут стукнуться и упасть, но не стоит переживать. Природа позаботилась, чтобы дети не получали травмы, пока учатся ходить. Вместо некоторых костей у них хрящи, а малый вес и небольшой рост смягчают удары при падении.
Во время ходьбы ребёнок широко расставляет ноги и часто сгибает их в коленях, чтобы удержать тело в пространстве. Наступает на пол всей ступнёй, чтобы увеличить площадь опоры. Походка его шаркающая, что тоже помогает удерживать равновесие. С этой же целью некоторые дети при ходьбе раскачиваются из стороны в сторону и размахивают руками.
Ходьба пока неравномерная — ребёнок то бежит, то замедляет шаг, то останавливается, затем снова двигается такими перебежками. Это нормально, ему пока сложно скоординировать темп ходьбы.
Осваивает более сложные движения. Малыш учится делать повороты и развороты, наклоняется и пятится. Пытается прыгать на пружинистых поверхностях — матрасе или батуте. Ещё ему нравится прятаться, поэтому пригодятся пространства с одеялами и стульями, гамаками и палатками. И конечно — танцевать под музыку: вскидывать ручки, кружиться и делать пружинистые полуприседания.
Преодолевает препятствия. После года малыши всё ещё много ползают на четвереньках, многие предпочитают этот способ передвижения ходьбе. Они перелазят через невысокие препятствия вроде горы из подушек или карабкаются на лесенку. В этом возрасте пригодятся лабиринты, лесенки около 1 метра высотой или горки из мягких матов.
Также ребёнку важно влезать на какие-то возвышенности, поэтому его очень интересуют лестницы, стулья и диваны. Ближе к 1,5 годам он учится перешагивать через невысокие препятствия (до 10 см).
Переносит предметы. Начинающему ходунку нравится переносить предметы с места на место. Это помогает развивать координацию тела в пространстве, а заодно тренирует руки. Повесьте в свободном доступе несколько небольших сумочек, поставьте корзину с ручками или положите мячи.
Трек для мяча — хорошее подспорье для развития координированных движений. Ребёнок кидает мяч в отверстие, потом идёт к концу дорожки, берёт мяч и снова несёт к отверстию.
Бросает. В этом возрасте ребёнок делает первые попытки замахиваться при бросании. Пока что его больше интересует бросание вдаль, нежели в цель. Положите в свободный доступ мягкие мячики или подушечки для бросания, чтобы дать возможность потренировать этот навык.
Тянет и толкает. К 14 месяцам появляется потребность тянуть и толкать. Поэтому пригодятся тележки и каталки, которые можно катить перед собой или тянуть.
Качается и отталкивается ногами при движении. Желательно, чтобы сиденье качелей располагалось невысоко от пола. Так ребёнок сможет самостоятельно садиться, вставать с качели и толкаться. Он может лечь на сиденье и толкаться ногами или, присев на сиденье, отступить назад, поднять ноги и начать раскачиваться. Также пригодится обычная лошадка-качалка.
Ближе к 16 месяцам уже можно предлагать беговел или низкий трёхколёсный транспорт, позволяющий отталкиваться от пола ногами (педальный трёхколёсный велосипед понадобится ближе к 2,5 годам).
Развитию движений помогают спортивные комплексы и снаряды. Список проверенных производителей, примеры и рекомендации вы найдёте в статье «Выбираем спортивный комплекс ребёнку для дома»
А
Развитие движений с 1,5 до 2 лет
Много ходит. В этот период ребёнок переживает цикл максимального усилия — ищет любые возможности, чтобы увеличить силу ног и рук, научиться держать равновесие в пространстве. Он способен проходить километры с небольшими перерывами, но создаётся такое впечатление, что совершенно не устаёт. При ходьбе малыш сначала сгибает локти и прижимает их телу, но постепенно формируются согласованные движения: правая рука и левая нога делают одновременное движение вперёд.
Ребёнок начинает подниматься и спускаться по наклонным плоскостям, которые приподняты над полом примерно на 20 см. Можно положить наклонную доску, по которой он с удовольствием будет ходить.
Переносит тяжести. Малыш постоянно ищет в среде какие-то тяжести, которые хочет переносить. Можно организовать сумки с тяжёлыми предметами и предлагать переносить посильные тяжести — например, давать в магазине свой пакет.
Учится удерживать предметы при движении. Ребёнок старается удерживать в руках предметы, забираясь на диван и слезая с него. Или карабкается с игрушкой в руках по лестнице. Так он учится удерживать вес в руках при сложных движениях. Рука становится ещё более умелой: малыш может поворачивать ручку или высыпать что-то из перевёрнутой ёмкости, брать в руки два мелких предмета одновременно.
Осваивает ходьбу по ступенькам. Если раньше малыш мог передвигаться по ступенькам только на четвереньках, то теперь ему по силам освоить более сложное комбинированное движение — спускаться и подниматься в вертикальном положении ногами. Он ещё не может поднимать ноги попеременно, поэтому сначала ставит одну ногу на ступеньку, затем приставляет к ней другую.
Перешагивает препятствия, которые находятся на высоте 20 см от пола. Здесь пригодятся брусок, перекладина или бревно для балансирования. Если придвинуть такой брусок к стене, то ребёнок будет ходить по нему, держась за стену. Позже можно будет передвинуть брусок от стены, чтобы учился ходить по прямой линии на весу.
Ходит по линиям. Ближе к 2 годам для удержания тела в пространстве ребёнок начинает перемещаться по различным линиям. Вы заметите, как он начнёт сосредоточенно ходить по чёрточкам на асфальте, узким дорожкам или бордюрам. Всё это делается интуитивно, чтобы научиться удерживать своё тело в пространстве. Можно наклеить на пол цветной скотч: сначала прямую полосу, а потом овал диаметром в пару метров.
Развитие движений с 2 до 3 лет
Утончает движения. После 2 лет завершается формирование базовой координации тела, и ребёнок переходит в период утончения движений. Движения становятся точнее, грациознее и экономнее, а для достижения цели совершается всё меньше действий. Ненужные движения отсекаются, остаются только точные. Так малыш достигает оптимального результата в кратчайший срок, а сэкономленная энергия направляется на дальнейшее развитие.
Легко выполняет сложные движения. Движения у детей второго и третьего года жизни развиты достаточно хорошо, чтобы без передышки преодолеть расстояние в 80–100 метров. Они уже умеют выдерживать направление и изменять его по просьбе взрослого, менять высоту и ширину шага, идти быстрее или медленнее.
Двухлетка начинает ходить с перекатом, с пятки на носок, ходьба становится уверенной. После этого переходит на следующий этап — учится подпрыгивать, прыгать в длину и перемещаться прыжками. А ещё может недолго постоять на одной ноге и походить на цыпочках. Ещё ему нравится бросать небольшие предметы на расстояние до 1 метра.
Двухлетка с удовольствием пинает, ловит и бросает мяч. Может выполнить два разных действия одновременно — например, топнуть и хлопнуть в ладоши. А его руки способны совершать одновременно разные движения: когда рвёт бумагу, то одна рука тянет лист к себе, а другая от себя.
Интегрируется разум и тело. Если не возникает никаких препятствий или отклонений на пути развития, то к 2,5 годам разум и тело уже интегрированы — они представляют одно целое и дальше развиваются вместе.
Вместе со скачком в моторном развитии, у ребёнка происходит скачок в развитии интеллекта — любопытство толкает его к активному исследованию окружающего мира. Он всё лучше понимает, как с ним взаимодействовать. Нажал на кнопку пульта — включился телевизор, повернул ручку на музыкальном центре — изменился звук, повернул ручку крана — полилась вода. Кнопки и ручки становятся любимой забавой.
Поскольку базовая координация тела уже сформировалась, можно начинать водить ребёнка в спортивные секции и кружки, научить ездить на велосипеде или самокате, лазить по верёвочной лестнице. Актуальными остаются долгие прогулки, подвижные игры, лазанье и прыжки.
Что может помешать развитию движений
Ребёнок проходит колоссальный путь в своём двигательном развитии и усовершенствовании движений. Наша задача — создать условия, в которых он пройдёт этот путь без препятствий:
- Не стоит ограничивать свободу движений, если она не принесёт вред ребёнку, другим людям, животным или предметам.
- И сам взрослый не должен стать препятствием на пути двигательной активности ребёнка — не нужно постоянно носить на руках или держать в коляске на прогулке.
- Лучше следовать за естественным развитием, а не ускорять освоение новых навыков. Дождитесь, когда созреет нервная система ребёнка, и он будет готов к самостоятельным движениям.
Не стоит подгонять развитие своего малыша под нормы или других детей. Развитие движений происходит в индивидуальном темпе: одни дети сначала осваивают прыжки, другие — броски. Пройдёт пара месяцев, и ваш малыш обязательно освоит тот двигательный навык, который демонстрируют ровесники. Но только при условии, что у него есть для этого возможности в подготовленной вами среде.
Статья подготовлена по материалам курса
Фото Ольги Горевой и Николь Кавано
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов