Развитие речи ребёнка с 1 до 3 лет: что поможет избежать задержек

Развитие речи ребёнка с 1 до 3 лет: что поможет избежать задержек

Ближе к году ребёнок уже может произносить от 4 до 15 слов. Вскоре мышление и речь объединяются, и ребёнок начинает думать словами. К трём годам он слушает и понимает короткие рассказы, инструкции взрослых, говорит о своих желаниях. В этот период важно правильно поддержать малыша — выстроить общение в семье так, чтобы оно способствовало активному говорению и расширению словарного запаса.

Как развивается речь у детей раннего возраста и как создать подходящие условия, рассказываем в статье.

Главное условие развития речи ребёнка без задержек

Для малыша имеет огромное значение глубокая эмоциональная связь с близкими людьми. Чтобы он скорее заговорил, нужно обеспечить:

  • Регулярное общение со взрослым. Оно помогает поддерживать у ребёнка состояние раскованности, внутреннего комфорта, свободы. Малыш непроизвольно издаёт звуки, как бы отвечая взрослому. Со временем звуки превращаются в слова, а потом и в предложения.
  • Заинтересованность взрослого в общении с ребёнком. Когда взрослый внимательно слушает ребёнка и показывает интерес к нему, малыш видит эту сосредоточенность и учится слушать других людей. Наблюдение за артикуляцией (движением губ, челюсти и языка) взрослого во время говорения помогает ребёнку тоже развивать артикуляцию и стимулирует его произносить звуки и слова.

малыш играет с родителями
Для развития речи ребёнку важна эмоциональная близость и постоянное общение со взрослым

Всякая ли речь, которую слышит ребёнок, помогает ему скорее заговорить? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, выдающиеся советские психологи В. В. Ветрова и М. И. Лисина провели эксперимент. Разделили детей в возрасте 10–15 месяцев на две группы. Первой группе давали прослушивать магнитофонную запись с отрывком из детской радиопередачи, при этом с ними был взрослый — он тоже слушал запись, но не говорил с малышами. Второй группе ничего слушать не давали.

После 20–30 сеансов прослушивания записей детьми первой группы психологи отметили, что у них лепет заметно усилился и участился, а у малышей второй группы — нет. Отсюда сделали вывод, что ребёнку в раннем возрасте очень важно слышать человеческую речь, чтобы самому поскорее научиться говорить.

Тогда возник ещё один вопрос: лепет у детей первой группы так активно развивался в связи с присутствием взрослого, или малышам достаточно было просто слышать человеческую речь из магнитофона?

В поисках ответа эксперимент продолжили, и детей первой группы разделили на ещё две подгруппы. Первой включали аудиозаписи с человеческой речью, при этом с ними в комнате не было взрослого. Вторая подгруппа слушала музыку, уже в присутствии взрослого.

Сеансы, когда из магнитофона звучала человеческая речь, но при этом отсутствовал взрослый, оказались бесполезными. Лепет не усилился. Дети искали взрослого, но не прислушивались к речи. Сеансы, когда в присутствии взрослого прослушивалась музыка, тоже не привели к заметным результатам. Дети главным образом искали источник звука, но их не интересовало общение.

Учёные сделали вывод: для развития речи у ребёнка необходимо присутствие взрослого, при этом обязательно, чтобы он говорил с малышом. Просто звучащей речи мало, чтобы начать говорить. Нужен взрослый — живой источник речи, который устанавливает эмоциональную связь с ребёнком и общается с ним.

Именно взрослый вводит детей в мир речи. Благодаря ему у ребёнка развивается не только умение говорить, но и умение слушать, а также навык воздействия на другого человека через речь.

Особенности развития речи у детей

Развитие речи ребёнка в раннем возрасте тесно связано с его практической деятельностью. Он начинает самостоятельно ходить, постоянно взаимодействует с предметами, узнаёт от взрослого и запоминает их названия, учится использовать новые слова самостоятельно. Всё это стимулирует к общению.

занятие для ребёнка
Во время занятия по аранжировке цветов ребёнок может выучить очень много слов: цветок, стебель, лепестки, роза, стакан, вода, горшок, земля и др. В следующий раз он сможет повторить те, что уже запомнил, и узнать новые

С 1 до 2 лет

К концу первого года жизни у ребёнка начинает формироваться активный и пассивный словарь. Активный словарь — это те слова, которые он уже может произнести, а пассивный — слова, которые он понимает. В активном словаре к 12–14 месяцам может быть от 4 до 15 слов. Пассивный словарь примерно в 3 раза шире: слов, которые понимает ребёнок, больше, чем тех, которые он может произносить.

В этом же возрасте речь переходит на новую стадию: теперь ребёнок воспринимает её как средство общения. Если раньше малыш воспринимал слова как единые нечленораздельные звуковые комплексы, то теперь разделяет их в речи родителя. Как следствие, он начинает активно произносить известные ему слова, адресуя их взрослому.

Чтобы познакомиться с предметом, ребёнок тянется к нему, сопровождая свои действия мимикой и звуками, и плачет или капризничает, если не получает желаемого. Потом смещает фокус на родителя: переводит свой взгляд с предмета на взрослого, чтобы тот достал его, или указывает на предмет жестами.

Малыш произносит слова осмысленно и с привязкой к ситуации, но их значения очень неустойчивы. Так происходит потому, что он осваивает речь ассоциативно: например, видя птицу, указывает на неё и говорит «кар». Затем может увидеть изображение птицы на монетке — эту монетку он тоже назовёт «кар». Потом увидит птицу в часах с кукушкой, и часы станут «кар».

С 1,2 до 1,3 лет начинается активное подражание взрослому. Ребёнок повторяет слова и фразы: смотрит на родителя, наблюдает за движениями его губ, челюстей и языка, пытается произнести слово и назвать предмет, который ранее показал или дал подержать в руках взрослый. Постепенно у малыша это получается.

Затем он переходит к осмысленному употреблению слов. Однако за словом всё равно стоит конкретный предмет: например, слово «чашка» обозначает только ту чашку, из которой ребёнок ест. Все остальные чашки, которые он видел, не относятся к этому слову. Со временем ребёнок, контактируя с похожими друг на друга предметами, отмечает сходства и начинает называть эти вещи общим словом («чашек» становится много). А вскоре, примерно к полутора годам, в речи появляются глаголы.

С 1,3 до 1,8 лет малыш начинает употреблять слова, вкладывая в них смысл целых предложений. Жесты и мимика помогают окружающим понимать его речь.

девочка тянется к предмету
Когда малыш тянется к игрушке и говорит «мама», он подразумевает «мама, дай игрушку». Так, слово «мама» может иметь совершенно разные значения в зависимости от контекста, ситуации

После 1,5 лет движения, звуки и жесты всё больше заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения. На этом этапе особенно важно, чтобы не было «сюсюканья» с ребёнком, ведь малыш усваивает те формы слов, которые он слышит от взрослого. Также важно, чтобы не было информационной перегрузки — это часто приводит к задержкам в развитии речи. Вводить новые слова и фразы следует постепенно.

С 1,6 до 1,8 лет возникает период латентного развития речи. Окружающие не замечают каких-то ярких изменений, но у ребёнка происходит накопление, развитие речи, которое внешне никак не проявляется.

С 1,8 до 1,10 лет в речи появляются предложения из двух слов. Ребёнок строит фразы, которые включают в себя существительное и требуемое действие. Например, «мама, ням-ням», — и мама догадывается, что ребёнок хочет кушать.

После 1,10 лет предложения начинают состоять уже из трёх слов и более. Ребёнок начинает произносить своё имя. Пока он говорит о себе в третьем лице: «Маша хочет кушать».

С 2 до 3 лет

У ребёнка в 2 года происходит «речевой взрыв»: резко пополняется словарный запас — в активном словаре теперь до 200–300 слов. Малыш постоянно задаёт вопросы: «Что это?» Ему хочется слышать как можно больше новых слов, и эти слова моментально включаются в его речь, поэтому важно отвечать на каждый вопрос.

В этом же возрасте происходит объединение двух психических функций — мышления и речи. Речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым. Ребёнок начинает думать словами.

В период от 2 до 3 лет увеличивается количество предложений, а слова в них начинают грамотно согласовываться между собой. Также в возрасте около 2 лет и на третьем году жизни ребёнок начинает по своей инициативе отражать в речи всё, что он воспринимает в окружающем мире. Таким образом возникает описательная речь, и малыш начинает различать предметы по признакам, понимать разницу «много—мало» и всё это переносить в речь.

Ребёнок начинает воспроизводить услышанные стихи, песенки, сказки. У него работает механическая память, которая активно включается в работу речи. Продолжает развиваться понимание речи: уже к концу второго года оно основано на правильном восприятии всех звуков родного языка

Примерно к 3 годам активный и пассивный словарь выравниваются. То есть ребёнок может произносить все слова, которые он понимает. Всё, что слышит, он тут же начинает воспроизводить.

Через слова ребёнок управляет вниманием взрослого, и взрослый тоже может привлечь внимание ребёнка с помощью слов. Поведение начинает подчиняться словесной инструкции — малыш понимает, что требует от него взрослый. На третьем году жизни малыш по инструкции взрослого может не только начать, но и прекратить свою деятельность, что создаёт новые возможности для его коммуникации со взрослым, воспитания малыша и усвоения правил поведения.

Важнейшее достижение в понимании речи ребёнком раннего возраста — это формирование речевого внимания: умения сосредоточиться на звуковой стороне слова, слушать другого человека, понимать, о чём он говорит. Это отправная точка для дальнейшего речевого развития. Ребёнок начинает понимать содержание небольших литературных произведений, текстов, стихотворений, а в 3 года уже воспринимает рассказ взрослого, который состоит из 3-4 предложений. Лучше, когда все тексты связаны с его личным опытом — описываются ситуации, которые ему хорошо знакомы и вызывают у него эмоциональный отклик.

малышка читает До трёх лет ребёнка сильнее увлечёт история о том, как дети играют в прятки, чем приключения говорящих зверей

Что помогает развитию речи, а что может вызвать нарушения

Речь ребёнка с 1 до 3 лет отражает опыт его взаимодействия с окружающим миром. Он называет предметы, людей, действия и желания, с которыми непосредственно сталкивался. В этом возрасте малыш наиболее чувствителен к нормам языка.

Вот что помогает, а что мешает развитию речи ребёнка.

Затормаживает

Помогает

слова-паразиты и ошибки в речи взрослого или сложная, слишком беглая, перенасыщенная информацией речь взрослого грамотная, разборчивая и понятная (достаточно медленная, чтобы малыш мог разобрать слова) речь у членов семьи
редкое общение со взрослым постоянное общение со взрослым
когда взрослый не слушает и перебивает ребёнка, не даёт договаривать фразы готовность взрослого слушать своего ребёнка
закрытые вопросы (предполагают односложный ответ «да» или «нет») открытые вопросы, отвечая на которые малыш учится выражать свои мысли и желания с помощью устной речи
мало книг, они не подходят по возрасту и неинтересны малышу чтение и слушание книг, подобранных по возрасту
отсутствие самостоятельной деятельности у малыша, однообразность насыщенная деятельность дома, в детском саду или на площадке — так малыш знакомится с новыми предметами и процессами, учится общаться с другими
гиперопека — предвосхищение желаний ребёнка (когда малыш ещё не успел сформулировать желание и попросить, а взрослый уже его исполнил) взрослый позволяет ребёнку проявлять самостоятельность и не навязывает свою помощь, когда малыш справляется сам
«сюсюканье» со стороны взрослых, обилие уменьшительно-ласкательных в лексиконе речь взрослого направлена на малыша, тон дружелюбен, слова произносятся правильно и чётко

Рассмотрим пример развития речи у ребёнка в разных обстоятельствах. Всё время с момента рождения Маши её мама была рядом: постоянно разговаривала с девочкой и ждала, пока она начнёт сама произносить слова. Показывала ей разные предметы, называла их, давала подержать в руках. К одному году малышка уже пробовала произносить 6 слов, а понимала намного больше.

В 2 года у неё произошёл «речевой взрыв». Ребёнок активно изучал окружающий мир, узнавал слова в процессе повседневных занятий по дому с мамой и игр, а чтение книг на ночь помогало закрепить материал и поддержать интерес. Когда Маша хотела попросить маму о чём-то, та не предугадывает желания малышки, а ждала, пока дочь сама произнесёт фразу до конца: это помогало развивать грамотную речь, учиться выражать мысли полноценно и понятно.

Когда Маше исполнилось 2,4 года, мама вернулась на работу. Теперь большую часть времени девочка проводит с няней. Хоть ребёнок знает много слов и может выражать простые мысли самостоятельно, ей ещё многому нужно учиться. Однако няня, думая, что гиперопека — это хорошо, стала предвосхищать её желания буквально во всём.

Стоило девочке посмотреть в сторону корзины с фруктами, няня уже несла ей сочный плод. Не успей Маша заговорить о прогулке, тут же начинала её одевать, не спрашивая, куда она хочет пойти. Не давала возможность выбрать и надеть вещи самостоятельно.

На детской площадке всё только усугублялось: как только у Маши отнимали игрушку, няня бежала «разбираться» сама, не оставляя девочке шанса пообщаться со сверстником и вернуть игрушку или, наоборот, дать ему поиграть или предложить сделать это вместе, обменявшись игрушками.

Приходя вечером домой, мама всё чаще замечала, что её дочь стала говорить мало и неохотно. Она больше не бежала помогать в бытовых делах, а если и просила о чём-то вообще, делала это преимущественно жестами. Не договаривала фразы, хуже произносила отдельные звуки. Речь ухудшалась, и казалось, что всё заложенное в более раннем возрасте, пошло насмарку.

Стало понятно, что нужно было ещё при знакомстве обсудить с няней подход к общению с ребёнком. Это помогло бы избежать негативных последствий.

Чтобы исправить ситуацию, мама поговорила с няней: донесла до неё, что чрезмерная забота и помощь там, где ребёнок способен справиться сам, мешают ему развиваться. Что упор нужно делать на развитие самостоятельности у девочки, а не пассивное поведение. Побуждать как можно больше говорить, а не угадывать желания. Иначе у Маши начнутся проблемы в общении и выражении мыслей, своего мнения — ведь из-за гиперопеки ей кажется, что все вокруг, даже малознакомые люди, должны её понимать с полуслова.

Няня изменила подход к работе, и уже через пару недель всё вернулось на свои места. Теперь Маша снова с удовольствием общается и познаёт мир слов и звуков.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут правильно подойти к развитию вашего ребёнка



 

Стоит ли вводить иностранные языки? До 3 лет ребёнок способен начать осваивать одновременно два, три и даже четыре языка. Но есть нюансы:

  • рядом должны быть носители этих языков (или люди, в совершенстве владеющие ими), с которыми можно общаться;
  • один взрослый — один язык: мама говорит с малышом только по-русски, папа по-английски, а по выходным приходит учитель и общается на немецком;
  • ребёнок осознаёт пользу речи на любом языке: этого поможет добиться коммуникация в естественной среде, в повседневных ситуациях, с привязкой к контексту;
  • занятия и уроки в стандартном «школьном» понимании не подойдут, ведь без связи с реальной жизнью речь не будет освоена.

Подробнее о билингвизме у детей рассказали в отдельной статье.

Коротко о главном

  1. Чтобы ребёнок успешно освоил речь, нужно как можно больше общаться с ним, даже когда он ещё не говорит. Взрослый — главный источник и образец речи для малыша.
  2. Словарный запас ребёнка пополняется во время практической деятельности. Видя и держа предметы в руках, используя их по назначению, малыш запоминает названия и учится правильно употреблять их в своей речи.
  3. Речь у ребёнка будет развиваться активнее, если родитель предложит книги по возрасту. При этом сюжеты должны быть близки к реальности, описывать знакомые ребёнку повседневные дела: до 3 лет сказки читать не рекомендуется.
  4. Гиперопека в воспитании, неправильное произношение, высокая скорость речи, различные ошибки и использование слишком сложных речевых оборотов взрослыми мешают ребёнку научиться говорить.
  5. С 1 до 2 лет развитие речи проходит так: ребёнок начинает разделять слова в речи родителя → наблюдает за артикуляцией взрослого и повторяет за ним слова, постепенно делая это всё лучше → осмысленно называет предметы, с которыми взаимодействовал → узнаёт и использует глаголы, чтобы заявить о своих желаниях → реже использует жесты и чаще слова → активно и незаметно для других пополняет словарных запас → произносит предложения из двух и трёх слов.
  6. В 2 года начинается «речевой взрыв». Ребёнок с огромным интересом узнаёт и легко усваивает новые слова, начинает думать словами. Постепенно слова в предложениях становятся согласованными.
  7. К 3 годам малыш использует столько же слов, сколько понимает. Учится сосредотачиваться и слушать, воспринимать сюжеты литературных произведений и рассказов взрослого длиной до 4 предложений. Усваивает правила поведения, о которых говорит родитель.

Статья подготовлена по материалам курса Сензитивные периоды развития ребёнка В. Н. Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Фото Ольги Горевой

Редактор: Камила Кленовиц

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов. Каждую неделю — новая тема.

Посмотреть курсы
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться