«Не лезь!», «Не трогай!»: что будет, если запрещать малышам рисковать

«Не лезь!», «Не трогай!»: что будет, если запрещать малышам рисковать

Одна из самых страшных вещей в родительстве — позволить детям рисковать. Ведь мы хотим для них лучшего и ноль процентов неприятностей. Конечно, хочется, чтобы они были настойчивыми в достижении целей, не боялись трудностей и не опускали руки от неудачной попытки. Но самих трудностей, неудачных попыток, ошибок, опасностей и риска мы для них не хотим. Поэтому позволение рисковать даётся с большим трудом, а то и вовсе не досягаемо.

Но важно уметь посмотреть на ситуацию со стороны пользы для развития.

Чему учатся дети, которым позволяют рисковать

Часто то, что кажется родителю охраной безопасности ребёнка, по сути — неверие в детские возможности. Когда мы очень дорожим кем-то, очень велик соблазн недооценивать его способность справиться с потенциальной опасностью.
Чтобы этого избежать, важно искать хорошие примеры.

Сравнивать своего ребёнка с другими — дело неблагодарное. Но у всего можно отыскать пользу. Если вы увидите, что у других детей что-то получается делать без травм, может быть, вы поверите больше в своего малыша.

Я видела, как в Монтессори-классе к полутора годам дети могут:

  • успешно обращаться с ножом: намазывать мягкий сыр на хлеб, резать неострым, столовым ножом фрукты, варёные и печёные овощи;
  • способны бережно открывать кран, регулировать напор воды и удерживаться от брызг, заливающих пол;
  • понять, что сыты и дожить до следующего приёма пищи на том, что съели;
  • одно из лучших занятий, подготавливающих к ходьбе тех, кто ещё не умеет ходить – подниматься и спускаться по лестнице с перилами;
  • научиться не выпадать из постели до того, как научатся ползать, и отлично спать в своей низкой постели, а научившись ползать — сами покидать постель, как проснулись, и приходить в неё, чтобы поспать.

А двухлетки способны ещё больше:

  • резать (или, по крайней мере, не повреждая себя пытаться) ножницами плотную бумагу;
  • забивают гвозди настоящим молотком в деревянный брусок, пилят лобзиком;
  • справляются со многими операциями на кухне: насыпать, перемешать, помыть, раскатать, помешать суп или пельмени.

И множество других вещей дети могут делать безопасно для себя и того, с чем они обращаются.

Приобрести все эти умения помогает определённый уровень доверия ребёнку. Со многими вещами дети справляются сами. От взрослого нужно терпение, чтобы не помогать, и позволение пробовать.

С некоторыми делами малыш справляется после показа взрослого безопасного способа, создания подготовленной среды и обучения ею пользоваться. Например, самым маленьким нужны подходящие ножницы и ножи, показ, как обращаться с инструментом, некоторый присмотр на начальном этапе.

Многие опасности опасны ровно настолько, насколько ребёнок их не пробовал.

Более-менее понятно с ходьбой: надо пробовать, практиковаться, и все люди это делают, и научаются безопасно ходить, не падая. И со всеми другими двигательными навыками дело обстоит так же. От простого к сложному, постепенно, в раннем возрасте учиться гораздо безопаснее, чем не учиться.

Например, крохи, что бросают руки, и падают со шведской стенки. Поначалу они и не могут залезть на лестницу высоко и падают с первых ступенек. Так учатся осторожности, тренируются не забывать, что надо крепко держаться всё время. И когда достигают бОльшей высоты, уже не падают с неё. То есть чем больше ребёнок бегает, прыгает, залезает, тем меньше травм он получает.

Дети учатся держать равновесие на беговелах Чтобы ловко бегать, держать равновесие, уметь ездить на беговелах, велосипедах, самокатах — нужна практика и возможность рисковать

Подвижные игры развивают ловкость, умение группироваться в падении, самоконтроль, умение затормозить в нужный момент, саморегуляцию. В свою очередь, эти качества позволяют детям действовать безопасно и бережно к себе и другим.

Предполагать худшее и готовить к этому ребёнка — тревожно и хлопотно. Но время от времени это спасает жизни.

Наконец, есть риски, к которым полезно готовить и тренировать детей. Поведение в по-настоящему опасной ситуации требует подготовки «на берегу». Как не тонуть, если попал в воду? Как вести себя при пожаре? Как действовать, если потерялся? Как реагировать, если кто-то пытается увести тебя с собой? Реже всего выпадают из окон дети, которых специально учат никогда не залезать и не ходить по подоконнику.

Некоторая доля рискованного поведения необходима для стрессоустойчивости и уверенности в себе, как прививка или закалка. Нормальное развитие требует проверки собственных меняющихся возможностей.

Важно не только то, как ты падаешь, но и то, как ты встаёшь. И чтобы учиться вставать, нужно оказываться упавшим.

Чтобы осмыслить и освоить свою самостоятельность и независимость, нужно попробовать себя в них. Чтобы наконец научиться обходиться без опеки взрослого, нужно начать действовать самому:

  • Сделать опасное.
  • Выйти победителем из встречи со страхом, превозмочь трудности.
  • Оправиться от неудачи, самому.

Все наши умения — от простых двигательных до сложных типа умения договариваться — строятся на анализе обратной связи. Учат собственные ошибки и в прямом и переносном смысле набиваемые шишки.

Конечно, задача взрослых оградить детей от ошибок, несовместимых с жизнью и здоровьем. Но все остальные — необходимая пища для компетентности. И нужно рисковать и принимать последствия, чтобы понять, как избегать опасностей своим умом и собственной ловкостью.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов. Каждую неделю — новая тема.

Посмотреть курсы
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться