Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Как родителям выбрать курс по Монтессори-педагогике
Чтобы дать ребёнку лучшее, родителю нужны знания. Монтессори-педагогика сосредотачивает из смежных областей всё существенное для образования. Чтобы создать целостное видение, она опирается на данные:
- психологии развития;
- физиологии;
- нейропсихологии;
- педагогики;
- возрастной и педагогической психологии;
- психологии семьи;
- акмеологии;
- медицины;
- эргономики.
Было бы странно, если бы это богатство предназначалось только для профессиональных воспитателей. Разумеется, ипостаси педагога и родителя имеют специфику, и область необходимого опыта у них отличается.
По моему мнению, в современном обществе обе роли требуют высокой квалификации и не могут реализовываться на должном уровне качества без специальной подготовки. Родители, которые утверждают, что они классные, хотя никогда не учились этому, либо недооценивают объём собственного самообразования (или влияние удачного образца в личном опыте), либо переоценивают свою воспитательную успешность.
Предположим, вы готовитесь к рождению детей, чтобы дать им наилучшие условия для развития и любить их, совершая минимум ошибок и не упускать возможности, заложенные природой.
Или вы мудрый и любящий родитель, который подозревает, что ему есть куда стремиться, и можно как-то лучше, радостнее воспитывать детей, что-то вас не устраивает или хочется усовершенствовать.
Или, к примеру, вы чувствуете, что не совсем неизбежно, чтобы ваша жизнь с детьми превратилась в полный хаос.
Или вам повезло, и вы увидели работающий Монтессори-класс и впечатлены деятельными детками, которые вдумчиво заняты каждый своим хитроумным делом.
Куда вам податься, как выбрать достойные внимания учебные курсы по системе Монтессори?
Удочка лучше рыбы, поэтому я предлагаю вам не список отдельно взятых вариантов, а критерии выбора.
Обратитесь к ассистентам детства
АМИ — организация, созданная для распространения научной педагогики, — обучает ассистентов детства. Выпускники этого курса не только специализируются на работе с детьми раннего возраста — до трёх лет, но и подготовлены к работе с родителями. Именно их задача:
- помочь сконструировать в условиях конкретного дома обстановку так, чтобы сделать её безопасным, удобным, подходящим по возрасту инструментом саморазвития;
- познакомить с материалами, которые полезны в том или ином возрасте;
- дать необходимую родительскому воспитанию часть информации, накопленной в Монтессори-практике и почерпнутой в смежных областях.
Так что, в идеале, заинтересованному родителю достаточно найти ближайшего к нему дипломированного ассистента детства и записаться к нему на курс.
К сожалению, в России пока не так много специалистов, но есть немалое количество людей, накопивших довольно обширные и корректные знания в Монтессори-педагогике, и они тоже могут помочь вам.
На что обратить внимание при выборе курса
1. Организация, на базе которой проводятся занятия.
Если вы видите Монтессори-класс хотя бы для старших дошкольников, а лучше тоддлеров и/или детей до года, то понимаете, что люди, которые хотят поделиться с вами знаниями, уже опробовали их на практике.
Иногда встречи организуют в собственном доме многодетные мамы, увлечённые родительством как творчеством. Разумно с их стороны пригласить вас в гости и перед курсом немного рассказать о своих планах на него.
Вы же можете видеть, как устроена жизнь детей в доме. Если наблюдаете простоту, включённость детей в домашние дела, если хотя бы часть дома такова, что малыши могут безопасно в ней быть заняты сами, без пристального надзора взрослых, то, похоже, что здесь и вправду с успехом применяют Монтессори-философию.
2. Квалификация педагога.
Пусть вы с разочарованием и узнали, что у ведущего курса нет загадочного «диплома АМИ», наверняка у него есть какое-то образование. И нет ничего невежливого в том, чтобы подробно о нём расспросить. Где и в каком объёме он получал квалификацию по Монтессори-педагогике? (Можете свериться со списком.)
Академическое вузовское образование по специальности психология весьма дружественно методу. Вузовское педагогическое, к сожалению, может быть как хорошим, так и нехорошим признаком: университеты и институты преподают педагогику в рамках традиционной модели.
Кто-то на этом останавливается, и тогда изучение Монтессори ограничивается знакомством с ней как с системой дидактических пособий, которые, скорее всего, будут использоваться как инструмент обучения ученика учителем, а не презентации материала для самостоятельного исследования.
Другие педагоги ищут в Монтессори именно то, чего им не хватает в традиционном подходе. Они-то и находят это недостающее.
Плохой признак, если вам говорят, что используют «элементы Монтессори» и комбинируют Монтессори-подход с многими другими замечательными вещами. Очень большая вероятность того, что человек сам ещё не владеет информацией о методе настолько, чтобы видеть его системность.
Он ещё не воспринял Монтессори как философию образования. Теоретически можно почти любую игрушку использовать Монтессори-образом, то есть так, чтобы после показа взрослого ребёнок мог заниматься с нею сам.
Но это будет не комбинация одной методики с другой, а задействование пособия в качестве инструмента Монтессори-воспитания, вся соль которого не столько в материале, сколько в способе его подачи.
Напротив, в рамках традиционного образования можно использовать дидактические пособия Монтессори, но и это не будет комбинацией методик, а задействование Монтессори-материалов в рамках иной образовательной парадигмы. В последнем случае не стоит думать, что обучение вас подобной практике является обучением Монтессори-методу.
3. Узнайте, какие темы планирует осветить педагог.
Тот, кто знает достаточно о Монтессори-педагогике, скорее всего, захочет рассказать вам:
- о ключевых идеях метода (и это будет очень длинная лекция, а не десятиминутное вступление);
- домашней среде, построенной с учётом принципов Монтессори (меняется ребёнок — меняется и среда. Вы можете узнать, как обустроить дом для малыша от рождения до периода активного ползания по-пластунски (около 5 месяцев), что изменить после этого и до начала самостоятельной ходьбы (10–12 месяцев), как создать пространство для развития самостоятельности малыша, который уже начал ходить. О каких возрастах планирует рассказать вам педагог?);
- движении как основе развития;
- развитии речи;
- свободе и границах;
- прикорме, подготовке к отлучению от груди;
- приучении к туалету;
- укладывании спать;
- роли отца в воспитании.
Не исключено, что вас познакомят с психологическими аспектами воспитания, например, темпераментом, ревностью детей; психологией привязанности.
Вам предложат не только получить информацию, но и сделать своими руками какие-то Монтессори-материалы: топпончино, мобили, погремушки или слингобусы.
4. Формат обучения.
Знающий специалист может дать много информации, читая лекцию удалённо, в формате вебинара или видеоконференции. Важно только, чтобы у вас была возможность живого общения, чтобы вы могли задавать вопросы, а лектор, получая обратную связь, уточнял какие-то аспекты своего выступления. Такой формат приемлем.
Более информативно, но более затратно, если ассистент детства придёт к вам домой и не только расскажет об обустройстве домашней среды, но и разработает вместе с вами уникальный план, исходя из реалий жилища, состава семьи, её привычек и традиций.
Родительство — путь развития и самосовершенствования едва ли в меньшей степени, чем детство. Никакой курс не даст вам всех ответов, но поможет научиться задаваться правильными вопросами и находить на них нужные ответы.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов