Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Календарь развития ребёнка до года по месяцам
От взрослого этот фундамент скрыт последующими достижениями, поэтому порой бывает сложно увидеть, в чём состоят важнейшие детские задачи. Но без этого понимания сложно стать эффективным помощником для своего ребёнка: поэтому в статье расскажем вам, как малыш справляется с задачами своего возраста.
Содержание
Кризис рождения
Образ жизни будущего человека на стадиях эмбриона и плода кардинально отличается от тех условий, в которых новорождённый оказывается после рождения. Это очень резкая перемена условий, и первые два месяца жизни посвящены в первую очередь адаптации и матери, и ребёнка к изменению их состояний.
Этот этап называют симбиотическим периодом. Новорождённый тестирует и тренирует базовые системы собственного организма, учится добывать пищу из материнской груди, принимать её, перерабатывать и выводить, осваивает терморегуляцию и т.д.
В этот период мама не может дать малышу слишком много внимания. Чем больше времени новорождённый проводит в предельной близости к матери, тем легче ему адаптироваться к своему положению отдельного от тела матери организма. Чем больше в жизни ребёнка того, что напоминает о внутриутробной жизни: запаха матери, сердцебиения в унисон с ней, её голоса, сосания молока внутри маминых объятий, — тем легче ребёнок осваивается и приобретает прочное базовое доверие к миру. Это общая убеждённость в том, что ему хорошо здесь, что рождение — это перемена к лучшему.
Доверие к миру и к себе
Первые два месяца — время сонастройки мамы (или взрослого, выполняющего её функции) и малыша, которая становится основой качественного взаимодействия и общения.
К третьему месяцу жизни у ребёнка развивается желание осмотреться вокруг, рассмотреть, дотянуться, потрогать и исследовать это новое, просторное место, в котором он оказался.
Так называемый комплекс оживления — и результат, и показатель того, как складывается базовое доверие к миру. Он появляется к концу первого месяца жизни и к концу второго полностью оформляется.
Комплекс состоит из двух частей:
- замирания, периода внимательности, слухового и зрительного сосредоточения при появлении взрослого или нового, интересного младенцу;
- положительной реакции:
- улыбки,
- двигательного оживления,
- гуления.
Около 9 месяцев появляется устойчивая оценка себя как того, кто познаёт. На основе предыдущего опыта активного взаимодействия с окружающим миром у ребёнка складывается второе базовое доверие — доверие к себе. Ребёнок начинает разделять людей вокруг на хорошо знакомых, значимых взрослых и посторонних, незнакомых. В присутствии посторонних отчётливо демонстрирует настороженность и даже боязнь.
Календарь развития
Перечислим самые крупные события в развитии крупной и мелкой моторики, а также общения и речи по месяцам в первый год жизни:
1 месяц
- Действия глаз становятся скоординированными, затем — целенаправленными; ребёнок начинает рассматривать предметы и следить за их движением на удобном фокусном расстоянии (20–30 см).
- Малыш начинает разглядывать свои руки, наблюдать за ними. Сохраняется рефлекторный захват при надавливании на ладонь.
- Ребёнок разглядывает и слушает взрослого, его речь. Если взрослый отзывчив на потребности ребёнка, между появлением дискомфортной ситуации (голода, нечистоты пелёнки, скуки) и плачем чаще всего возникает пауза неудовольствия, когда ребёнок не кричит, а выражает умеренное недовольство кряхтением, хныканьем, единичными возгласами.
2 месяца
- Ребёнок начинает удерживать и менять положение головы; продолжает рассматривать предметы на комфортном фокусном расстоянии в 25–40 см, рассматривать лица взрослых, особенно носогубный треугольник говорящих с ним людей.
- Продолжает рассматривать руки и предметы, которые в них оказываются благодаря рефлексу хватания при надавливании на ладонь. Демонстрирует комплекс оживления.
- Если рот не занят соской, начинается гуление. Оно усиливается, если взрослый повторяет за ребёнком звуки гуления: малыш понимает, что его слышат и слушают.
- Базовое доверие к миру складывается и приводит к всплеску интереса ко всему вокруг: и людям, и животным, и предметам.
3 месяца
- Развивается контроль плечевого пояса, ребёнок начинает тянуть ручку.
- Начинает (и до возраста 6 месяцев продолжает) развиваться намеренный захват. Первый захват опирается на ладонный рефлекс, и напоминает сгребание ладонью, как граблями.
- Малыш активно гулит и проявляет интерес к направленной на него речи взрослых.
4 месяца
- Дальнейшее развитие плечевого пояса и мышц спины позволяет ребёнку начать перевороты с живота на спину.
- Малыш продолжает тянуться к интересующим предметам и совершенствовать намеренность, точность и результативность захвата рукой.
- Развитие речи по-прежнему почти полностью скрыто от взрослых: ребёнок слушает их и гулит сам, но это ещё очень далеко от того общения, к которому привык взрослый. Диалог в этом возрасте — ответить улыбкой на улыбку взрослого, активизировать гуление, когда услышал, что взрослый повторяет за тобой звуки.
5 месяцев
- Мышцы спины развиваются, и ребёнок начинает сидеть с поддержкой и ползать по-пластунски.
- Продолжает брать, ощупывать, исследовать ртом интересующие предметы.
- Если постель малыша расположена достаточно низко, он может начать самостоятельно её покидать, чтобы перемещаться в игровую зону, и даже возвращаться в постель, если хочет спать.
- К гласным в гулении добавляются согласные звуки, чаще всего губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Произнесение согласных вместе с гласными называется модулированным лепетом.
- Ребёнок продолжает отзываться вниманием и речевой активностью в ответ на обращённую к нему речь и на повторение его звуков.
6 месяцев
- Продолжается практика ползания.
- В манипулятивной деятельности появляется захват всей кистью, большой палец хватает с той же стороны, что остальные, позже начинает соскальзывать на противоположную.
- Ребёнок на какое-то время останавливается, если слышит своё имя.
- Продолжается модулированный лепет, и в нём прослеживается повторение: ба-ба-ба, па-па-па и т.п.
7 месяцев
- Мышцы спины, пресса уже позволяют ребёнку сидеть без поддержки. Малыш начинает или продолжает практиковать захват всей кистью.
- Для нервной системы становится возможно непроизвольное удерживание сфинктеров, что делает промежутки между мочеиспусканием и дефекацией более длинными и четко оформленными.
- Продолжается лепет, ребёнок прекращает использовать и произносить звуки, которые не слышит от взрослых; реагирует, когда слышит своё имя, начинает запоминать имена других членов семьи и домашних питомцев. Ребёнок становится чувствителен к интонации.
- Дети этого возраста могут понимать слово «нет». В хорошо знакомых ситуациях понимают связь между предметом и словом. Начинают использовать звуки или жесты для выражения просьб.
- Могут использовать для пополнения пассивного словарного запаса чтение (рассматривание) книг с изолированными картинками (Вот яблоко. Покажи, где заяц? Где у медведя глаза? И т.п.).
8 месяцев
- Периферическая нервная система спускается к ногам, и ребёнок начинает ползать на четвереньках.
- Ребёнок начинает произносить один и тот же звук в определённой ситуации; реагировать на фразы, узнавать и понимать слова. Глухие/слабослышащие дети начнут лепетать пальцами при условии, что жестовый язык был в их среде до этого.
- У слышащих детей это период явного разрыва между пониманием слов и невозможностью их воспроизвести. На этом этапе можно предложить им жесты для просьб и поддержать, если они предлагают свои жесты. Важно сопровождать такие жесты звуковыми аналогами.
- Появляется подражание речи в целом — так называемый интонированный лепет. Это продолжительные лепетные высказывания, воспроизводящие фразовую структуру и интонации родного языка.
9 месяцев
- Ребёнок продолжает или начинает ползать на четвереньках.
- Оформляется противопоставление большого пальца при захватывании.
- Продолжает или начинает произносить один и тот же звук или совершать один и тот же жест, мимику в определённой ситуации; узнавать и понимать слова, лепетать интонированно.
- Появляется отчётливое различение близких и незнакомцев; робость, боязнь и настороженность к последним.
10 месяцев
- Ребёнок может вставать и ходить вдоль опоры.
- Идёт развитие контроля отдельных пальцев, ребёнок начинает указывать не рукой, а указательным пальцем.
- Начинает использовать и тренировать скоординированное движение двумя руками для захвата крупных предметов.
11 месяцев
- Ребёнок способен стоять самостоятельно и продолжает подготовку к ходьбе.
- Манипулирует с предметами, совершенствуя захваты.
- Осваивает перечисленное ранее, если не сделал этого прежде.
12 месяцев
- Ребёнок начинает самостоятельно ходить.
- Развивается пинцетный захват, который состоит в использовании указательного и среднего пальца как одной зажимающей стороны, и большого — второй. Такой способ пока не позволяет брать очень маленькие предметы.
- Указательный палец начинает использоваться для нажимания кнопок. Ребёнок пользуется скоординированно обеими руками для сложных действий, например, держать предмет в одной руке, и ощупывать или перебирать другой.
- К году формируется нечёткое произвольное отпускание. Отпускание предметов у детей первого года жизни развито слабо. Чаще всего дети отпускают один предмет, чтобы потянуться за другим. Часто отпускание похоже на бросок, ребёнок просто вытряхивает из ручки предмет центробежной силой.
- Ребёнок начинает целенаправленно, намерено произносить первые слова. Большая внутренняя работа по освоению звучащего языка (или языков) начинает проявляться в собственной активной речи.
Что, если есть отставание?
Как видно, ребёнок в первый год жизни проходит ряд важных вех в развитии. Практически все дети движутся по похожему пути, с сохранением всех этапов. И хотя каждый малыш движется в своём темпе, можно определить примерные сроки освоения каждого навыка. Потому когда мы пишем, что в таком-то возрасте ребёнок должен научиться чему-то, то мы имеем в виду, что не меньше половины детей с нормальным развитием приобретают указанные качества и навыки в указанном возрасте.
Если ребёнок рождён преждевременно, то часть его сил поначалу уходит на то, чтобы дорасти до той зрелости, которая должна была бы у него быть на момент рождения. Его движение по шкале времени как бы стартует с отрицательной величины, поэтому для таких детей сроки могут сдвигаться. Если ребёнок переносит болезни, стрессы, то возможны периоды откатов или торможения на пути развития, и естественно, что последующие приобретения будут приходить чуть позднее. Так что календарь развития ребёнка по месяцам — это ориентир, а не обязательный к выполнению план.
Тем не менее, если индивидуальный темп развития слишком медленный или путь ребёнка заметно отклоняется от нормативного, сравнение с календарём позволит родителю вовремя задать себе полезные вопросы. Нет ли у ребёнка препятствий для развития? Если препятствия есть, то какого они рода? С чем связаны: со здоровьем самого ребёнка или с тем, что его возрастные особенности плохо учтены? Что и почему вызывает повышенную сложность? Что можно изменить или добавить в окружение ребёнка, чтобы помочь ему со сложностями?
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов