Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Как и с какого возраста начинать изучать цвета с ребёнком
Часто родители стараются как можно раньше научить детей названию цветов, но не нужно торопиться. Возраст, в котором ребёнок обычно начинает интересоваться различием в цветах, приходится на 2–3 года. Если ваш малыш не хочет учить цвета, значит, время ещё не пришло. Обычно дети, которые уже интересуются цветами, начинают их различать и называть (если, конечно, они уже умеют говорить) очень быстро, буквально за несколько недель или даже дней.
Как учить цвета с годовалыми детьми
Хоть дети начинают хорошо различать цвета только в 2–4 года, можно подготовить малыша к различению на сенсорном уровне. Для этого используйте коробочки с сокровищами. В Монтессори-педагогике их предлагают малышам с 6 месяцев для получения информации о сенсорных свойствах предметов.
Наполните коробку вещами одного цвета. Так как это сенсорное упражнение, необязательно определять и запоминать названия. Презентуя коробочку малышу, скажите: «Смотри, здесь всё красное!», но не настаивайте, чтобы он запомнил.
Как учить цвета с двухлетним детьми
Сортировки. Прежде чем переходить к изучению названий, дайте ребёнку потренироваться в различении на сортировках. Сначала предлагайте предельно простые сортировки на 2–3 цвета. Одинаковые предметы раскладывают рукой в ёмкости соответствующей расцветки.
Для таких сортировок сначала лучше брать одинаковые предметы разного цвета. Возьмите 3 стаканчика: один красный, другой синий, третий жёлтый и таких же цветов картонные кружочки (например, по 5 кружочков каждого цвета). Покажите ребёнку, как вы кладёте жёлтый кружок в жёлтый стаканчик, красный — в красный, а синий — в синий. Предложите малышу продолжить самому.
Потом вы можете предлагать более сложные сортировки по цвету предметов разной формы и давать другие интересные виды сортировок, дополненные упражнениями в моторике (например, сортировать пуговицы трёх цветов в 3 баночки или коробочки с прорезями).
Постепенно усложняйте сортировку, например, дайте раскладывать предметы щипцами, ложкой, пинцетом.
Упражнение с пластилином. Сделайте вместе лепёшки из красного, жёлтого, зелёного и синего пластилина. Подготовьте пуговицы, блёстки, бусинки таких же цветов. Предложите детям приклеить их на пластилин. Это занятие также прекрасно развивает моторику.
Упражнения с табличками. Когда вы убедитесь при помощи сортировок, что ребёнок хорошо различает цвета, вы можете вводить названия при помощи трёхступенчатого урока Монтессори. Для этого вам потребуются цветные таблички или цветные квадратики с белой каймой.
Покажите ребёнку 3 квадратика с незнакомыми для него цветами:
- 1 ступень. Вы говорите и показываете: «Это красный, это синий, это жёлтый».
- 2 ступень. Вы спрашиваете: «Где красный? Где жёлтый?»
- 3 ступень (к ней переходят только после того, как ребёнок перестал делать ошибки во 2-й ступени, и только если ребёнок уже может произнести хотя бы часть названий). Вы спрашиваете: «Это какой цвет? А этот?»
Постепенно вводите новые и новые цвета, но во время урока всегда предлагайте только 3 цвета одновременно. Такой простой и наглядный урок поможет вашему малышу легко запомнить цвета.
Как учить цвета с трёхлетними детьми
К трём годам дети часто могут запомнить несколько названий. Если этого не произошло, не волнуйтесь: продолжайте работу с сортировками и другими упражнениями, приведёнными ниже.
Подбор предметов из окружающей среды. Малыш подбирает к каждой цветной табличке мелкие игрушки. Это обучает восприятию оттенков: красный редко бывает одинаковым, но ребёнку нужно выбрать наиболее близкое соответствие.
Коробочка с вещами из дома. Это уже более абстрактное занятие: дети не видят перед собой табличек. Вы даёте корзинку и просите положить туда всё жёлтое, что есть в доме или классе. Не забудьте, что всё собранное нужно будет разложить по местам.
Подбор прищепок. Сделайте множество разноцветных кружков из картона или плотной бумаги, приклейте их на обычные прищепки. Предложите найти соответствующие каждому сектору на большом круге.
Жёлтый, поздоровайся с красным! Эта классическая Монтессори-игра развивает внимание и социальные навыки. Каждому раздают по цветной табличке. Потом ведущий предлагает действия: «Жёлтый, иди ко мне! Красный, поздоровайся с синим!» и так далее.
Займи свой круг. Очень весёлая подвижная игра, в которую хорошо играть с несколькими детьми для запоминания названий цветов: сделайте на полу круги цветными нитками или ленточками (летом здорово рисовать их цветными мелками на асфальте), включите музыку и потанцуйте с детьми. Когда вы остановите музыку, назовите цвет, и дети должны как можно быстрее занять круг соответствующего цвета.
Как учить цвета с четырёхлетними детьми
Игры в смешивание цветов. Когда основные цвета хорошо усвоены, детям становится интересно их смешивать. Покажите эксперимент: налейте немного жёлтой и синей подкрашенной воды в разные ёмкости, дайте ребёнку пипетку и предложите смешать в третьей ёмкости. Разрешите ребёнку самому сделать вывод о происходящем.
Сенсорные коробки. Сделайте сенсорную коробку с природными материалами. Особенно интересно, если в ней будут листья, ягоды, растения наиболее разных оттенков. Сделайте палитру и предложите подбирать материалы к каждому сектору.
Последовательность. Дети четырёх лет могут подбирать последовательности и работать по образцу. Нарисуйте цветовую последовательность на бумаге и предложите ребёнку выстраивать её из картонных квадратов, бусин, скрепок и любых других разноцветных предметов.
Ещё статьи про полезные занятия с детьми:
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов