Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Материалы и развивающие игрушки своими руками для ребёнка 4 лет
Какие занятия понравятся ребёнку в 4 года
В 4 года начинается период активного освоения сначала письма, потом чтения. Хотя это вызывает удивление, но освоение письма для ребёнка — более простая задача. Поэтому учите малыша читать, только когда он пишет некоторые буквы и хорошо складывает звуки в слова.
Четырёхлетние дети всё больше стремятся к автономности, поэтому предлагайте им различные упражнения практической жизни, более сложные, чем раньше.
Малышей по-прежнему увлекают сенсорные занятия, также более сложные: вариации построений розовой башни или коричневой лестницы, занятия на развитие слуха, тактильного чувства и другие, утончающие восприятие органов чувств.
Четырёхлетки уже проявляют интерес к счёту. Теперь они не только считают по порядку, но и сопоставляют цифры с количеством. Поэтому становятся актуальны первые Монтессори-пособия своими руками в математике.
Вот какие ещё занятия и игры по Монтессори своими руками понравятся 4-летним детям.
Аранжировка цветов. Это довольно сложное упражнение практической жизни развивает координацию движений и внимания, воспитывает вкус и чувство прекрасного. В Монтессори-классах на столах всегда стоят срезанные цветы, которые в вазы самостоятельно ставят ученики.
Дома обеденный или рабочий стол ребёнка также можно украсить букетом. Понадобятся несколько вазочек, цветы, вода в кувшине и ножницы.
Предложите выбрать вазу и наполнить её водой из кувшина. Выбрав цветок, поверните его бутоном вниз и поднесите к ёмкости, примерив, на какую длину отрезать стебель. Отрежьте стебель ножницами и поставьте растение в вазу. Также поступите с другими цветами. Полюбуйтесь вместе букетом и предложите составить ещё несколько.
Чистка металла. Чистка металла — упражнение, прекрасно развивающее моторику.
Возьмите небольшой латунный предмет, средство для чистки металла или зубную пасту, ватные шарики и тряпку для полировки.
Выдавите немного пасты на вату и размажьте её по латуни медленными круговыми движениями. Затем сотрите пасту чистым шариком — на вате останется грязь, что очень нравится детям.
После предмет полируют тряпочкой, и он становится чистым и блестящим.
Письмо на манке и мелом на доске. В Монтессори-группах до того, как давать писать карандашом или ручкой, детям предлагают писать на песке или манке. Это исключает неприятные ощущения от постоянных ошибок, которые возникают в первое время. Ребёнок сам стирает неудавшуюся букву и пробует снова столько раз, сколько потребуется.
Следующий этап — письмо мелом на доске, где исправить ошибку также просто.
Прежде чем приступить к письму, выучите с малышом несколько звуков на шершавых буквах. Всегда называйте звук, а не соответствующую ему букву.
Фонетические игры. Во время обучения письму предлагайте фонетические игры на выделение звуков в словах. Обсуждайте, на какую букву начинаются разные слова.
Возьмите много мелких предметов и попросите детей выбрать тот, который начинается с того или иного звука.
Вы можете дополнить игру с помощью коробок: положите в первую коробку предметы, начинающиеся с одного звука, а во вторую — с другого.
Подвижный алфавит. Когда ребёнок освоит написание нескольких букв и начнёт хорошо различать звуки, приступайте к соединению звуков в слова. В Монтессори-классах для этого используется большой подвижный алфавит. Дома можно вырезать прописные буквы, такие же, как в материале шероховатые буквы, но не наклеенные на таблички.
Придумайте простое слово, такое, где все звуки пишутся так же, как и слышатся. Чётко проговаривая слово, предложите малышу выделить первый звук: «С-с-с-с-лон» и найти соответствующую ему букву. Проделайте то же самое с остальными буквами, пока ребёнок не найдёт каждую и не выложит слово.
Обратите внимание: это упражнение не имеет ничего общего с чтением и вводится раньше него.
Интуитивное чтение. На этом материале делают первые пробы в чтении. Подберите несколько мелких игрушек с короткими и простыми названиями, в которых совпадают все звуки и буквы. Скажите, что сейчас вы будете писать, а ребёнок — читать. Начните писать название одного из предметов: выведите первую букву и попросите малыша назвать, затем напишите вторую и предложите прочитать обе вместе как можно быстрее. Продолжайте писать, пока ребёнок не догадается, какую игрушку обозначает слово. Бумажка кладётся к соответствующей вещи, работа продолжается.
Веретёна. Это один из первых материалов для освоения счёта, состоящий из 45 веретён и отделений, на которых написаны цифры от 0 до 9. Дома можно использовать палочки и спичечные коробки. Предложите класть в каждое отделение столько палочек, сколько указывает цифра.
Начните с цифры 9: отсчитайте от 45 девять палочек и положите в нужный коробок. Заполните так все отделения.
С этим материалом ребёнок может легко заниматься сам. Если веретён ровно 45, то при ошибке в подсчётах на последнее отделение палочек или не хватит, или останется больше.
Числа и чипсы. После веретён дайте четырёхлетке поупражняться в счёте на числах и чипсах.
Понадобятся таблички с цифрами от 1 до 10 и 55 красных кружков. Таблички выкладываются в ряд, к каждой отсчитывается нужное количество кружков, которые выкладываются под карточкой.
Волшебный мешочек. Это сенсорный материл-игра для развития стереогностического чувства. Возьмите несколько игрушек или предметов из окружающей среды, рассмотрите их с малышом и сложите в мешочек. Пусть ребёнок на ощупь определяет каждый предмет, называет и вытаскивает его, проверяя правильность догадки.
Упражнения в тишине. Это важное упражнение в Монтессори-классе, обучающее концентрации, произвольности действий, умению расслабляться. Взрослый предлагает детям сесть и полностью расслабиться. Так они сидят некоторое время, буквально несколько минут.
Упражнение заканчивается, когда взрослый очень тихо произносит имя ребёнка. Тогда малыш встаёт и подходит к педагогу или выходит из комнаты.
Это занятие часто проводится перед выходом на прогулку или тихим часом.
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов