Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Монтессори-материалы до 3 лет с AliExpress: да или нет
AliExpress сделал продукцию китайской промышленности близкой и доступной во всём её многообразии. Редакция Монтессори.Дети предложила мне присмотреться к нескольким пособиям, продаваемым на AliExpress как Монтессори-материалы, и прокомментировать, стоит ли приобрести их для домашней Монтессори-среды.
Монета в щель
Вполне корректная копия Монтессори-материала, которая принципиально ничем не отличается. Классический материал предназначен для тренировки захвата, проталкивания, произвольного отпускания; развития представления о постоянстве объектов. Может использоваться по мере возможности и интереса, ориентировочно – с 12 месяцев.
Копия, как и оригинал, неплохо подходит для указанных целей. У производителя стоит возрастное ограничение «для детей старше трёх лет», связанное, возможно, с размером фишек. По имеющейся информации сложно оценить, насколько они маленькие или большие. С мелкими предметами всегда есть опасность того, что ребёнок их проглотит, подавится, засунет внутрь (в нос, например). Я предполагаю, что производитель перестраховывается, указывая ограничение «старше трёх». Лично я не считаю наличие мелких деталей недостатком материала. Дети нуждаются в исследовании и манипуляции объектами значительно мельче, чем те, которые невозможно поместить в рот. Это позволяет развивать и мелкую моторику, и навыки анализа, которые и обеспечивает интерес к мелким предметам. Но, разумеется, когда вы позволяете ребёнку работать с материалами, в которых есть вожделенные мелочи, необходимо следить за игрой ребёнка и учить его брать в рот приемлемые грызуны, отказываясь от других предметов. Если вы чувствуете, что в настоящее время ребёнок ещё плохо справляется с самоограничением, и вам часто приходится его останавливать, то лучше повременить с мелкими предметами.
Из имеющейся информации неясно, как в точности устроен ящик. В разных решениях есть свои достоинства и подводные камни. Дело в том, что ребёнок поначалу далеко не всегда способен точно следовать даже такому простому алгоритму, как игра с этим пособием. Часто дети оставляют ящик выдвинутым, берут фишку и бросают в прорезь. Вместо того, чтобы упасть в ящик, фишка падает в саму коробку за задней стенкой ящика, и ребёнок теряется. Если ящик легко вынимается, то ребёнку тяжело вставлять его обратно, да и вынимать его малыш поначалу будет даже тогда, когда не хотел этого. Однако пусть и со старшего возраста, но зато ребёнок сможет заниматься с материалом независимо, без помощи взрослого, практикуясь также в движениях, необходимых для манипуляций с ящиком. В этом исполнении материал устроен именно таким образом, но это уже другой класс трудности по сравнению с опусканием фишки.
В материалах других производителей бывает, что ящик сделан со стопорами, которые мешают легко вынуть его целиком, и тогда ребёнок, скорее всего, не сможет сделать этого сам, а вынув, точно не вставит ящик обратно. В этом случае попадание фишки за стенку ящика будет означать, что цикл работы сломан, и ребёнку нужна помощь взрослого в восстановлении работоспособности материала. Иногда такой недостаток бывает устранён модификацией Такане, при которой выдвижной ящик устроен таким образом, что совсем не вынимается целиком, но при выдвигании перекрывает щель и бросить фишку до того, как ящик будет вдвинут на место до конца, невозможно. Такой вариант – самый лёгкий и доступен с более раннего возраста, чем описанные выше.
Приобрести подобный материал для домашней среды можно, но изготовить аналогичный самостоятельно из плотного картона или выдвигающейся коробки не так уж сложно. При этом потеряется тяжесть и громоздкость, которые по-своему интересны малышу, но основной функционал не пострадает. Если же вы всё-таки хотите прочный, красивый и тяжёлый комодик, то стоит учесть, что аналоги российских производителей стоят несколько дешевле, а с учётом пересылки – не дороже, чем представленный вариант.
Круги-вкладыши
Вполне корректная копия материала, который часто можно встретить у производителей Монтессори-материалов. Развивает зрительно-моторную координацию и умение сравнивать и оценивать размер. Копия, как и оригинал, неплохо подходит для указанных целей.
Мне не очень нравятся материалы именно такого типа из-за их сходства с некоторыми материалами из среды 3–6, потому что там они выполняют иную функцию. После того как ребёнок до трёх лет уяснил в целом концепцию «больше-меньше», он совершенствует понимание градации этого признака и создаёт сенсомоторную основу для понимания количества и счёта на таких материалах, как, например, цилиндры. Это отдельные задачи, и если ребёнок сталкивался с похожими материалами ранее, он может не проявлять интереса к новым материалам или работать с ними в прежней, «детской» манере.
Кроме того, материалы математической зоны по большей части ориентированы на знакомство с десятичной системой счисления. Для малышей 10 предметов – это слишком сложно для восприятия, но сокращённое число элементов материала разрушает одно из его важных дидактических свойств. В связи с этим полезность, например, блоков цилиндров из пяти штук или вот таких трёх кругов вместо десяти цилиндров за пределами коррекционного Монтессори-класса стоит под вопросом. Вместо этого материала я бы предпочла пазлы с геометрическими фигурами и просто фигурками с изображением автомобилей, животных или чего-то ещё, а для восприятия размера предложила бы пирамидку-стаканчики, матрёшку, пирамидку с кольцами.
Приобрести подобный материал для домашней среды можно, он действительно может стать одним из первых пазлов вашего малыша. Но традиционные пирамидки и матрёшки (стаканчики), как правило, остаются интересны дольше, чем этот материал. Вы можете предлагать достаточно рано три объекта, различающихся только размером, и добавлять больше по мере освоения этих трёх. Для домашней среды актуальна возможность сколько-нибудь длительного использования игрушек, тем более, что этот материал, как и многие другие, достаточно дорог. И представленный образец, и аналоги отечественных производителей стоят приблизительно одинаково.
Выкатывающийся шарик
Принципиально ничем не отличающаяся копия классического Монтессори-материала, который предназначен для тренировки произвольного отпускания, захвата, развития представления о постоянстве объектов и физических свойствах мира, умения следить за предметом. Косвенно мотивирует ползание (за укатившимся шариком). Может использоваться с момента умения самостоятельно сидеть, ориентировочно – с восьми месяцев. Производитель рекомендует предлагать игрушку с двух лет, и это единственное, в чём копия неточна.
Дети охотно манипулируют с этим материалом самостоятельно после первой же демонстрации. Если ребёнок упускает шарик из рук, но не из виду, то это стимулирует ползание. Шарик довольно крупный, так что не только проглотить, но и потерять его непросто. Если есть возможность, после первой волны интереса к материалу можно дополнить его парой других шариков с иными характеристиками, например, стеклянным и теннисным. Они будут выкатываться иначе, чем деревянный, что вызывает любопытство.
Приобрести подобный материал для домашней среды можно, хотя он одинаково дорог и у китайских, и у российских производителей. Вероятно, это связано с тем, что такой ящик устроен гораздо сложнее, чем простая копилка. Прочно и безопасно соединить мелкие детали, избегая винтов и других креплений, действительно затратно. Изготовить аналог этого материала самостоятельно сложнее, чем другие подобные пособия.
Шарик и ящичек
Вполне корректная копия классического Монтессори-материала, которая принципиально ничем не отличается. Классический материал предназначен для тренировки захвата, проталкивания, произвольного отпускания; развития представления о постоянстве объектов. Может использоваться по мере возможности и интереса ориентировочно с 11 месяцев. В описании производителя указан нереалистичный возраст «с двух лет».
Копия, как и оригинал, неплохо подходит для указанных целей. Как и в случае с фишкой и прорезью, возможны различные трудности в зависимости от устройства комода. Конкретно у этого ящик легко вынимается совсем, а значит, материал в большей степени будет работать как упражнение во вставлении ящика на место, чем как упражнение в бросании шарика.
На фотографиях производителя видно, что внутренние части коробки обработаны очень небрежно: из стыка торчат щепы, которыми ребёнок легко может занозить руку. Это неприемлемо. Аналогичный материал можно приобрести у российских производителей по схожей цене, но лучшего качества.
Приобрести подобный материал для домашней среды можно, как и сэкономить на нём, изготовив аналог своими руками.
Животные в щели
Этот материал отдалённо напоминает вид активности, подходящей для разных возрастов. Просовывание предмета в щель в зависимости от трудности задачи, задающейся размером и формой щели и предмета, интересно детям от возраста уверенного самостоятельного сидения до 2–2,5 лет.
Сортировка на примитивном уровне также интересна до начала самостоятельного хождения и особенно после. Но поначалу ребёнку гораздо понятнее разложить объекты на кучки, а не бросать в копилку, где они исчезнут. В том виде, в котором предлагает сортировку этот материал, это достаточно сложная работа по планированию своей деятельности: «вот я найду такую же, как и в этом месте плашки, картинку, брошу в эту прорезь все фишки с такими же картинками, как возле прорези, а когда потом посмотрю в отделение, они все там окажутся, такие одинаковые и вместе, а я проверю, хорошо ли у меня вышло». Кстати, проверить удастся только то, одинаковыми ли оказались фишки в отсеке, поскольку плашка с заданием будет снята вместе с верхней крышкой, что не очень хорошо. Лучше было бы, если бы задание оставалось видимым и при снятой крышке. Количество прорезей для малышей также слишком большое – крохам оптимально делить предметы на 3–5, а то и два вида.
Сопоставление идентичных картинок или картинок и предметов тоже может (и должно) быть отдельным заданием для младших детей. Совмещение нескольких действий возможно, когда каждое из них хорошо понято и освоено ребёнком, что обычно происходит у детей постарше. Но после трёх лет дети уже охотно классифицируют не фигуры или схематичные изображения животных, а сортируют домашних и диких зверей, водоплавающих-лесных-полевых птиц, изучают цифры в связи с количеством, этими цифрами обозначаемым, и т. п.
То есть для тех детей, для которых способ сортировки посилен, у этого материала слишком просты основания для классификации и сопоставления, а для тех, кому интересны объекты сортировки, труден способ, тем более что фишек слишком много и малыш будет в них теряться.
С точки зрения Монтессори-метода материал бестолковый, хотя на поверхностный взгляд может казаться родителям полезным, и дети, попади он к ним в руки, какое-то применение этому пособию найдут.
Пирамидка по цветам
Пособие может быть использовано тоддлерами 18–26 месяцев как усложнённый вариант пирамидки. Перекликается с несколькими разными Монтессори-материалами.
Во-первых, с нанизыванием на штырьки колец, кубов, шайб с отверстием разной степени сложности. Есть одиночный штырёк и несколько колец, есть несколько штырьков и фигуры по количеству штырьков; есть 3–5 штырьков и разноцветные диски. В этом случае нанизывание сочетается с сортировкой по цвету. Но в классическом варианте число колец и длина штырьков – одинаковые, что позволяет успешно сортировать по цвету кольца, когда ребёнок выделяет признак цвета (желательно сам) как существенный.
В том виде, в котором решён этот материал, задача нецелесообразно усложнена: нет никаких легко заметных оснований, чтобы зелёное кольцо надевать на самый короткий штырёк, а красные – на самый длинный. Чтобы верно собрать кольца обратно, надо спрогнозировать, что тем кольцам, которых много, нужен более длинный штырёк, и наоборот. А для этого нужно уже иметь представление о количестве, которое, предположительно, и тренируется этим материалом. Может оказаться, что маленькому ребёнку будет сложно успешно нанизывать такой набор колец самостоятельно. Малыш будет либо обречён на неуспех, который сложно исправить, либо вынужден прибегать к помощи взрослого и со временем начать собирать кольца по памяти, с опорой на цвет. А цвет к количеству никакого прямого отношения не имеет.
Во-вторых, материал напоминает веретёна и аналогичные им пособия для класса 3–6, где нужно разложить (или нанизать) предметы возле цифр. Следуя процедуре, показанной в презентации, ребёнок раскладывает веретёна и учит цифру и количество предметов, обозначаемое ею. Но для этого предметы должны быть однородны по цвету, а цифры должны быть видны даже после того, как надето хотя бы одно кольцо. Кроме того, почти все материалы класса 3–6 предлагают осмыслить десятичную систему счисления, поэтому и в блоках с цилиндрами, и в наборах цилиндров, и в розовой башне, и в коричневой лестнице, и в штангах именно десять элементов, не говоря уж о золотом материале.
Для ребёнка помладше практичнее найти похожий материал, в котором длина штырьков и количество колец одного цвета будут равными, а для старшего в качестве аналога веретён подобрать другой материал или сделать его самостоятельно из десяти коробочек и сорока пяти одинаковых карандашей, палочек, шариков. Первое даст возможность проанализировать цвет, задействовав мелкую моторику, а второе – развить понимание количества в связи с цифрой, которая его обозначает.
Погремушка
Погремушка напоминает долио, но она гораздо больше по размеру, поэтому возникает сомнение в том, что можно безопасно взять в рот погремушку или её части, в то время как долио рассчитана и на это. Если звучание у бубенцов приятное, то погремушка вполне может быть хорошим музыкальным инструментом.
Для детей младше шести месяцев, когда интерес к погремушкам велик, она крупновата. Но иметь дома арсенал простых музыкальных инструментов – прекрасная идея. Детям нужен опыт извлечения из мира вокруг громких, но приятных звуков. Они его в любом случае получат, поэтому в интересах родителя предложить исследователю звуковой картины мира барабан или погремушку, чтобы направить активность в приемлемое русло.
Если качество креплений у бубенцов неважное (увы, по фотографии об этом нельзя судить), то дети бубенцы открепят довольно скоро.
Палка и кольцо
Копия классического Монтессори-материала, модифицированная неудачным образом. Изначально такой материал (вернее, разные материалы одного типа, различающиеся формой стержня) сделан так, чтобы кольцо снималось. Тогда это хорошее упражнение в надевании сбоку, развивающее мелкую моторику, требующее специфических захвата и движений руки. Подобное занятие можно предлагать детям месяцев с 15.
Представленный образец не позволяет снять кольцо, что сильно упрощает задачу и делает её скучной. Я не вижу смысла предпочесть этот материал более сложному лабиринту с бусами, который можно приобрести и на AliExpress, и во многих магазинах детских игрушек: лабиринты для деревянных бусин популярны у продавцов и родителей, да и детям довольно интересны.
Материалы для переливания
Детям до трёх лет такой набор не пригодится, а для детей старше я не припоминаю материала, выглядевшего в точности так, как представлено на изображении. По крайней мере, среди материалов, упоминаемых самой Монтессори.
В тех презентациях практической жизни, где дети выполняют переливания или наливание, обычно фигурируют две ёмкости. Мерные ёмкости набора могут быть использованы как часть оборудования для каких-то презентаций и опытов старшим дошкольникам и младшим школьникам, но большой необходимости я в наборе не вижу. Пластмассовых мерных кувшинчиков и стаканчиков можно набрать в ближайшем посудном магазине, а то и в собственной ванной посмотреть, что там за мерные крышки остаются от средств бытовой химии. Стеклянные мерные стаканчики более интересны: прозрачные (лучший обзор содержимого), химически устойчивые (подойдут для большего количества опытов), хрупкие (дисциплинируют и учат осторожному обращению). Стеклянные стаканчики сложнее купить в обычном магазине, поэтому их за разумную цену я бы приобрела на AliExpress или любой другой площадке. В первую очередь для класса, но если возможности позволяют, пригодились бы они и дома.
Барабанчик
Погремушка такого типа, думаю, гораздо старше Монтессори-педагогики и давным-давно зарекомендовала себя как любимая детьми. Она может в разном возрасте использоваться ребёнком по-разному и долго служить материалом развития разных навыков: и захвата, и возвратно-поступательных движений рукой. Она стимулирует ползание, развивает умение следить за предметом, и в итоге заканчивает свою службу среди музыкальных инструментов. Различных вариантов такой игрушки продаётся огромное множество. Больше, конечно, пластмассовых, но и деревянные можно найти как в магазинах, так и заказать через сеть. Игрушка хороша тем, что привлекательна для малышей и позволяет относительно долго заниматься самим, не призывая маму. Это хороший подарок своему малышу или другому ребёнку с первых месяцев жизни.
И в целом, и в отношении Монтессори-материалов AliExpress давно уже не является поставщиком только дешёвых и низкокачественных товаров. Есть предложения на любой спрос: и в плане качества, и в плане цены. Продукты высокого качества могут стоить дешевле аналогов, производимых в Европе, Америке, России, а могут и находиться в одной с ними ценовой категории. Различен и уровень копирования продуктов. Одни производители предлагают аналоги каких-то вещей, сделанные без глубокого понимания существенных характеристик предмета, у других продукт скопирован, а то и разработан со знанием дела.
Рекомендации, которые помогут сделать хороший выбор материала на AliExpress
Чтобы не прогадать с покупкой, полезно учесть несколько моментов:
- Познакомившись с описанием Монтессори-материала, постарайтесь понять, каким целям он может служить. Развитию каких движений, понятий, знаний, умений. Как ребёнок будет играть, получится ли организовать работу так, чтобы ребёнку не потребовалась ваша помощь, и он мог заниматься сам.
- Не поленитесь поискать на других сайтах варианты дешевле: не исключено, что вы их найдете.
- Производители, представленные на AliExpress, могут предлагать вам продукт низкого качества. Однако площадка стимулирует своих продавцов быть честными и дать покупателю шанс трезво оценить, за какой уровень качества он платит. Так что если вы желаете приобрести семь шапок, сшитых из одной шкуры, потратив минимальную сумму, то описание товара и подробные фотографии дадут вам возможность оценить их особенности до покупки. Если вы, получив долгожданную покупку, недовольны размером шапочек или тем, что они вовсе не из меха, а только украшены меховой аппликацией, то, скорее всего, вы сами изучили описание недостаточно внимательно. Наверняка на второй с конца фотографии шапочка была на фоне линейки, а в десятой строчке описания был указан процент меха в каждой шапке.
- В массе своей китайцы гораздо прилежнее учили русский, чем русские – китайский, но и мы, и они в качестве первого иностранного языка изучали английский. В целом качество перевода и сайта, и товаров, и писем продавцов весьма неплохое и на русском, но уступает в точности переводам на английский язык. Иногда переводы на оба языка одинаково корявы, и только сопоставление двух переводов позволяет разобраться в том, что же вам всё-таки предлагают купить. Чтение английского описания, хотя бы даже с помощью онлайн-переводчика, может быть полезно.
- Не будем забывать, что в Китае довольно много Монтессори-школ, так что развивающие пособия и игрушки далеко не всегда копируют какие-то европейские аналоги на уровне культа карго. В КНР достаточно людей, способных грамотно скопировать или разработать полезные малышам материалы. Ваша задача – отыскать их среди всего разнообразия.
- Многие материалы, особенно для детей младше трёх лет и для домашней среды, могут быть изготовлены самостоятельно. Кстати, AliExpress предлагает громадное количество материалов для творчества, нередко они качественные и приятные по цене – их и можно использовать для изготовления пособий своими руками.
Таким образом, не может быть дана какая-то общая характеристика товарам, продаваемым на AliExpress как Монтессори-материалы. В каждом отдельном случае необходимо оценить соотношение цены и качества, целесообразность и полезность материала. Для того, кто знает, чего хочет, на AliExpress есть из чего выбрать. Тем же, кто не знает – есть где потеряться.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов