• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Воспитание воли ребёнка в Монтессори-среде

Воспитание воли ребёнка в Монтессори-среде

Как происходит воспитание воли у детей

У каждого ребёнка есть ежедневная порция жизненной энергии, которая дана ему для развития, она как бы нашёптывает ему: «Ты должен расти». И если у него есть возможности для конструктивного и целенаправленного приложения этой энергии, то ребёнок действительно будет расти. Энергия будет использоваться по назначению, постепенно превращаясь из спонтанной силы импульса к действию в целенаправленную и активную волю.

Ребёнок постепенно учится управлять не только своими физическими проявлениями, но и мысленной, умственной сферой. Если же на пути появляются препятствия, то энергия уже тратится не на рост и развитие, а на преодоление этих препятствий.

Едва только малыш начинает предпринимать свои первые осознанные действия, как эта конструктивная сила проявляется в его сознании. Вот так начинается развитие воли, и это самое начало процесса, двигателем которой является реальный опыт. Сама природа ставит задачи роста и развития, и ребёнок начинает своё самостоятельное движение по пути прогресса, и именно воля ведёт его по этому маршруту.

Давайте поближе присмотримся к формированию воли как психическому механизму. Все внешне заметные признаки воли, так или иначе, проявляются в движениях. Что бы ни делал ребёнок, идёт он или бежит, включён ли он в работу или нет, пишет-говорит-считает, отводит взгляд или включается в зрительный контакт – всё связано с движением.

Проявлением воли являются и самозапреты, и самоограничения: не включиться в состояние истерики, удержаться от беспорядочной жестикуляции при сильных эмоциональных проявлениях, не поддаться спонтанному желанию просто вырвать остро необходимую именно в данный момент времени игрушку – всё это тоже проявления воли. Получается, что воля – это механизм самоконтроля, способ сдержать спонтанный позыв к действию, в том числе проявляемый посредством управления своими движениями.

Воля проявляется в деятельности, это разумный итог согласованности функций торможения и возбуждения нервной системы. При постоянном повторении комплекса однотипных действий проявления воли становятся привычными, неосознанными. Воля составляет поведенческий скелет взрослого человека, когда спонтанные импульсы подчинены разуму, и это проявляется во всех привычных поступках, которые уже разбиты на наборы элементарных алгоритмов. До того момента, как наладится собственный самоконтроль, ребёнку нужна волевая поддержка взрослого.

Приведу параллель – обучение навыкам практического вождения в автошколе. У водителя есть две педали – газ (возбуждение) и тормоз (торможение). У нас возникает желание (импульс) поехать в конкретную пространственную точку. Для этого нужно нажать педаль газа (возбуждение), без этого действия мы просто не тронемся с места и, соответственно, никуда не сможем попасть. Но если вовремя не воспользоваться педалью тормоза (торможение), то мы не просто проскочим нужную цель-точку, но и можем оказаться в крайне неприятном месте, в кювете, например. И это ещё не самый неприятный исход вовремя не нажатой педали тормоза.

Первый раз сидя самостоятельно за рулём, я от волнения перепутал педали и вместо тормоза нажал на газ, в результате функцию тормоза исполнил опорный столб дачного забора – хорошо, что всё закончилось лишь испорченным бампером. А сколько таких «бамперов» может помять ребёнок, прежде чем сформирует собственную волю? Ну и, разумеется, начинающему водителю нужен автодром и опытный инструктор, который вовремя подстрахует и поможет справиться с пока ещё сложными ситуациями.

В методе для ребёнка на этих позициях прекрасно срабатывает организованная среда, наполненная обстоятельствами развития (своеобразный автодром), и опытный Монтессори-гид в роли инструктора, который поможет-подскажет в сложных ситуациях. Для ребёнка критически важен механизм формирования волевого баланса, причём у каждого он свой собственный, ведь если отсутствуют внутренние желания, то мы не можем полноценно участвовать в общественной жизни, а без «тормозов» не можем корректировать свои порывы, пользоваться и руководить ими.

Разумное взаимодействие и итоговая результирующая этих противоположно направленных сил возникает в результате длительных тренировок и постепенно переводит один жизненный алгоритм за другим из области активного сознания, требующего постоянного волевого усилия, на его периферию или даже вовсе в статус навыка-привычки, не требующего постоянного сознательного участия. Действия становятся автоматическими, почти на уровне рефлексов, мы перестаём чувствовать усилия, совершая их, нам уже не нужно обращаться к сознанию, управляя тем же автомобилем, мы просто едем.

На самом деле, это не имеет никакого отношения к рефлексам, это вовсе не природа, а скорее привычка даёт нам такие возможности. Как часто человек, не обладающий некоторыми привычными нам навыками, кажется нам просто неловко-неуклюжим, а возможно он просто прилагает волевое усилие, чтобы сознательно контролировать себя, и должно пройти время, чтобы новый навык постепенно ушёл на периферию сознания.

Но ребёнок ещё только набирается опыта. Личность его только формируется, он ещё не так сбалансирован, как взрослый человек, он находится во власти своих импульсов-порывов, и ему необходимы внешние поведенческие границы, выставляемые взрослыми. Противоположные волевые векторы ещё не сложились в единую силу воли, работающую во благо построения новой личности. Его психике изначально необходимы оба элемента, ведь постепенная отладка и всё более согласованные взаимодействия этих двух механизмов приводят именно к формированию воли.

Чтобы помочь ребёнку в этом необходимом действии, ему необходимо предоставить возможность постоянных активных тренировок. И цель вовсе не в том, чтобы досрочно построить взрослого человека или даже некоего биоробота, нет.

Нужно сформировать волевой потенциал, создать разумный и управляемый и в ручном, и в автоматическом режиме баланс между психическими функциями возбуждения-торможения. Необходима и самоценна именно эта двойственная конструкция, а вовсе не те внешние эффектные проявления, которые можно получить с её помощью.

Формирование воли ребёнка в традиционной системе образования

Чаще всего в традиционном образовании учителя практически не задаются вопросом, как воспитать волю детей. Там больше ценится послушание. Учительское место находится в центре внимания всего класса, и именно воля учителя имеет решающее значение.

Часто ребёнок воспринимается как пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями-умениями-навыками, а для этого процесса развитая воля ребёнка может оказаться даже помехой. Правда справедливости ради нужно отметить определённый сдвиг в этом вопросе, гуманистические тенденции в образовании получают всё большее влияние, но всё ещё много помех и препятствий сохраняется.

Основная проблема состоит в нехватке базы для принятия решений. В классах практически отсутствует возможность для социальной жизни, она осознанно подавляется и местами может проявиться только на переменах. Возможность свободных движений сильно ограничена (как тут не вспомнить традиционно-правильную позу ребёнка за партой со сложенными друг на дружку руками) и даже вынесена в отдельные рамки специальных занятий – физкультуры, к примеру. Но и там продолжается действие строгой внешней дисциплины, которой ребёнок просто подчиняется, но которую никогда не примет внутренне как часть своей личности, он просто уступает давлению внешней среды, закономерным ответом на которую являются проявления протеста.

Только тот, у кого воля недостаточно развита, то есть ребёнок со слабой волей или вовсе безвольный, с лёгкостью приспособится к школе, где дети только сидят и слушают, а может и просто делают вид, что слушают. Подавление воли и личности ребёнка – это закономерное следствие и слабость традиционного образования.

Самое распространённое заблуждение в традиционной системе образования заключается в том, что ребёнка можно изменить убеждениями, обращаясь к уху ребёнка, или изменить его, построив по образу и подобию учителя, обращаясь к глазу ребёнка. Но на самом деле ребёнка вообще изменить нельзя, он развивается в своём собственном темпе, по своему собственному плану. Личность вообще может развиваться, используя только свои собственные силы и опираясь на свою собственную волю.

Тренировка воли в Монтессори-классе

В классе Монтессори ребёнок постоянно находится в группе детей и упражняет свою волю в постоянных вызовах повседневной жизни. Ребёнок, который занят интересной деятельностью, вынужден тормозить все ненужные спонтанно возникающие движения. Запускаются только те, что необходимы для осуществления самостоятельных замыслов. Он сам выбирает необходимую мышечную комбинацию из доступных ему, раз за разом возвращается к работе до тех пор, пока это действие не закрепляется.

Ребёнок постепенно уходит от спонтанных и беспорядочных движений. Уважение чужого труда и приложенных усилий, аккуратное передвижение по классу, не допускающее столкновений с другими людьми или элементами мебели, отсутствие желания немедленно получить нужный предмет, вырвав его из рук другого ребёнка, навык собственной разумной, свободной и целенаправленной деятельности – всё это первые результаты организации собственной воли и установление первичного баланса между процессами возбуждения и торможения.

Ребёнок постепенно начинает понимать и ценить механизмы социальной среды, и разве можно прийти к таким результатам, если просто постоянно заставлять детей сидеть стройными рядами за партами? В этом случае общественной жизни просто неоткуда возникнуть. Только реальный опыт взаимодействия и свободное общение позволяют соразмерять свои личностные границы с чужими, так воля имеет возможность проявится в социальной жизни.

Совсем не лекции о том, как правильно надо поступать, запускают механизмы воли. Можно тысячу раз рассказать мальчику о том, что женщинам принято дарить цветы. Но если папа на его глазах не дарит букеты маме, то и подросший мальчуган в принципе не поймёт, зачем это ему нужно делать.

Подробно прослушав рассказ о движениях пловца или теннисиста, невозможно научиться плавать или играть в теннис. Чтобы добиться самостоятельного выполнения столь сложных и гармоничных действий, нужно иметь собственный, личный опыт.

Необходима подготовка, регулярные упражнения развивают волю. Истинная ценность образования проявляется в предоставлении возможностей-обстоятельств ребёнку для развития необходимых жизненных навыков-качеств.

Для совершения всех этих действий ребёнку необходимо совершить усилие:

  • когда начинает выбирать из представленных ему материалов то, что ему нравится;
  • идёт к определённой полке за конкретным пособием, затем относит поднос с набором предметов на предварительно расстеленный коврик или на самостоятельно выбранный столик;
  • уступает материал своему коллеге по приобретению опыта или просто ждёт, пока товарищ закончит работать с интересным материалом и можно будет им тоже заняться;
  • раз за разом упорно занят повтором упражнения, попутно выполняя контроль за ошибками.
  • не следует своим импульсам, сдерживая себя, он внимательно и усердно раз за разом повторяет понравившееся упражнение, постепенно исправляя ошибки, обнаруженные им самостоятельно при помощи материала;
  • аккуратно и тихонечко переносит мебель;
  • задвигает стульчик каждый раз, когда встаёт, и вовсе не потому, что так полагается, а потому что это может помешать другим.

Именно воля регулярно включается и постоянно доминирует во всех этих ситуациях. Она основана на внутреннем самодостаточном импульсе, – и прорасти может только изнутри. Но её ростки часто легко затаптываются взрослыми.

Уничтожив проявления детской воли, взрослые безвозвратно заменяют её своей, безрассудно считая, что когда-то потом, став взрослым, ребёнок ещё успеет найти приложение своим волевым проявлениям. И говорят таким подросшим «детям» лет эдак в 16–20: «Лети!». А он уже просто не может, не умеет.

Как в Монтессори-классе преодолевается слабая воля ребёнка

В жизни есть много активностей, которые мы не любим. Но чаще всего и для детей, и для взрослых неприемлемы те действия, в которых, в силу разных причин, не получается разобраться. Интересно делать то, что хорошо получается, и быть «удачником», и наоборот.

Единицы, которыми мы заслуженно восхищаемся, преодолевают себя, проявляют характер, добиваясь разносторонних успехов вопреки, а не благодаря. А начинается это ещё в детстве: «Не умею хорошо играть в шахматы, значит, мне это не интересно»; «Не получается попасть ногой по мячу – не футболист, значит»; «Не получается сразу поехать на велосипеде – небольно-то и хотелось, не буду больше учится кататься на нём»; «Если мышцы слабы, постараюсь лишний раз не двигаться»… Понятно, что не могут все быть успешными во всём. Очень часто причина кроется в нарушении механизмов волевого процесса.

Про некоторых детей педагоги говорят: «Учится плохо, зато поведение хорошее – очень послушный ребёнок». Такие дети тихие, спокойные, если не сказать робкие, чаще молчат, а если и говорят, то тихим голоском. В этих детях просто преобладает процесс торможения. Им нужна активность, большее количество импульсов-побуждений к деятельности, но чаще их оставляют наедине со своей слабостью, и она их затягивает, словно болото.

Есть и другая категория детей – «Не может усидеть на месте, лезет, куда не следует, ему больше всех надо, шумит постоянно» – ребёнок просто крайне возбудим, но таких чаще всего воспринимают, как нарушителей спокойствия и порядка, а то и вовсе выносится приговор – невоспитанные. На деле, и в том, и в другом случае нарушено равновесие между процессами торможения и возбуждения. Случай достаточно распространённый. И несмотря на разницу в симптоматике, проблема одна – слабая воля ребёнка.

В среде Монтессори эта проблема решается при помощи свободной деятельности. Заинтересованные дети, полностью погружённые в свою самостоятельно выбранную деятельность, работающие достаточно продолжительными циклами, – это отличный призыв-приглашение для безвольных детей (возбуждение). Разумная последовательность движений, направляемая чёткой последовательностью осваиваемых упражнений, позволяет легковозбудимым детям развить умение сдерживать себя (торможение).

Чрезмерно стеснительный ребёнок, получает возможность для экспериментирования в самостоятельной деятельности. В общем, каждый ребёнок, работая в Монтессори-среде, имеет множественные возможности для восстановления баланса своих индивидуальных волевых процессов: слабые имеют возможность стать сильнее, а сильные – совершенствуются.

Дисбаланс волевого механизма опасен, и чем дальше заходит этот процесс, тем более разрушительным он становится. Крён в сторону возбуждения чреват излишней импульсивностью, необдуманностью поступков. Ребёнку сложно доделать выбранное упражнение до конца, он быстро перескакивает от одного действия к другому. Полностью реализовать свои таланты такой ребёнок может, лишь ежедневно тренируя свой «модуль торможения» при помощи свободного выбора, каждый раз доводя начинание до логического завершения и убирая материал на место. Движения такого ребёнка постепенно перестают быть порывистыми, они становятся плавными и грациозными. Ему необходимо плавное увеличение количества доступных к преодолению сложностей.

Ребёнок с доминантой торможения часто может быть несчастен, в глубине души он жаждет движений. Сотни невысказанных слов и нереализованных порывов, не находя выхода, терзают его, но он наоборот замирает-замолкает. Такой ребёнок старается уклоняться от работы и социальных взаимодействий, демонстрирует нарочитое безразличие. Важно дать возможности для раскрытия потенциала, вдумчиво выслушать, если он говорит, дать вовремя поддержку и стать опорой, не дожидаясь прямых просьб о помощи. Для такого ребёнка важен материал, через который он получит желаемое взаимодействие, включённое непосредственно в ткань презентации (переноска стола, плетение шнурка, беседа, любые групповые активности).

Тренировка воли в процессе свободных упражнений выравнивает процессы возбуждения и торможения и помогает детям с различными степенями превалирования одной из функций (возбуждение-торможение) над другой. Но следует добавить, что достижение индивидуального равновесия ещё не говорит о создании волевой личности, это только самое начало пути к вершинам сильного характера. Такой человек упорен, верен своему слову и своим привязанностям.

Мы должны помогать развитию ребёнка, опираясь, прежде всего, на его собственное чутьё в выборе характера собственной деятельности. Мы должны следовать за ребёнком, а не руководить его культурным развитием. Отрывая его от самостоятельно выбранных занятий, чтобы заставить его заняться чем-то более полезным, с нашей, взрослой точки зрения, вынуждая его отложить очередное мытьё стола, к примеру, ради арифметики или написания букв, мы путаем средство с целью и нарушаем целостность личности ребёнка. Мы должны помнить, что ребёнок занят гораздо более важным делом: самопостроением себя – человека.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться