Как наблюдать за ребёнком, чтобы действительно что-то увидеть

Как наблюдать за ребёнком, чтобы действительно что-то увидеть

Наблюдение — основа всех естественных наук. А ещё его можно использовать, чтобы получить честную информацию о ребёнке. Узнать, что с ним происходит в каждый момент жизни. Увидеть, какие навыки он уже освоил, и что ему особенно интересно. Благодаря наблюдению маме проще подбирать занятия и помогать осваивать новые навыки своевременно и в наиболее благоприятных условиях.

В статье поделимся техникой наблюдения за ребёнком и расскажем, как не допустить ошибок.

Когда начинать наблюдение и в чём его главная ценность

Наблюдение важно в любом возрасте. Малыши до 3 лет только учатся говорить, поэтому мы не можем получить от них полноценную обратную связь. И после 3 лет дети во многом действуют неосознанно — не могут понять себя и рассказать нам о своих мотивах и потребностях.

Наблюдая, мы можем разобраться, что на самом деле происходит с ребёнком. Почему он плачет, что радует и расстраивает его. Что для него интересно, что сложно, а что легко. Как он справляется с трудностями и находит решения для новых задач. Чему только учится, а что готов делать сам.

В Монтессори-педагогике мы часто говорим о наблюдении, ведь на нём основана вся методика. С правильной техникой наблюдения за ребёнком мы можем понять его, увидеть возрастные потребности, и главное — разглядеть его возможности.

Техника наблюдения за ребёнком

Мама зачастую проводит с ребёнком целый день, но как постоянный участник событий пропускает много удивительного. Стоит только немного отстраниться и понаблюдать как бы со стороны, можно открыть для себя много удивительного и нового.

С чего начать. Выделите на наблюдение 15 минут в день. Возьмите бумагу и ручку (или планшет), примите удобное положение в стороне от ребёнка и записывайте, что видите.

7 правил наблюдения:

  • Быть сконцентрированным на наблюдении. Быть мыслями здесь и сейчас: например, не думать, что бы приготовить на ужин или как решить другой насущный вопрос.
  • Контролировать эмоции. Малыши часто делают что-то очаровательное, что может вызвать ваш смех. Постарайтесь сдержаться, так как он может отвлечь ребёнка.
  • Вести себя тихо и стараться не встречаться с ребёнком глазами. Если встретились, то дайте сдержанную обратную связь — улыбнитесь или кивните. Это, конечно, может стать для малыша призывом бросить своё занятие и подойти к вам. Если так произошло, можно сказать: «Ты можешь поиграть, а сейчас я занята — я пишу».
  • Записывать только то, что вы действительно видите, а не то, что думаете. Например: «13:42 — пошёл в книжный уголок, взял книгу про гусеницу, перелистывает страницы, на каждой задерживается по 2-3 секунды, что-то бормочет. 13:58 — поставил книгу на место, пошёл к полке с игрушками».
  • Не интерпретировать увиденное сразу. Не пытайтесь делать выводы о происходящем в моменте. После того как запишете увиденное и перестанете наблюдать, можно начать расшифровывать, осмыслять и думать.
  • Уважать ребёнка. Важно с уважением относиться к любой деятельности ребёнка, даже если абсолютно непонятен её смысл и цели. Прерывать деятельность стоит только в случае, если она становится опасной для малыша, других людей или предметов.
  • Сдерживать свой импульс помочь. В нас заложен инстинкт помогать ребёнку. И особенно сложно быть объективным и сдерживать импульс помочь, когда вы наблюдаете именно за своим малышом. Но помогая ему без реальной на то необходимости, вы лишаете его возможности научиться чему-то новому и сделать открытие. Кроме того, когда ребёнок ощущает ваше присутствие, вовлечённость и готовность в каждую минуту прийти на помощь, он уже не действует свободно. Так теряется весь смысл наблюдения.

Попробуйте понаблюдать за малышом хотя бы раз, и вы сможете обнаружить много удивительных особенностей и навыков, о которых даже не подозревали.

Возможно, вам будет полезен бесплатный чек-лист «За чем мы можем наблюдать». Его можно использовать, чтобы не упустить важные аспекты развития ребёнка.

А ещё у нас есть бот «Потребности → Возможности» с разбором разных ситуаций из повседневной жизни детей.

Как понять, что вы наблюдаете правильно

Вы верно применяете технику наблюдения, если: ⠀

1. Видите наблюдаемое. Записываете не личные суждения, а только факты. В итоге по вашему описанию можно понять, что именно делал ребёнок.

«Ребёнок устал листать книгу, закапризничал и со злости начал её рвать».

«Ребёнок пролистал три страницы и начал рвать четвёртую».

2. Наблюдение даёт вам актуальную информацию о ребёнке. Сегодня он уже не такой, как был вчера, и вы это видите. Одно и то же действие для ребёнка в разное время может удовлетворять разные потребности: сегодня он скидывает со стола предметы, чтобы познать особенности материала, из которого они созданы; а завтра — для привлечения внимания мамы. Вдумчивое наблюдение помогает определить подлинную причину.

3. Наблюдение даёт вам обратную связь. Наблюдая за малышом, вы можете сделать выводы и о себе, своих эмоциях, установках и т. д.

4. У вас работает цикл:

Цикл правильной техники наблюдения за ребёнком

Пример наблюдения и интерпретации результатов

Ребёнок: Настасья, 1 год 2 месяца
Время наблюдения: с 14:30 до 14:50
Место наблюдения: гостиная и коридор

дневник наблюдения за ребёнком

14:30 В руке мягкая игрушка, идёт к лошадке-качалке, усаживает мягкую игрушку, та соскальзывает, малышка повторяет действие несколько раз.

14:31 Пытается сама залезть на качалку — не получается, смотрит на маму-наблюдателя, требовательно зовёт на подмогу: «А-а-а». Когда мама не подходит, идёт к ней, обнимает, начинает на своём языке бормотать с нотками возмущения.

14:33 Уходит в коридор, берёт в руки поводок собаки, вертит в руках, бросает на пол, слышит лай соседской собаки за дверью, имитирует: «Ав-ав».

14:35 Возвращается в комнату, видит на полу лист с наклейками. Поднимает и разглядывает, имитируя звуки животных на картинке. Пробует отклеить одну наклейку, случайно рвёт лист, далее продолжает рвать намеренно.

14:37 Подходит к маме, пытается забрать ручку, которой мама делает заметки, выражает звуками недовольство, когда не получается забрать (мама встаёт и отходит). Садится на диван, начинает кусать себя за палец на ноге и морщится с недовольным лицом. Бросает подушку с дивана на пол, говорит: «Бух», «Па» (упала).

14:39 Слезает с дивана, ходит по комнате, видит книгу, садится и начинает листать. Пробует листать с разных сторон.

14:40 Слышит лай собаки, отвлекается, говорит «Ав-ав». Возвращается к книге, даёт маме в руки: «А-а» (почитай). Мама не читает — малышка оставляет книгу. Идёт к стулу, берёт свой поильник, начинает пить, потом кусает силиконовый носик. Возвращается к маме, просит грудь, ест, потом прижимаемся губами к груди, издаёт звук «пр-р» — нравится звуковой эффект, повторяет несколько раз.

14:44 Идёт к собаке, начинает играть — забирать мяч, в процессе имитирует смех: «Кхи-кхи-кхи».

14:45 Забрать мяч не удаётся, отходит от собаки, бродит по комнате, повторяет: «Пр-р-р», лепет, пробует разные звуки, повторяет: «Да-да-да». Подходит к миске собаки, начинает бросать сухой корм по одной штучке в чашку с водой, вылавливает, разглядывает и трогает. Опять бросает в воду, достаёт, засовывает в рот, выплёвывает и кладёт в воду. Встаёт на ноги и пытается поднять чашку, вода разливается. Мама идёт устранять потоп и прекращает наблюдение.

Выводы из наблюдения:

  • Имитирует и повторяет звуки, сопровождает свои действия и просьбы речью → Значит, нужно больше общаться, читать и петь песенки, предлагать занятия на звукоподражание
  • Много двигается: залезает и слезает с дивана, осваивает лошадку-качалку, кусает себя за пальцы ног → Нужно дать больше возможностей для разных движений на детских площадках или установить детский спортивный комплекс дома
  • Изучает разные текстуры на ощупь и на зубок → Дать в доступ побольше предметов из разных материалов
  • Совершает «налёты» на место кормления собаки и производит там определённые действия → Попробовать воссоздать ту же деятельность за столом на кухне: дать возможность накладывать, перекладывать, пробовать, смешивать с водой, фруктовым пюре или кусочками фруктов шарики из отрубей
  • Рвёт наклейки → Дать в доступ мягкие листы бумаги, которые можно рвать
  • Пробует поднимать чашку с водой → Организовать игры с ёмкостями и водой в ванной

Коротко о главном

  1. Наблюдение — инструмент, который помогает родителям лучше понять потребности развития своего ребёнка.
  2. Во время наблюдения следует сконцентрироваться на процессе и не отвлекаться на мысли о других делах.
  3. Наблюдая за ребёнком, нужно записывать то, что мы видим, а не то, что думаем на этот счёт.
  4. После наблюдения делаем выводы и изменяем среду под потребности ребёнка.

Автор: Ольга Пичурина, руководитель Монтессори-центра «Отрада» и Монтессори-педагог AMI 0–3

Фото Ольги Горевой

Демо-доступ к курсу «Развитие ребёнка с 1 до 3 лет»

В трёх бесплатных уроках наши эксперты поделятся быстрыми и эффективными практиками, которые помогут решить проблемные ситуации и быстро восстановить родительский ресурс

Получить
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться