«Теперь у сына есть твёрдая почва для развития, а у меня — уверенность и понимание»

«Теперь у сына есть твёрдая почва для развития, а у меня — уверенность и понимание»

Меня зовут Анастасия, мне 33 года, а моему сыну Мирославу 1 год и 6 месяцев. Мы из Курска. С мужем оба работаем из дома, но большую часть времени ребёнок проводит со мной. Вместе с малышом мы готовим и убираем, гуляем и играем. По возможности подключается супруг. Вечерами всей семьёй танцуем — Мирослав с пелёнок отлично чувствует ритм.

На онлайн-курс для родителей детей от 1 до 3 лет пришли, чтобы научиться понимать своего ребёнка. Создать дома такое пространство, которое будет помогать ему развиваться. Кроме того, хотелось понять, как адаптировать дом под меняющиеся потребности малыша и какие занятия предложить в разном возрасте.

Оказалось ли обучение полезно для нас? Делюсь результатами и мнением.

Почему я решила пройти курс, хоть и многое знала о Монтессори-методе

Я много читала о методике Монтессори во время беременности и после родов. Иногда находила противоречивую информацию, а иногда — академические труды по педагогике, лишь поверхностно описывающие и этот метод.

Активно применять начала после того, как мы с сыном стали ходить в Монтессори-клуб в нашем городе. Ещё тогда мы начали обустраивать игровое пространство: разделили комнату на зоны, сделали дом удобнее для малыша и предложили ему занятия. Но этого оказалось недостаточно: ведь я хотела научиться понимать своего ребёнка и его потребности. Давать то, что нужно именно ему, а не действовать по шаблонам и примерам извне.

На курсе нас сопровождали на каждом шагу. Дали полезную, структурированную и понятную информацию, а главное — подробно рассказали, по каким принципам создавать дома развивающее пространство для своего ребёнка. Как менять домашнюю среду, на что смотреть в поведении малыша, как за ним наблюдать, чтобы делать полезные выводы. Мы смогли попробовать себя в немного другом родительстве, и были безмерно этому рады.

Очень понравился формат уроков: короткие видеолекции, текст, дополнения по темам. Изучая их, я ощущала себя ребёнком, которого воспитывают по методу Монтессори. А ещё мы могли письменно задавать вопросы педагогам и психологам — каждая мама получала ответы, обратную связь и рекомендации.

Вот к чему это привело в нашей семье.

Как менялась жизнь нашей семьи

Всё началось с техники наблюдения, о которой нам рассказали. Я была уверена, что постоянно наблюдаю за своим ребёнком и замечаю многое. Но оказалось, что делала совсем не так, как следовало. Наблюдала, выполняя домашние дела, работу или кучу других задач. Видела поверхностно — в основном смотрела на действия и навыки, но не замечала огромного спектра эмоций сына.

Полностью сосредоточившись на наблюдении, я с удивлением и восхищением обнаружила, сколько эмоций вызывают в сыне те или иные действия — ведь он показывает свои чувства мимикой, жестами, звуками, составляя живой «рассказ».

Именно наблюдения помогли нам научиться понимать своего ребёнка и стали отправной точкой ко всему, что происходило дальше.

Узнали своего ребёнка лучше

Я научилась понимать, в чём ребёнок проявляет потребности, а в чём — капризы. Раньше почти во всём видела потребности, а теперь этих ситуаций стало ещё больше:

  • Кусает маму. Раньше мне казалось, это каприз, ведь есть же грызунки и другие вещи, которые можно укусить, когда режутся зубки. Теперь вижу, что укусить что-то малышу хочется именно в моменте, а не чтобы сделать мне больно или прощупать границы. Тут нужно продумать альтернативу — предложить какой-то элемент в одежде, например, на месте частых покусываний.
  • Что-то рвёт, швыряет, пачкает. Например, хочет вылить на стол воду из стакана. Это потребность в изучении — в таких случаях просто пересаживаю ребёнка на пол в тазик и даю этот самый стакан воды. Обычно слёзы прекращаются, вместо них появляется сосредоточенное кряхтение.

А вот капризы:

  • Хочет грызть игрушки собаки в прихожей. При этом знает, что нельзя, и есть свои, точно такие же, купленные в том же зоомагазине.
  • Хочет нажимать кнопки именно на папином компьютере, хотя это единственная вещь в доме, на которой ему запрещено что-то нажимать.

Нам рассказали, как вести себя с капризами, почему почти за каждым действием ребёнка до 3 лет стоит потребность, и это помогло посмотреть на повседневные ситуации иначе. Предложить ребёнку подходящие и интересные для него развивающие занятия, а также чаще объяснять и рассказывать, а не запрещать без пояснений, если что-то делать нельзя.

Адаптировали домашнее пространство под ребёнка и предложили новые занятия

Под потребности малыша адаптирован не только дом, но двор и сад: это помогает Мирославу находить себе занятия самостоятельно и развиваться постоянно. Детям особенно важен порядок. Поэтому у каждой вещи в нашем доме есть своё место, и ребёнок точно знает, где её взять и куда вернуть.

Я всегда вовлекала сына в домашние дела, но это было в большей степени имитацией — казалось, что нож рановато давать, а ведро с водой тяжёлое и большое. Немного переделав домашнюю среду под сына, заметила, что теперь сын не просто присутствует, но и активно участвует в делах. Более того, ребёнку хочется участвовать во взрослых делах гораздо больше, чем играть. Расскажу, как мы всё обустроили, чтобы у него появилась такая возможность.

Зона ухода за собой. Ребёнок чистит с нами зубки с 6 месяцев. Сейчас он уже привык к этой процедуре и после завтрака без возражений идёт с нами в ванную комнату, но чистит зубки сидя у кого-то из родителей на руках.

Чтобы помочь малышу научиться делать это стоя, я поставила табурет, повесила полотенце и понаблюдала. Забираться самому Мирославу сложно, а стоять на нём страшно. Поэтому решила поставить там башню помощника. Теперь он активно ею пользуется, смело залезает и спускается.

ванная и башня помощника

Пока горшок у нас только в формате высаживания. Но поставленными коробочками и салфетками заинтересовался.

зона ухода за собой в 1 год

Зона ухода за домашней средой. Разбирать и загружать посудомоечную машину ребёнок нам помогал ещё до того, как начал ходить. После курса к этим занятиям прибавилось протирание пыли.

Выделили место для детского инвентаря на каждом этаже, рядом со взрослым. Это сыну очень понравилось, хотя с возвращением тряпки и швабры на место пока есть нюансы. Опробовали детскую швабру — не понравилось, большой мыть пол оказалось интереснее и удобнее.

инвентарь для ребёнка 1 год

Думала, что протирание зеркала Мирослава особо не заинтересует. Как же я ошибалась! Теперь зеркало протирается по 10 раз в день — когда идём одеваться, когда идём за чистыми трусиками или футболкой, когда запускаем стирку… Даже вечером перед сном нельзя просто подняться на второй этаж, нужно сначала обязательно пойти протереть зеркало.
Может быть, дело в том, что это зеркало у него любимое (мы даже зону одежды сделали возле него), а может, сам процесс его так захватил.

Малыш и зеркало

Кухня. Поставили стеллаж для приборов и посуды малыша. Сын собирал его вместе со мной, затем мы вместе разложили на нём разные предметы. Мирослав тут же разбил чашку (период радости от превращения целого предмета в кучу осколков мы ещё не преодолели). С интересом и восторгом осваивал все изменения.

Ребёнок готовит со мной начиная с года, с момента, когда к нам «приехала» башня помощника. Он и до этого очень интересовался процессом приготовления пищи, но приходилось держать его на руках. В более ранний период жизни он наблюдал, как я готовлю, из шезлонга — тогда озвучивала для малыша всё, что делаю.

С появлением башни помощника ни один процесс на кухне больше не проходил без сына. Она помогает ему участвовать в приготовлении еды, следить за всеми действиями мамы и играть с водой на кухне.

А с какой жадностью он изучает все новые инструменты: нож для долек, скалку. Мы уже можем похвастаться не только фруктовым салатом, но и супами и борщом, в которых плавают красивые волнистые овощи. Но больше всего Мирослав любит печь блины!

кухонные принадлежности

стеллаж и приготовление пищи

Гардероб. Место для гардероба малыша нашлось в гардеробно-прачечной комнате, где ребёнок любит смотреть в зеркало. Сын сразу понял, что это место выделили специально для него и, кажется, очень этому порадовался.

гардероб в 1-2 года

Мою презентацию зоны гардероба Мирослав посмотрел с интересом и даже некоторым участием. Например, положил в коробку вторую пару носков, после того как я положила туда первую. Много раз подползал и выдвигал ящик, хотя раньше не проявлял к нему никакого интереса.

А уж какой восторг вызвал табурет! В планах разместить на коробочках наклейки с изображением одежды.

Игровая зона. Мы живём в частном двухэтажном доме, поэтому многие зоны приходится делать в двух экземплярах, на каждом этаже.

Пространство для игр на первом этаже мы стали дорабатывать уже после курса. Почти весь первый этаж — это более-менее общее пространство (кухня-гостиная-холл), поэтому мы решили сделать игровой зоной пространство манежа. Поставили туда деревянный комод, отобрали нужное количество игрушек и разместили их. Собственно, у сына не так много игрушек, так что не пришлось слишком уж стараться. Больших изменений мы не заметили, потому что и особых проблем с этим не испытывали.

пространство для игр и творчества

игрушки в 1 год

Сын вполне способен самостоятельно играть. Правда, зачастую ему просто необходимо наше присутствие. Ему не нужно, чтобы с ним играли, иногда даже протестует, если в его игру кто-то вмешивается. Но ему почему-то часто необходимо, чтобы кто-то был рядом, чтобы во время игры у него был ещё и тактильный контакт с мамой или папой — например, возможность облокотиться на маму спиной или присесть на ногу, как на табурет.

Спортивная зона обустроена уже давно, но по мере роста и развития ребёнка мы её немного видоизменяем. Сын уже освоил подъём по перекладинам и по горке, сам теперь может подняться на горку и изнутри комплекса, и снаружи.

Дальше планируем добавлять элементы.

спортивная зона дома

Зона сна. Сын участвовал в изменениях — был с нами, когда мы убрали у прежней кровати маятник, колёса и бортик. Он несколько раз подряд сам забрался в кровать и слез с неё, даже не дождавшись матрасика. Потом я предложила ему положить что-нибудь у входа (коврик, подушку или диванную спинку). Малыш выбрал спинку и радостно опробовал свой выбор ещё несколько раз. Вот как это выглядело:

кроватка

А вот наша новая кроватка:

детская кроватка по Монтессори
Перед сном листаем детские книги, сын включает себе мишку-ночник — сначала музыку, а потом и подсветку. На этом этапе малыш остаётся с папой. Папа сидит возле кроватки и ждёт, иногда обнимает, если он просится на ручки. В течение минут 20 Мирослав засыпает

Провели большую работу над собой

Научились действовать в темпе ребёнка, когда чем-то занимаемся вместе — нам рассказали, почему важно делать даже самые простые дела с комфортной для малыша скоростью. Я всё привыкла выполнять чётко и быстро, иногда совмещая одновременно несколько дел, поэтому нам предстоит много работы.

Исключили неоднозначные реакции со своей стороны. В процессе наблюдения за собой заметила, что задаю риторические вопросы. Например, чаще всего с языка падает фраза «Что ты творишь?» с долгими паузами между словами и с разной, чаще задорно-радостной интонацией. Там, где многие говорят «Ого!» или «Ух ты!», использовала эту фразу. В процессе наблюдения поняла, что моего малыша она смущает. Не понимает моей реакции. Часто просто ждёт, что будет дальше.

Сейчас, получая от меня чёткую реакцию, Мирослав радостно продолжает своё занятие. Раньше частенько замирал, ожидая, что будет дальше, и потом не возвращался к текущему занятию.

Заменили намёки чёткими инструкциями. Муж часто использует имя ребёнка как одёргивание или для прекращения действий — это тоже мешает малышу понять, что от него хотят и почему. Лаконичные инструкции работают лучше.

Поняли, что многого за собой не замечаем в мелочах. Часто бываем непоследовательны, и тут нам предстоит работа на перспективу.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Результаты

Мой малыш растёт, меняется каждый день, осваивает новые навыки и свои эмоции, совершает открытия. Это естественный процесс, и он не зависит от курсов, подготовок и умных книг. Но пройдя обучение для родителей, я научилась понимать своего ребёнка гораздо лучше.

Вот что изменилось за 2 месяца:

  • Перестроила домашнюю среду — теперь у сына есть огромное количество занятий и твёрдая почва для развития.
  • Многое поменяла в своей голове, поэтому появилась уверенность в действиях, а с ней и спокойствие.
  • Узнала, как смотреть, чтобы видеть, и как помогать, чтобы не навредить.
  • Получила полезные знания и инструкции на перспективу. Моему сыну чуть больше года, но мы уже не боимся страшилок про кризисы одного, двух, трёх лет и т. д.
  • Появилась надежда на то, что мы с мужем сможем помочь Мирославу стать не только самостоятельным и счастливым ребёнком, но и уверенным взрослым, который знает своё место в жизни.

Многое уже сделано, но ещё больше сделать только предстоит. Теперь у нас гораздо больше уверенности в том, как действовать, а это сметает все границы сомнений.

Я очень благодарна педагогам и кураторам. Ваш труд бесценен! Отдельная благодарность куратору Виктории — ежедневно она присылала нам статьи, ссылки, ответы и комментарии в Телеграм. Для меня оказалось сюрпризом, что учебный чат может быть не менее полезным, чем само обучение.

Анастасия Кретова, выпускница онлайн-курса «Развитие и воспитание детей с 1 до 3 лет»

Редактор: Камила Кленовиц

Демо-доступ к курсу «Развитие ребёнка с 1 до 3 лет»

В трёх бесплатных уроках наши эксперты поделятся быстрыми и эффективными практиками, которые помогут решить проблемные ситуации и быстро восстановить родительский ресурс

Получить
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться