Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Почему нельзя бить детей и чем заменить наказания
Быть родителем — сложная задача, и порой всё идёт совсем не гладко. В некоторые моменты хочется чего-то большего, чем «нельзя», взрослый срывается и ударяет ребёнка.
Предлагаю разобраться в причинах и последствиях физических наказаний и найти альтернативные методы воспитания.
Можно ли бить детей
Бить детей нельзя, никогда и ни при каких обстоятельствах.
Родитель — значимый взрослый для ребёнка: он знакомит его с окружающим миром, прививает нормы поведения и помогает развиваться. Шлепком или подзатыльником не получится стать ближе ни к одной из этих целей. Зато можно надолго убить в развивающейся личности желание пробовать и проявлять инициативу, и это только одно из последствий побоев.
Чему учат ребёнка телесные наказания
Последствия побоев зависят не от самих физических воздействий, а от того смысла, которым они наполнены. Если родители бьют ребёнка в качестве наказаний, то проблема как раз в том, что наказания используются в воспитательных целях. С этой точки зрения нет принципиальной разницы в способах: отлупить ремнём или тапком, запереть в комнате или не пустить гулять. Плохо работают все наказания.
Телесные наказания разрушают личность и учат с недоверием относиться к окружающим, даже к близким. Не верить в себя, думать, что «кто сильнее, тот и прав». Ребёнок растёт запуганным, учится лгать, глушить в себе эмоции. Он боится пробовать и ошибаться, потому что не хочет быть наказанным и чувствовать боль.
В дальнейшем такой человек учится быть удобным для всех, лишь бы снова не сталкиваться с побоями и другими проявлениями силы в свой адрес.
Психологические последствия
С психологической точки зрения из-за телесных наказаний ребёнок впитывает незрелые установки личности, с которыми ему сложно идти по жизни и развиваться.
Назначая ребёнку наказание, мама или папа хотят заставить делать так, как нужно им. И эти попытки активно задействуют внешнюю мотивацию. Сама идея того, что другие решают, что хорошо, а что плохо, ставит малыша в положение бесконечной экзаменовки, которую он то проходит, то нет. И каждый раз, когда он «заваливает» экзамен на послушного, он копит опыт неуспеха от собственных решений.
Навязанные ориентиры могут быть хорошими. Но беда в том, что не сам ребёнок выбирает ориентиры и не сам контролирует движение к ним. Принуждая к хорошему, мы лишаем себя возможности понять мотивы детских поступков. А ребёнок лишается практики проявления инициативы и принятия ответственности. Поэтому либо становится пассивным и постоянно ищет указаний от окружающих, либо бунтует и постоянно нарушает правила.
Когда родители бьют ребёнка, они не спрашивают, что им движет. Но за детским поведением всегда стоит какая-то внутренняя правда и нужда. Если из-за запрета малыш не реализовал эту нужду, он будет пытаться найти обходные пути. А наказания-то не хочется — значит, логично стараться не быть наказанным.
Это прямой путь к вранью. Ребёнок будет стараться скрывать поступки и использовать стратегию избегания где надо, и где не надо. Попытки спрятаться от проблемы будут ухудшать положение, потому что эта стратегия заведомо провальная — рано или поздно правда вылезает наружу. И тогда малыш оказывается не просто человеком, который нарушил правила или родительскую волю, но ещё и тем, кто врёт и подло себя ведёт.
Такое поведение могут называть по-разному, но всё равно это будет какая-то гадость, которая появится в детском опыте:
- «Я себя так веду снова и снова, значит, слабовольный»
- «Я плохой, потому что я не справляюсь с тем, что меня заставляют делать»
- «Я предатель, пообещал больше так не делать, и опять делаю»
- «Я лжец»
Ещё одно возможное последствие побоев — ребёнок начинает быть циником. Он понимает, что сильный прав и надо быть сильным — состоять совсем не в тёплых, человеческих, вдумчивых, осознанных отношениях, а пытаться всех заставлять.
Позиция «кто сильный, тот и прав» далеко не всегда работает во взаимоотношениях людей. И сильно расходится с идеей гуманизации общества. Сейчас развитые общества действуют скорее по принципу «кто слабый, тот и прав». Мы рассуждаем, что нам нужно заботиться об инвалидах, людях с ограниченными возможностями, пытаемся сделать так, чтобы меньшинства любого рода сосуществовали наравне с большинством.
Здесь есть определённые сложности, и мы ищем баланс: как сделать к максимальному обоюдному счастью. Тем не менее очевиден базовый тренд на то, что слабый прав. Именно к нему мы будем двигаться и находить какие-то решения. Это видно из тех тенденций, которые происходят в развитии общества. Сподвигая думать, что прав сильный, мы прививаем неправильные установки и модели поведения.
Хорошо эта ситуация описана в шутке: «В детстве я молил бога о велосипеде. Потом понял, что бог работает по-другому. Тогда я украл велосипед и стал молить бога о прощении».
Ребёнок может решить, что можно делать что угодно, а потом каяться. Съесть конфету, которую мама запретила брать, а потом взять ремень, пойти и доложить, что теперь меня нужно побить. Или самому себя побить, после того как съел конфетку.
Это не очень продуктивный вариант, ведь мы не хотим постоянного раскаянья, саморасплаты и продолжения нарушения правил. Мы хотим, чтобы малыш учился ограничивать себя и не брать конфеты без разрешения.
Всем детям важно внимание значимых взрослых, причём эмоционально заряженное. Когда мама бьёт ребёнка или кричит, то эмоциональный заряд происходящего очень большой. Он со знаком минус, но в нём много энергии.
Система наказаний подразумевает, что пока всё идёт хорошо, реагировать не нужно. Вот когда потребуется наказание, вот тогда… В итоге получается, что мы не очень эмоционально реагируем на что-то хорошее, но при этом очень эмоционально — на нежелательное поведение. Крик, побои и толчки вызывают ответные сильные эмоции. И этот заряд может стать настолько притягательным, что ребёнок будет стремиться получить хоть такую энергию. Даже ценой того, что будет делать плохие вещи и получать за это плохое в ответ.
Здесь важно вспоминать притчу, что всегда побеждает тот волк, которого мы кормим. Когда бурно реагируем на плохое, то фактически подпитываем «плохого волка» в поведении ребёнка. И он становится сильнее. При этом малыш переживает, что мы не довольны им. Это создаёт стрессовую ситуацию, и давление стресса только ухудшает возможности контролировать себя. Он не справляется, снова получает наказание, и порочный круг замыкается.
Если в основе детско-родительских отношений лежит оценивание успехов ребёнка, а родитель – жандарм, то трудно ожидать доверительности. В такой системе ценностей опасно делиться сомнениями, трудностями, слабостями: вдруг меня осудят, а то и накажут?
Конечно, наша обязанность — создать разумные границы, пока ребёнок не может полностью делать это сам.
Но при этом можно оставаться на его стороне: «Я люблю тебя, я готов понять, помочь, утешить, поддержать, пока ты натыкаешься на границу, сталкиваешься с последствиями принятых решений и сделанных выборов».
А можно занять осуждающую и отвергающую позицию: «Не хочу тебя, когда ты плохо себя ведёшь». Наказание притягивает внимание, подменяет возмездием движение к лучшей саморегуляции, обесценивает детские усилия вести себя хорошо, если они не увенчались успехом.
Страх быть наказанным может приводить к тому, что ребёнок вовремя не просит помощи, вовремя не рассказывает что-то, что было бы важно родителю знать. По статистике дети, подвергающиеся насилию, чаще оказываются жертвами насилия или сами ведут себя агрессивно. Их внутренний компас неприемлемого сбит. И даже когда они понимают, что попали в неприятности, страх мешает обратиться к взрослому.
Наказания душат собственную инициативу, поскольку не ошибается тот, кто ничего не делает. Боясь получить по попе, ребёнок будет стараться минимизировать риски неодобрения и не делать ничего лишнего. «Лучше, чем как надо, нам не надо», — говорил персонаж Довлатова.
В краткосрочной перспективе может показаться, что наказания работают — ребёнок перестаёт лезть куда не следует. Но когда нужно будет проявить ответственность и инициативность, окажется что он уже не умеет. А заставить быть инициативным и самостоятельным нельзя, потому что невозможно принудить к самостоятельности.
Самостоятельность можно только сохранить, поддержать и дать малышу больше возможностей приобрести инструменты реализации своей самостоятельности. Всё более сложно и эффективно, с каждым разом на новом уровне. Свобода двухлетки отличается от свободы ребёнка трёх лет и свободы подростка. В каждом возрасте разные возможности, разная самостоятельность и разная ответственность, которую он может на себя взять. Но в каждом возрасте эту ответственность ему необходимо давать, иначе происходит атрофия инициативы, которая потом очень сложно возвращается.
Реабилитировать инициативность в глазах ребёнка — это уже психотерапевтическая задача. Иногда она решается, а иногда травма остаётся и проявляется как шрам безынициативности.
Если взрослый позволяет себе бить ребёнка, он показывает плохой пример. Не только потому, что через десять или двадцать лет сын может замахнуться на отца, а дочь влепить пощёчину матери. В силу возраста ребёнок принимает действия мамы и папы за правило. Учится у нас тому, что выставит его чужим, этаким старомодным дикарём в обществе, где побои — не вариант нормы.
Привычка бить ребёнка не соответствует общей культурной норме, которая является уже общепринятой в большинстве стран мира. Уровень насилия в современных обществах постоянно снижается.
Да, мы много чем ещё недовольны, никуда не делась преступность. Но 200 лет назад было совсем по-другому. Люди гораздо чаще прибегали к физическому воздействию друг на друга, чем в наше время. Даже 50 лет назад дети совершенно иначе играли между собой, совершенно по-другому взаимодействовали между собой взрослые.
Например, у В. С. Высоцкого мы читаем:
Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид,
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.
То есть даже самые читающие дети дрались и не совсем понарошку играли в мушкетёров или солдат, которыми были их отцы. В сельской местности среди молодёжи было вполне распространённым развлечением пойти и подраться в выходной день с юношами соседней деревни.
Сейчас реальность иная, это нельзя не признать. Вы это уже знаете, а дети узнают от вас. Или не узнают — и тогда мы подведём наших детей. Они ведь рассчитывают узнать именно через нас, какими быть людьми в современном мире.
Во многих странах физические наказания детей преследуются по закону: назначают штрафы и тюремные сроки. В России такой жёсткой регулировки родительского поведения пока нет. Но даже без законов стыдно избивать ребёнка прилюдно. Этот стыд — хороший маркер того, что взрослый подаёт искажённый пример культуры поведения в обществе и тем самым дезинформирует малыша — учит тому, что не одобряется в социуме. Это плохая подготовка к счастливой жизни, будем честны.
Физические последствия
Силу удара рассчитать сложно, поскольку он наносится под действием эмоций. Это делает шлепки и затрещины особенно опасными для малышей.
Родители, которые бьют детей, редко отдают себе отчёт в рисках для здоровья. Например, несильный, по ощущению взрослого, удар по голове малыша может привести к микротравмам головного мозга, его дисфункции, кровоизлиянию, гематоме.
Удар по губам может закончиться травмами висков и лобных долей.
Внутри ребёнка всё сжимается от страха перед ударом и ужаса после него. В такие моменты замедляется кровоток, развивается гипоксия, могут начаться проблемы с пищеварением, концентрацией внимания.
Тяжёлыми физическими последствиями могут стать гематомы, синяки, боли непонятного происхождения, вывихи, нарушения работы органов и даже летальный исход. Задаваясь вопросом о том, почему нельзя бить ребёнка, важно осознавать это.
Причины рукоприкладства, и как с ними работать
Возможны два варианта:
- Телесное наказание. Родитель считает, что есть ситуации, когда нужно бить детей для их же пользы в воспитательных целях. Это своего рода правило, которое соблюдается с постоянством.
- Рукоприкладство. Родитель считает, что бить детей нехорошо, но в некоторых ситуациях теряет контроль, терпение или просто не знает, как поступить иначе.
У каждого варианта ярче проявляются разные неблагоприятные последствия, о которых я рассказала выше.
Задаваясь вопросом о том, можно ли бить ребёнка в целях воспитания, осознать, что побои неприемлемы, — половина дела. Часто родители понимают, что бить детей не нужно. Но в полевых условиях что-то идёт не так: шлепки, подзатыльники и пощёчины применяются не для, а почему. Это способ выплеснуть гнев или раздражение, потому что не удалось найти более зрелого аргумента.
Рассмотрим причины, по которым родители применяют телесное наказание и рукоприкладство, и способы свести их на нет.
Нестабильность взрослого. Чаще срываются взрослые, которых самих в детстве били. Которые в раннем детстве впитали побои как допустимую норму и не имели возможностей в достаточной степени прожить собственные эмоции: взаимодействовать, управлять, понимать, рефлексировать. Такие непрожитые травмы приводят к тому, что родитель не очень хорошо справляется с эмоциями в трудные моменты. И когда возникает сложный момент в воспитании, у мамы или папы просто нет достаточных ресурсов зрелой личности.
В этом случае проблемы воспитания — дополнительный повод заняться собой, найти варианты самопомощи или помощи психолога.
Нестабильность требований. Часто не могут сдержаться родители, у которых ресурс личности достаточный, но не хватает воспитательных навыков. Тогда срывы в физическое воздействие связаны со сложной ситуацией, создаваемой нестабильностью требований.
Ребёнку сложно управлять своим поведением, если что-то было можно, а потом стало нельзя. Или что-то нельзя было спокойно, а потом стало нельзя неспокойно. Нестабильность требований проявляется по-разному. Это может быть лишнее разнообразие в реакциях и правилах и требования, на которых мама или папа настаивает до конца. Или «нельзя», которое не отменить, чередующееся с запретами. Или когда через полчаса детской истерики запреты меняются на позволения.
Как это может выглядеть в жизни:
- Понедельник: «Я дам десерт только после обеда».
- Вторник: «Сколько можно говорить, что десерт после обеда! Прекрати ныть, а то получишь по попе!»
- Утро среды: «Если подождёшь спокойно, пока я делаю уборку, я дам тебе десерт».
- Четверг: «Да сколько можно ныть?! Ты издеваешься? Десерт только после обеда!»
- В пятницу мама вместо сердитых отповедей шлёпает ноющего просителя десерта: «Чего ты зря плачешь? Вот я тебя накажу, чтобы было о чём плакать!»
Такой подход дезориентирует ребёнка — ему нужны чёткие и стабильные границы и правила. Если они плавают, становится гораздо тяжелее их понять, и потому гораздо тревожнее. Применение физических наказаний ситуацию только ухудшает. Мало того, что не получается разобраться, чего от меня хотят и как это дать, так ещё и больно, страшно, обидно и вместо утешающих и поддерживающих — рассерженная мама или гневный папа.
«А как тогда наказывать ребёнка, чтобы он понял?»
Как мы увидели, кажущаяся простота наказания оборачивается большими сложностями в будущем. Ведь там, где есть наказание, сложно найти уважение и выстроить диалог. А они намного важнее и понятнее для ребёнка.
Если мы с раннего возраста воспитываем малыша в традициях уважения, диалога и передачи посильной ответственности, то получаем совершенно другого ребёнка и другие взаимоотношения с ним.
Вместо наказания мы выбираем сложный путь воспитания:
- Вкладываем усилия в то, чтобы разбираться, что и почему с малышом происходит.
- Уважаем детские устремления и желания, вне зависимости от того, смогли ли их понять.
- Учимся договариваться: выясняем, кто чего хочет и как прийти к совместному результату.
- Контейнируем эмоции ребёнка.
- Работаем над собой — учимся конструктивно проявлять эмоции; учим тому же ребёнка.
- Устанавливаем последовательные чёткие правила и следим за их соблюдением.
Подавайте качественный пример диалога и создавайте благоприятные условия для самостоятельности. И рано или поздно вы обнаружите, что ваш ужасный двухлетка повёл себя мило, несносный трёхлетка проявил сдержанность, шумный дошкольник терпелив, засыпающий тысячами вопросов школьник ищет и использует информацию сам, изводивший вас возмутительный подросток — предлагает варианты решения проблем с правилами. А вас совершенно не тянет стукнуть ребёнка в момент, когда он неудобен.
Альтернативы шлепкам и подзатыльникам
Вот несколько методов, которые помогут перейти от побоев и наказаний к уважительному воспитанию.
Замените наказания практикой естественных последствий. Сказать «надо, а то накажу» — проще. Сложнее принудить с помощью наказания сделать что-то с энтузиазмом и инициативой. Между «родитель хочет, чтобы ребёнок хотел делать и делал» и «желания ребёнка и его возможности» лежит пропасть, и перекинуть мост через неё можно только из взаимопонимания, поиска компромиссов или способов сотрудничества. Начать рассуждать с позиции «твои потребности», «мои потребности» и что мы можем сделать друг для друга, чтобы каждый получал хорошее от того, что мы вместе.
Когда мы моделируем естественные последствия и даём принимать решения, каждый возможный исход для ребёнка — это практика в ответственности.
Рассмотрим на примере, когда двухлетний малыш разбил чашку. Любая реакция взрослых вызовет ответную реакцию. Сравните:
- Ребёнок нечаянно разбил чашку, и его за это побили → «Я неуклюжий»
- Нарочно разбил чашку, и его за это побили → «Я вредитель/плохой»
- Нечаянно разбил чашку, а ему показали, как убрать осколки и откуда достать запасную чашку → «Я знаю и умею действовать в подобных несчастных случаях»
Вместо того чтобы плакать от побоев, малыш спокойно учится исправлять свои ошибки
Когда мы наказываем малыша за промах, то бросаем его наедине с проблемой: «Вот так — плохо. Почему ты так делаешь — не знаю, и знать не хочу. Сам догадывайся, как можно сделать то, что тебе нужно, и не огрести за это. Да, пока будешь придумывать, я тебя ещё несколько раз поколочу за неудачные идеи». При таком подходе взрослый не смотрит на ситуацию глазами ребёнка и не знает, что именно им движет. Он просто называет происходящее плохим поведением.
Подготовленный родитель понаблюдает, сделает выводы и предложит альтернативу. А малыш вместо неудачи почувствует успех.
Вывод из наблюдения | Альтернатива | Результат ребёнка |
Ребёнку понравился звук разбивающейся посуды | Показать, где добыть похожий звук | «Я могу создавать музыку» |
Понравилось подметать осколки | Показать, что можно подметать, чтобы не пускать чашки на стеклобой | «Я могу подметать как большой» |
Ребёнок злился | Показать, как выражать злость приемлемым способом | «Я могу безопасно злиться и обсуждать, чем я не доволен» |
Хотел внимания | Показать, чем хорошим можно получить внимание | «Я интересен другим и они рады тому, что я делаю» |
Вникать в происходящее затратно, но при этом мы даём ребёнку именно то, в чём он нуждается, помогаем найти способы быть хорошим. Сами учимся вести переговоры и узнавать другого человека, и учим тому же сына или дочь.
Давайте больше самостоятельности. Организованная с учётом возможностей и потребностей возраста среда позволяет ребёнку успешно проявлять инициативу, учиться делать выбор, действовать самостоятельно. Такая альтернатива наказанию — ценнейший подарок, который можно дать своим детям.
Уберите накал эмоций из нежелательных ситуаций. А в моменты, когда малыш сотрудничает, соблюдает правила, доводит до конца начатое — давать больше качественного общения. Не концентрироваться на плохом, фокусироваться на успехах, замечать их и давать самому похвалить себя за удачу, используя описательную похвалу.
Контейнируйте эмоции. С малышами своевременное контейнирование эмоций может практически моментально в разы сократить количество проблемных эпизодов. Контейнирование — это когда взрослый забирает себе часть детской боли, разрешает открыто поплакать и проговорить свои эмоции.
Планируйте качественно проведённое время. Это время, которое мама или папа тратят на то, чтобы быть именно с ребёнком. Максимально видеть его самого — переживания, нужды и эмоции такими, какие они есть. Это та самая суть человеческих взаимоотношений и соприкосновение душ.
Оно происходит, когда нет оценивания:
- справляешься/не справляешься,
- хороший/плохой,
- сделал/не сделал.
Качественное время — это то, что мы сами хотим от других людей: душевное тепло, совместно разделённый опыт, общие занятия, интересности и впечатления.
Что делать, если альтернативные методы не работают
Альтернативные методы заработают не сразу, к этому нужно быть готовым. И чем глубже корни проблемы, чем чаще родитель наказывал ребёнка телесно, тем больше времени понадобится и взрослому, и малышу, чтобы перестроиться. Привыкнуть к новой стратегии разрешения разногласий.
Сначала обоим будет сложно. Но если родитель будет работать над собой, своим подходом к воспитанию и учиться слышать своего малыша — со временем получится прийти к гармонии и понять причины действий ребёнка.
Однако если родитель видит, что время идёт, но изменений в лучшую сторону нет, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу. В некоторых случаях — посетить психолога, психотерапевта и самому. Это поможет разобраться в проблеме с большей вероятностью успеха и не потерять время на долгое самостоятельное распутывание своих внутриличностных конфликтов.
Что делать, если вы сорвались
Старайтесь узнать больше информации, которая помогает быть более компетентным родителем. Тогда появится больше инструментов и осознанности для успешного взаимодействия с ребёнком. Репертуар поведения расширится, и постепенно станет меньше срывов, уйдёт чувство беспомощности и нересурсные состояния.
Нормально не быть в ресурсе время от времени. Если же ситуация возникает регулярно, — это значит, что взрослый не смог вовремя о себе позаботиться. Не в ресурсе мало что можно дать малышу. Искать свои слабые места и вовремя возвращать себе ресурс — первый шаг к родительской компетенции.
Мы нужны своим детям. Малыши плохо справляются со своими эмоциями. Чем они младше, тем меньше у них навыков развитой личности, которые помогают успешно справляться с эмоциями. Зато есть незрелая нервная система, в которой эти эмоции бурлят совершенно не так, как у взрослого человека. То есть задача у детей тяжелее, а инструментов меньше.
Потому мы говорим о контейнировании и необходимости поддерживать. Дети только учатся конструктивно реагировать на своё состояние. Родитель тут — и пример, и опора.
Нам не нужно становиться идеальными прежде, чем быть в силах позаботиться о своих детях. Но полезно иметь некоторый запас зрелости, чтобы быть компетентным родителем. Искать помощи и поддержки извне, если не справляемся, — тоже показатель зрелости.
Коротко о главном
- Бить детей нельзя, и для этого правила нет исключений.
- Побои, шлепки, подзатыльники и другие телесные наказания бесполезны в воспитании.
- Родитель — значимый взрослый в жизни малыша. От его поведения и подхода к воспитанию, общению с малышом зависит психологическое здоровье развивающейся личности.
- Побои со стороны родителей приводят к формированию разрушительных психологических установок у детей. Они вырастают безынициативными, верят, что «кто сильнее, тот и прав» и допускают неуважительное отношение к себе. Или же сами потом применяют дома рукоприкладство.
- Последствия побоев опасны и для физического здоровья ребёнка. На эмоциях сложно рассчитать силу удара, поэтому результатом могут стать синяки, гематомы, кровоизлияние в мозг и даже летальный исход.
- Чтобы получить от ребёнка желательное поведение, не нужно его наказывать. Особенно телесно. Воспитание в атмосфере уважения и возможности диалога — гораздо эффективнее, если родитель хочет добиться взаимопонимания с малышом.
- Родителю, который срывается и бьёт малыша, важно разобраться в себе: понять, что им в эти моменты движет и научиться распознавать свои эмоции, управлять ими.
- Практика естественных последствий, контейнирование эмоций, планирование качественного времяпрепровождения с ребёнком — важные составляющие уважительного воспитания.
- Пополнять знания о воспитании и развитии детей необходимо, чтобы быть компетентным родителем.
- Если родитель не справляется с ребёнком или не понимает причин его действий, попросить помощи извне (у психолога, психотерапевта) — это признак рассудительности и зрелости.
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов