Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Один день, который мы провели с ребёнком вдвоём. И узнали много нового
Меня зовут Марина, а моего сына — Иван, ему 2 года 2 месяца. Мы живём в Смоленске и проводим каждый день вдвоём.
Раньше я торопила сына, давала ему меньше времени и свободы. Хотела выгадать побольше времени на совместные игры, в которых мы оба скучали. Сейчас не спешу, живу с его скоростью и успеваю сделать все дела. Это именно то материнство, о котором я мечтала — не всегда лёгкое, зато всегда понятное и радостное.
Приглашаю провести с нами один день, в котором мы успели сделать все запланированные дела и попробовать новое. И конечно же, получили огромное удовольствие от проведённого вместе времени.
Всем привет!
Первая половина дня дома
Сегодня у нас выдалось свободное утро. Мы проснулись, ребёнок сходил на горшок и умылся. Потом мы позавтракали, а на десерт предложила на выбор: съесть банан целиком или порезать на салат. Ваня недавно начал осваивать нож, так что проголосовал за салат.
Стал не спеша нарезать банан, грушу и абрикос. Иногда добавляем яблоко и персик — в зависимости от того, что есть в холодильнике. Затем залил нарезанное йогуртом из бутылочки, перемешал и с аппетитом съел приготовленный своими руками салат.
Дальше по плану у ребёнка было свободное время в игровой, а я в это время занималась своими делами. Мы пока живём в съёмной квартире, поэтому я многое не могу поменять. Но скоро переезжаем в своё жильё, и вот там сделаю всё как хочу. Так выглядит наш детский уголок сейчас.
Обычно ребёнок играет сам, но периодически подходит посмотреть, что делает мама. По желанию он может присоединиться к любым бытовым делам. Мыть посуду? — Легко. Мыть пол? — Учимся скользить ногами и шваброй. Развесить бельё? — Собирай носки по парам.
Единственное, что заводило в тупик — это момент, когда я наносила макияж. Сыну тоже очень хотелось поучаствовать. Организовала ему свой столик с зеркалом, а под столик поставила набор для мытья зеркала. И ребёнок стал мыть зеркало, пока я занимаюсь макияжем. Через какое-то время положила рядом расчёску, и он стал с удовольствием расчёсываться.
А сегодня у нас появилось ещё одно нововведение — детский крем. Ваня с интересом выдавливал его и наносил на щёки, а потом на живот.
После завтрака планировала сходить в магазин. Обычно ребёнок сам возит тележку, с удовольствием выбирает продукты, складывает в корзину и выгружает на кассе. А по дороге туда мы останавливаемся играем на детских площадках. Но сегодня идёт дождь, поэтому поход пришлось отложить. Поделюсь видео, которое сняла на днях.
С тех пор как я переселила ребёнка на отдельное спальное место, он стал укладываться самостоятельно. Так и сегодня — начал тереть глаза в середине совместной игры, сказал «спать» и пошёл в спальню. Моё присутствие в комнате ему как раз мешает, поэтому сижу тихонечко в игровой и подслушиваю, как он засыпает.
После дневного сна обедаем. Утром на завтраке ребёнок просил яйцо, пообещала после сна дать ему его. Решили приготовить салат: он чистит яйцо и режет его на маленькие кусочки, которые смогут поместится в тёрке. Трёт, смешивает с огурцом, луком и сметаной. А потом с аппетитом съедает.
Поездка в город
После обеда начинаем собираться по делам: нам нужно съездить в госучреждение, разобраться с бумагами. Как раз дождь поутих.
Ваня уже осиливает липучки и молнии, натягивает футболку, засовывает ноги в штанины. А с остальной одеждой помогаю.
Помню, как долго собиралась с силами для поездки по делам вместе с ребёнком, мне это казалось тяжёлой затеей. Сейчас визиты в учреждения происходят легко. Сын узнаёт новые места и правила поведения. Ему достаточно одной машинки и листа бумаги с ручкой, чтобы дать маме время заняться делом.
Обычно после всех дел мы идём на ближайшую детскую площадку, где я даю Ване развеяться. Сегодня мы были в промышленном районе без площадок, зато был трамвайный парк. Сын очень любит общественный транспорт, и сегодня ему было интересно посмотреть на трамваи.
Решили прокатиться одну остановку. Ребёнку, который ездит всю жизнь только в машине, поездка на трамвае показалась настоящим аттракционом. Для самостоятельного мальчика это ещё и была возможность узнать, как в транспорте платить за проезд и держать баланс при движении. Вышел из трамвая в большом впечатлении и с билетиком.
До машины возвращались пешком, и ребёнок с удовольствием натопался по лужам.
У нас есть любимый способ передвижения, который я называю «юбочным». Я иду на метр-два впереди, регулярно поворачиваюсь, контролирую и дожидаюсь сына. Он идёт в своём темпе, рассматривает всё вокруг, догоняет меня иногда и просит назвать интересующие его вещи. На мой взгляд, такой подход помогает ребёнку научиться спокойно себя чувствовать в обществе, изучать окружающий мир удобным образом, находить нужные ориентиры в пространстве (сейчас это я).
Заботливые окружающие регулярно выговаривают. Видимо, малыш, который идёт не за руку со взрослым, выглядит потерявшимся. Но чувствую, что именно так ему удобнее. А я всегда рядом, слежу за ним и направляю своим движением в нужную сторону.
А ещё таким способом готовлю себя к тому времени, когда ребёнок будет стремиться гулять везде сам. Значит, мне нужно заранее натренировать больше наблюдательности, реакции и спокойствия. Особенно спокойствия — пока тревожусь даже от мысли о том, что он будет везде бегать сам. Тренирую его и себя сейчас, пока он ходит спокойно, а бегает только на площадках.
Когда доходим до мест повышенной опасности, я подхожу к ребёнку. Например, на переходах дороги. Каждый раз проговаривала ему: «Здесь ездят машины. Здесь опасно. Надо идти за руку». Сейчас он уже сам мне эти фразы выдаёт.
У Вани уже есть ориентир — бордюры. С них сам не спускается, особенно если я тоже подошла. Подходит к бордюру, проговаривает про опасность, даёт мне руку и идём.
Конечно, бывают сбои, пытается вытащить свою руку из моей. Это происходит, когда идти нужно долго — например, при переходе парковки. Но на коротких дистанциях, для обычного перехода через дорогу, ему хватает терпения.
А вот и наша машина. Ваня очень любит сам залезать на своё детское кресло и слезать с него. Быстро выучил, где можно поскользнуться или оступиться. Из последних достижений — научился не ставить подошву на сидение: ни в детском кресле, ни в кафе, ни на лавочке в парке.
Когда выходил из машины, обратил моё внимание, что какая-то птица издаёт такие же звуки, как и лягушка. Позже я посмотрела в интернете, что звуки похожие на лягушку издают скворцы. Я этого не знала. Спасибо Ване, что обратил внимание — постоянно узнаю с ним что-то новое.
Снова дома
После возвращения домой мой малыш садится, разувается, а потом идёт мыть руки.
Но так было не всегда. Раньше сын ни в какую не хотел мыть руки после улицы. Потом я обустроила зону ухода, чтобы ему стало удобнее. Начала задавать правильные вопросы, чтобы побудить к мытью рук. Вроде всё заработало, но в один день вдруг снова рухнуло — опять не уговорить, слёзы до истерики.
Тогда я применила технику наблюдения и поняла, что ограждения в башне-помощнике стали сильным препятствием — хочет залезть сам, но стукается головой. Однажды мой мальчик так заигрался водой, что намочил башню, поскользнулся, и только этот ограничитель удержал его от падения со ступенек. Поэтому я до последнего тянула со съёмом ограничителя, просто закидывала сына сверху. Он даже научился вылезать из него змейкой, но со временем его это достало — никакой самостоятельности.
И вот я проводила наблюдение с целью узнать, а готов ли ребёнок безопасно стоять на открытой башне-помощнике. Плескать воду он уже почти закончил, а некоторые капли, попадающие под ноги, не выглядят как опасность. Поэтому взяли отвёртку и вместе открутили ограждение.
А копилке помогающих вопросов появился ещё один: «Ваня, а в башне ограждений уже нет? Мы их открутили?» Бежит показывать, где он крутил отвёрткой и рассказывать, как это было. А потом залазит на башню и моет руки. Когда он на башне, я всё равно рядом и страхую сзади. Он чувствует себя самостоятельным, а я не так уж сильно и паникую.
После ужина ребёнок решил покормить кошку и подмести рассыпанный корм.
Весь день ребёнок интересовался фотоаппаратом. Дала поисследовать, и он даже сделал первое селфи.
Потом сын с интересом залез на балансир, к которому раньше редко подходил. Сделала вывод, что так он продолжает закреплять навык балансирования, полученный при поездке в трамвае. Потом спросила, что он делал, когда ехал на трамвае, он сказал: «держался рукой» и «трамвай бух-бух по ямкам». Вспоминал нашу поездку с восторгом.
В конце дня решил немного отдохнуть наверху спортивного уголка. А когда спустился, сказал «спать» и пошёл укладываться. Так завершается наш насыщенный день вдвоём.
С тех пор как я стала искать возможности для самостоятельности сына во всех сферах жизни, наша жизнь стала заметно интересней. Раньше окружающие характеризовали Ваню как «серьёзного мужчинку». Сейчас всё чаще слышу, какой он самостоятельный, помощник маме и — самое приятное — какой счастливый малыш!
Текст и фото Марины Смирновой, выпускницы
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов