Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Посещать ли ребёнку тоддлер-группу
У редакции «Монтессори.Дети» спросили:
– Сейчас в нашей семье назрел вопрос: посещать ли тоддлер-группу? Ходили полгода в группу «Вместе с мамой», сейчас 1,8 сыну. Может, уже была статья у вас про эти группы, возможно мне ссылку? Интересует адаптация, среда, условия, количество детей.
На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова.
В чём отличие тоддлер-группы от группы «Вместе с мамой»
Формально группы для тоддлеров и «Вместе с мамой» принадлежат к одному возрастному периоду, который случается у ребёнка приблизительно от года до трёх лет. Уже с этой точки зрения можно со всей определённостью утверждать, что есть смысл посещать тоддлер-класс, поскольку крайне маловероятно, что следующая образовательная ступень (класс 3–6) подходит потребностям двадцатимесячного ребёнка.
Новый уровень независимости. Кроме того, самостоятельный, в отсутствие мамы, опыт работы в среде – чрезвычайно важный этап в развитии личности ребёнка. Это новый уровень независимости и привязанности.
Если до этого ребёнок и мыслит, и любит в теснейшей связи с обстановкой, в которой находится, то теперь он создаёт внутренний план понимания, который куда меньше зависит от непосредственной ситуации. Теперь ребёнок всё лучше понимает, что и предметы, и люди, и отношения с ними существуют не только в момент, когда сам малыш воспринимает их. Он учится знать, что любящая и заботливая, любимая и вдохновляющая мама (и другие значимые люди) есть в его жизни даже тогда, когда он не видит её возле себя. Научиться этому пониманию вместе с мамой невозможно. К нему ведёт позитивный опыт разделения и разлуки.
Опыт построения отношений с другими людьми. Другое важное отличие состоит в том, что до тех пор, пока мама присутствует на занятии, ребёнок не может в полной мере сконцентрироваться на построении новых отношений с педагогом, который становится дополнительным образцом для подражания и познания того, что значит быть взрослым человеком в этом месте и времени, в той культуре, в которой ребёнок рождён.
Этот опыт ведёт к пониманию разнообразия возможных вариантов социального взаимодействия. Иными словами, ребёнок узнаёт, что с разными людьми можно и нужно общаться по-разному, как быть успешным во взаимодействии с людьми, учитывая их индивидуальные особенности.
Как принять решение
Вообще в Монтессори-педагогике нет единого мнения относительно того, является ли принципиально необходимой форма занятий «с мамой», но, так или иначе, для детей от года до трёх основной формой Монтессори-образования вне домашней обстановки является именно тоддлер-класс, а занятия в среде с мамой – дополнительный, адаптационный этап. Мнение, что вводить этот этап целесообразно, особенно часто встречается в американской и русской традиции Монтессори-метода.
Лично я считаю пребывание тоддлеров на занятии без мамы вполне посильной задачей для детей этого возраста, и что опыт нахождения в школьной среде вместе с мамой больше запутывает ребёнка, чем облегчает его вхождение в класс. Однако развёрнутая аргументация в пользу этой позиции выходит за рамки ответа на ваш вопрос.
В вашем случае адаптация потребуется, в основном, к изменению правил, касающихся того, что мама больше не может присутствовать на занятиях. Принципиальных отличий в среде и количестве детей в группах с мамой и без – нет. Очевидно различно количество помощников Монтессори-педагога: ассистентов в тоддлер-группе должно быть достаточно, чтобы обеспечить всех детей необходимым содействием, в то время как группе с мамой функции ассистентов частично перекладываются на присутствующих родителей. И получается, что во втором случае в классе находится большее число взрослых, а в первом – больше количество взрослых, с которыми ребёнок общается, когда при нём не находится в качестве посредника мама.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: если у вас есть возможность посещать тоддлер-класс, никаких причин упускать её нет.
На фото – тоддлер-класс школы LePort
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов