Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Неочевидные советы, которые помогут решить проблемы с горшком
Путь к осваиванию туалета у всех разный. Одни дети осваивают его за пару недель, другие — за месяцы; кто-то снимает подгузники только перед школой, а некоторые — до года. Можно начинать знакомить с горшком как только малыш начал уверенно сидеть или дождаться физиологической готовности к полутора годам. Но если ни один способ не сработал, вот ещё несколько неочевидных рекомендаций, которые помогут избежать проблем с горшком.
Важно помнить, кому это больше нужно
Частая ошибка хорошо выражается самой фразой «приучать к горшку». В ней отражено желание взрослого неких действий от детей, которые детям как будто бы не особо-то и нужны. Но туалет — это прежде всего чистота, комфорт и экономия времени. Дети первые заинтересованы в том, чтобы научиться пользоваться туалетом. Поэтому рекомендую употреблять выражение «освоение туалета» или что-то подобное — чтобы было понятно, кому больше всех это нужно.
Приучение к горшку имеет мало отношения к самому горшку. Оно в честной обратной связи от среды, которую дают одежда и многоразовые подгузники: пописал — стало мокро — захотелось оказаться в другой одежде.
Помимо обратной связи нужны легко снимаемая одежда, доступ к туалету, непринуждённое знакомство с горшком, без принудительного усаживания и обругивания за хождение мимо. Но не путайте последнее с огорчением от неуместной лужи: радоваться вы ей не обязаны, но и корить ребёнка непродуктивно. Мог бы — сходил, раз не сходил, значит, не мог.
А ещё понадобится родительское терпение. Горшок — это то, что в интересах самого малыша, но ему потребуется время это оценить и приспособиться. И только тогда это перестанет быть проблемой для родителей.
Дети не любят быть грязными или мокрыми
Некоторые дети брезгливы от природы, и тогда у них сразу очень высокая мотивация успешно использовать горшок. Если вы как можно раньше избавите брезгливого малыша от подгузников, то от тела ему сразу пойдёт обратная связь. Он почувствует, что если пописал — стал мокрым, покакал — испачкался. Для него это станет проблемой, которую он поспешит решить.
Есть дети, которым неприятнее быть мокрыми — они начинают раньше писать, чем какать в горшок. Есть дети, которым неприятно быть грязными — эти малыши сначала начинают какать, а потом писать. Но и у тех и других вскоре налаживается и второстепенный по степени противности процесс.
Часто неприязнь к мокрой и грязной одежде заставляет малыша бессознательно стараться отдалить момент мочеиспускания и дефекации. Это и есть тренировка сфинктеров, позволяющая дотерпеть до туалета. У многих детей в этот момент очень характерное беспокойство, которое можно замечать, и предлагать горшок.
Детям надоедает переодеваться
Есть дети, которым практически безразлично, что они мокрые или грязные. Тогда мотивацией становится скорее «надоело переодеваться, отвлекает от дел». Как только испачкал предыдущие штаны, нужно переодеваться — идти, снимать, убирать мокрое, натягивать сухое, мыть руки. Поначалу это не грустно, а интересно, — человек как раз открыт к обучению самостоятельно одеваться.
Дальше вы даёте ребёнку оценить последствия своих выборов всласть. Сходил на горшок, остался сухой, быстрее пошёл обратно играть. Не сходил и испачкался — надо идти переодеваться. Постепенно процесс переодевания становится обременительным. И вот тут малыш понимает, что горшок очень экономит время и вообще с ним нисколько времени не чувствуешь себя грязным. Глупо не возжелать только так и справлять нужду. Так возникает внутренняя мотивация доносить всё до места.
Лучшее место для горшка — туалет
Конечно, можно оставить горшок рядом с игровой зоной. Бывает же, что пожилым людям с проблемами со здоровьем ставят в комнате туалетное ведро. Или в маленьких квартирах-студиях, общежитиях или трейлерах унитаз может быть расположен сверхкомпактно.
Но обычно для себя взрослые стремятся отвести для справления нужды туалет. Если ванная комната тесная, вы, скорее всего, расчёсываетесь и сморкаетесь за её пределами. Могут это делать и дети. Если и ванная, и туалет очень тесные, можно обдумать вариант сложной накладки на взрослый унитаз. Есть очень продуманные варианты, которые позволяют легко и безопасно забираться на унитаз даже самому маленькому.
Туалет — не место для развлечений
Дети могут воспринимать туалет как место для развлечений, если сам горшок яркий, светящийся и музыкальный, или если рядом наставлены игрушки. Снизьте ваше внимания к процессу, перенесите беседы, игры и чтение книг в другое место. Удерживая «заманушками», мы сами создаём проблему — уводим детей от непосредственной связи между их действиями и чистотой после освобождения от мочи и кала.
Рано или поздно развлечение перестанет работать. Либо научит подолгу просиживать на горшке без дела, превращая процесс в часть игры. Идея того, что это процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника при этом потеряется.
Выбирайте простой горшок:
- нейтрального цвета;
- с вынимающейся ёмкостью;
- с опорами;
- без музыки и мигалок.
Оставляйте в зоне туалета только необходимые для успешного процесса вещи: корзину для грязной одежды, корзину с чистой одеждой, салфетки и табуретку для переодевания.
Уважение к самоощущениям детей
Ещё одна частая проблема — ребёнок говорит, что не хочет в туалет, и тут же писает в штаны. В этот момент тащиться на горшок он не хочет сильнее, чем хочет писать. Или вообще ещё не хочет, и не может пока предвидеть, что захочет через полминуты. Это же надо наработать статистику, чтобы по текущему состоянию строить адекватные прогнозы.
У вас не было ни разу во взрослом состоянии так, что ничего не предвещало, и вдруг — может, съели что-то не то, может, ещё почему — но вот резко вдруг захотелось в туалет, мочи нет? Поначалу дети всё время так и ощущают это: никогда не было, и вот опять.
Не стоит осуждать недальновидность. Если бы он мог предвидеть, предвидел бы. Раз всё про горшок знает, но не пошёл, значит, так ему в этот момент казалось. «Неправильно тебе казалось» — не тот вывод, который стоит делать за малыша. Кто плохо предсказал, тот хорошо поучился переодеваться. В подготовленной среде любой исход даёт повод учиться и развиваться.
Иногда лучше взять паузу
Если вы уже передавили с усаживанием с приучением, дайте ребёнку возможность подзабыть этот печальный опыт. И после начать сначала. Расположите горшок в санузле или переходите сразу к накладке на унитаз, предлагайте посидеть в логичное время. Но не стоит удерживать и задерживать ни малейшим намёком, это только усугубит проблему.
Это нормально — присесть, не расслабиться, встать и уйти, и тут же сделать лужу. Если одобрить попытку, их станет больше, и когда-нибудь, ребёнок написает и в отведённое место. Тут уже можно посильнее обрадоваться. Настройте себя и близких на то, что это не быстрый, но обыкновенный процесс. Может быть не с первой, а с тысячной попытки, но всё получится.
Если видим детское сопротивление, следует принять отказ. Это значит:
- не реагировать расстроенно или возмущённо на лужу;
- не уговаривать;
- не подкупать;
- не пытаться заманить хитростью.
В такие моменты мы переворачиваем ситуацию с «нужно ребёнку» на «нужно мне». Лучше помочь малышу понять, что это у него есть потребность в чистоте и опрятности. Что ему важно учиться самому сознавать время, когда пора дойти до горшка, снять штаны, сесть, расслабиться, пописать или покакать.
Удерживание хитростью рано или поздно тоже начнёт вызывать протест. Освоение туалета замедлится, так как обратная связь от среды будет маскироваться долгим сидением или долгими спорами. Расслабиться эти споры не помогают, и количество аварий неизбежно вырастет.
Полезно принимать детей в том настроении и отношении, которое сложилось к горшку. Просто откатить назад «как было» уже не получится. Прежние традиции не будут работать так же хорошо, как это удавалось раньше.
Не требуйте мгновенной перестройки и от себя: понадобится время, пробы и ошибки, чтобы научиться. Ваше преимущество в том, что вы, будучи взрослым человеком, вооружены способностью сознательно анализировать ситуацию, учиться не только на своих ошибках, но и на чужих знаниях. Вы при желании можете просить помощи, поддержки в анализе проблем, планировании или проживании эмоций, которые вызвали неуспешные попытки. У вас гораздо больше ресурсов создавать условия для ситуации своего и детского успеха.
Ребёнок же зависит от среды. И извлечёт максимум пользы из неё, если в организованном вами пространстве любой результат его выбора не опасен и даёт полезную информацию и возможность преуспеть. Пусть даже не в метком использовании горшка, но в переодевании; если не в ловком выливании содержимого в унитаз, то в вытирании лужи.
Проявите должное уважение к уже вложенным вами усилиям, поухаживайте за собой, помогите себе восполнить ресурс, и двигайтесь дальше. Чем больше вы понимаете своего малыша, тем лучше можете помочь, чтобы он справляется сам, и тем больше у вас терпения и доброжелательности. Терпения на безобразника, лишившего сухой постели, — мало, и не должно быть много. А вот терпения на малыша, который запутался, обычно во много раз больше.
Вот почему я без конца повторяю присказку «любви не достаточно, нужны знания». Знания нужны в том числе и для того, чтобы с их высоты дети перестали казаться врединами. Вы с ними союзники в деле их взросления.
Анна Федосова — детский психолог и Монтессори-педагог АМИ, эксперт наших онлайн-курсов для родителей
Фото Анны Ефремовой
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов