• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Ребёнок балуется со светом и игнорирует замечания. Что делать?

Ребёнок балуется со светом и игнорирует замечания. Что делать?

Вопрос от мамы: «Мой сын постоянно играет со светом. Ему настолько нравится включать–выключать, что он совершенно не реагирует на запреты. Я пробовала говорить спокойным голосом с нейтральным выражением лица — не сработало. Пробовала переключать его внимание на спортивный комплекс, он отвлекается, но ненадолго. Когда полностью игнорировать, то тоже не сработало. В качестве альтернативы муж сделал коробку с выключателем, но сына это не заинтересовало, ведь коробка не светится. Что ещё можно попробовать?»

Вредные советы, которым лучше не следовать

Мы собрали рекомендации, которые чаще всего дают в интернете на подобные вопросы родителей. Пожалуйста, не делайте так, если не хотите навредить процессу развития и испортить отношения с малышом.

  1. «Отвлеките ребёнка на что-то другое». Когда мы отвлекаем от чего-то интересного, то это как предложить очень голодному человеку поспать или прогуляться. Вместо того, чтобы накормить его. Кроме того, отвлекая каждый раз ребёнка от интересующего занятия, мы мешаем ему развить концентрацию.
  2. «Выкрутите лампочку, чтобы у него ничего не получилось», «Заклейте выключатель скотчем или загородите мебелью», «Поставьте блокаторы на выключатели». Выкрутить лампочки во всем доме невозможно: уберём в комнате, малыш найдёт рабочие в коридоре или на кухне. Если заклеим выключатели или загородим, то нам же будет неудобно. Кроме дискомфорта семьи, такие действия не помогут приобрести ребёнку полезного опыта. Интерес к выключателю, а точнее — изменению среды своими действиями — очень оправдан и естествен. И малыш всё равно найдёт способ разобраться в этом явлении.
  3. «Отругайте его как следует». Для ребёнка родитель — это в первую очередь источник безопасности и доверия к миру. Ругаясь на малыша с раннего детства, мы закладываем неверное представление о заботе и отношениях между людьми, создаём почву для психологических отклонений.
  4. «Это похоже на навязчивое состояние, покажите его неврологу». Повторение действий при освоении нового навыка — это признак сосредоточенной работы малыша в сторону развития. Помочь ему изучать окружающий мир и делать открытия, знакомить с предметами и их назначением — и есть задача родителя. Поэтому невролог тут лишний, если ситуация не перешла в навязчивый способ заполучить внимание родителя через запрещённые действия. Но и там невролог не поможет. Полезнее будет сосредоточить внимание на удовлетворении потребностей развития и качественном совместном времени.

Как правильно вести себя, когда ребёнок играет со светом, рассказывает психолог Елена Снарская.

Почему лучше разрешить ребёнку включать и выключать свет

Выключатель света — это просто интересно и никакие ваши запреты не помогут этот интерес потерять. И это здорово, иначе дети перестали бы развиваться.

Если выключатель безопасен (не ударит током), если он не развалится от многократных включений–выключений, если вы не экономите в таких масштабах электричество — зачем запрещать ребёнку исследовать взаимосвязь между движением выключателя и включением–выключением света?

Чем меньше у детей запретов на исследование этого мира, тем лучше для их развития. Включение и выключение света — это не баловство, а глубокая работа ребёнка над пониманием причинно-следственных связей:

Я нажимаю на кнопку → Загорается лампочка → В комнате становится светло

А сколько восторга у малыша от этого важного открытия!

Поверьте, ребёнок не будет бесконечно включать и выключать свет. Как только он исследует принцип действия, убедится в его постоянстве, он перейдёт к следующим открытиям. А с выключателем ему всё будет ясно, он его освоит и оставит в покое.

Вот несколько подтверждений от наших читательниц, которые уже прошли этот этап включения и выключения света.

Опыт мам, когда их дети включали и выключали свет

Когда запрещать баловаться со светом

Другое дело, если вы с мужем спите ночью, и тут такое светопреставление. В этом случае нарушаются уже ваши границы. Можно сказать:

— Ночью нельзя, мы спим, свет нас будит, ты можешь делать это днём.

Но не ждите, что ребёнок быстро начнёт придерживаться границ. Это произойдёт не раньше, чем начнут затухать эти малышовые способы познания вещей. Не раньше, чем он насытит своё любопытство познания мира этими способами и не появятся новые, более «взрослые» — например, изучение теней или мира через цветные стёкла. Тогда уже ребёнок сможет воздержаться от того, чтобы просто щёлкать выключатель, ведь со светом есть занятия гораздо интереснее.

Или же малыш сможет этому следовать из лояльности к вам, потому что вы ввели эту норму. Но это требует многократных повторений и выстраивания вами этих причинно-следственных связей. Это связано с созреванием высших психических функций ребёнка, эти этапы нельзя перепрыгивать — всему своё время.

Эксперты: Елена Снарская — психолог, консультант по вопросам развития и воспитания детей

Ольга Горевая — создательница наших онлайн-курсов для родителей

Видео:@sonnysmontessori

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться