• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Что поможет детям соблюдать распорядок

Что поможет детям соблюдать распорядок

Бывает, что как только нужно идти гулять или ложиться спать, у ребёнка сразу находится куча других дел и игр. Иногда получается переключить его внимание и следовать распорядку дня. А как быть, если он ни в какую не желает соблюдать режим?

Начнём с главного — порядок во времени для детей до шести лет необыкновенно важен. Он даёт им ощущение стабильности, упорядоченности, спокойствия, безопасности. С привычным распорядком они не тратят свою энергию на то, чтобы быть настороже, и каждый раз пытаться разобраться, что, как и когда происходит:

— Вот я проснусь сегодня утром, и что будет происходить? Я сразу пойду завтракать или я пойду умываться? Или мне сразу можно поиграть в игрушки? Или мама меня повезёт куда-то?

Разные дети обладают разными типами нервной системы и разными адаптационными способностями. Поэтому задача родителей — облегчить для них процесс адаптации к распорядку жизни. И создать такие условия, в которых они будут направлять свою энергию на развитие. А не на то, чтобы разбираться каждый раз в том, что происходит, что от них ждут, как нужно себя вести и что нужно делать.

Ниже два фактора, которые помогут ребёнку научиться следовать распорядку дня.

Наглядные материалы, которые помогут понять течение времени

С детьми до 6 лет хорошо работает визуализация. Изобразите распорядок картинками или фотографиями на плакате.

плакат с распорядком дня Получить плакат в хорошем качестве для распечатывания вы можете бесплатно в нашей группе ВКонтакте

Рассматривая плакат вместе, можно проговаривать распорядок дня:

— Вот здесь ты проснулся и почистил зубы, позавтракал, а вот теперь ты можешь поиграть. А после игр мы пойдём погуляем, а потом пообедаем.

Детям доставляет огромное удовольствие видеть понятные символы, образы. А также идти по шагам, отмечать и показывать пальчиком, что уже сделано, а что предстоит сделать.

А ещё такие планеры помогают научиться ориентироваться во времени. С часами дошкольки разбираются ближе к 5–6 годам, а до этого им нужно освоить понятия прошлого, настоящего и будущего, а затем — утра, дня, вечера, ночи.

Чем больше возможностей вы дадите малышу прочувствовать, увидеть, ощутить время, тем лучше он будет планировать, когда подрастёт.

Кроме планеров подойдут песочные часы, будильник, колокольчик. Песочные часы можно использовать во время чистки зубов или когда вы даёте время доиграть перед обедом. Можно поставить песочные часы на 3–5 минут и сказать:

— Когда песок пересыпется, мы с тобой пойдём обедать.

Малышам это гораздо понятнее, чем «сейчас пойдём обедать» или «пойдём обедать через 10 минут».

Предварительные уведомления и чёткие правила

Превратите замечания в предварительные уведомления. За 10–20 минут спокойно, привычной фразой предупредите, что скоро нужно перейти к следующему пункту распорядка. Опуститесь на уровень малыша, установите зрительный контакт и скажите:

— Скоро нужно будет идти обедать. Ты можешь ещё поиграть, я напомню тебе, когда будет пора.

Если необходимо, сделайте несколько напоминаний или возьмите в помощь будильник или песочные часы. Эти опорные точки для играющего ребёнка не имеют ничего общего с беспомощными повторениями, которые можно игнорировать. Убедитесь, что не только вы, но и малыш видит в ваших усилиях авторитетное правило, которое нельзя нарушать.

Иногда неплохо поддаться настроению и поменять первоначальную программу, но нельзя упускать из виду обучающий эффект каждого родительского решения:

  • Если мама сказала, что надо идти гулять, и после этого ребёнку можно отвлечься на игры, да ещё в её присутствии, под зонтиком её внимания, пусть негативного, — кто же не захочет, чтобы такое вошло в привычку?
  • Если можно показать этюд «Увлечённый (орущий, поющий, читающий…) малыш», после которого заявленное родителем действие то происходит, то нет, юный исследователь всегда будет демонстрировать этюд. Таким образом он или проявляет поведение, которое вы же и закрепили, или пробует снова и снова, чтобы уловить логику: когда его поведение приводит к отмене решения, а когда нет. Цель не расстроить вас, а понять.

Иногда, если честно вглядеться в свои чувства, можно заметить, что на самом не хотят соблюдать распорядок взрослые. Если это так, стоит поискать, от чего конкретно пытаетесь уклониться. А потом поменять условия так, чтобы они были комфортные и желанные для малыша и для вас.

Эксперты статьи: детские психологи и Монтессори-педагоги Анастасия Кузнецова и Анна Федосова

Дизайн плаката с распорядком дня ребёнка: Владимир Шкредов

Фото из нашего международного Монтессори-центра «Отрада»

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться