• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Обращение на «ты» к педагогу в среде Монтессори

Обращение на «ты» к педагогу в среде Монтессори

Общаясь друг с другом, мы непременно обращаемся к собеседнику, используя местоимения «ты» или «вы». С близкими людьми мы чаще общаемся на «ты», с малознакомыми на «вы».

Конечно, гораздо проще, когда в языке есть только один вид обращения. Так, всем известно, что в английском языке преимущественно используется местоимение «you», которое означает и «ты», и «вы» одновременно.

В русском языке ситуация более сложная. Выбор того или иного местоимения зависит от ситуации. Обоюдное использование местоимения «ты» – показатель близости и равенства статусов между участниками взаимодействия. Взаимное использование местоимения «вы» – маркер уважения и определённой дистанции.

И есть третий вариант, типичный для современной отечественной педагогической системы. В нашей культуре принято, чтобы дети обращались к педагогу в детском саду и школе, да и вообще к любому взрослому, на «вы». При этом педагог традиционно обращается к ребёнку на «ты». Этот вариант демонстрирует иерархию в отношениях между педагогом и ребёнком (педагог априори оказывается выше на иерархической лестнице) и существенную дистанцию между ними.

Пожалуй, одно из немногих исключений – это детские образовательные учреждения, работающие по системе Марии Монтессори. В этих детских садах и школах дети обращаются к наставникам и наставницам на «ты».

Родителей, которые только знакомятся с методом Монтессори, такое обращение детей к взрослым несколько удивляет и озадачивает. В первую очередь потому, что обращение на равных (на «ты») необычно для российской традиционной педагогической системы. Чаще всего беспокойство родителей по поводу обращения связано с тем, что они считают обращение на «ты» неуважительным по отношению к педагогу.

Итак, в обществе обращение на «вы» к педагогу является маркером уважительного отношения. Но так ли это на самом деле? Если быть честным, это только видимость уважительного отношения. Потому что когда ребёнок знает, что к взрослому нужно обращаться строго на «вы» и нельзя на «ты», то само обращение не формирует уважения. Все те, кто учился в школе, знают, что некоторые учителя являлись уважаемыми, а некоторые – нет. Однако обращение было ко всем идентичным. Следовательно, обращение на «вы» – это лишь формальный, внешний маркер уважения. А в реальности это маркер иерархии.

Обращение на «ты» не демонстрирует явного или скрытого неуважения к педагогу. Но при этом большим плюсом обращения на «ты» является то, что ребёнок не чувствует жёсткой иерархии в отношениях. Педагог является равным, но старшим. Наставником. Кроме того, при обоюдном использовании местоимения «ты» сокращается дистанция между педагогом и ребёнком. А что это даёт ребёнку? К равному, оказывается, проще обратиться, перед ним не стыдно, когда что-то не получается, с ним проще поделиться радостями и горестями. Такой педагог оказывается эмоционально ближе к ребёнку, и это очень важно для педагогического процесса.

В старшей школе некоторые педагоги обращаются к ученикам на «вы». В этом случае дистанция между педагогом и учеником сохраняется, но педагог демонстрирует равенство ученика и учителя, отсутствие жёсткой иерархии в отношениях. Ученики старших классов – это подростки. А известно, что подростки достаточно болезненно относятся ко всему, что с ними происходит. В том числе непросто протекает процесс взросления. Подростки чувствуют себя взрослыми, и для них оказывается важным, чтобы педагог обращается к ним на «вы», показывая тем самым, что видит их взрослость и относится к ним с уважением. Учитывая, что в современной школе не принято общение на «ты» между учеником и учителем, то общение на равных с использованием местоимения «вы» является более уважительным по отношению к ученикам-подросткам, нежели привычное иерархичное («ты»-«вы»).

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться