Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Рукоделие для детей в Монтессори-среде
Какие виды рукоделий для детей и в какой последовательности предлагаются в Монтессори-классе
Занятия рукоделием для детей — шитьём, вышиванием, вязанием, ткачеством, плетением, – традиционно играли важную роль в воспитании. В Монтессори-среде подобные навыки относятся к упражнениям практической жизни. Отличается ли рукоделие для детей в Монтессори-среде? И да, и нет. Ничего принципиально нового не предлагается.
Отличия в организации и подходе:
- Для каждого умения есть специальные задания, объединённые в наборы, например, для обучения вырезанию, различному виду швов или технике вышивания.
- Занятия идут в чёткой последовательности. Перед тем, как приступить к шитью на ткани, тренируемся владеть ножницами и иглой.
- Упражнения подобраны и составлены так, чтобы ребёнок мог через некоторое время справляться без помощи взрослого. Швейные принадлежности удобны и безопасны, алгоритм прост и понятен.
Шнуровки с деревянной иглой (с 2–3 лет). Они приспособлены для детских пальчиков и безопасны. С их помощью дети узнают, что значит шить иголкой, как шить и не запутывать нить. Шнуровка, имитирующая пришивание пуговицы, подходит для начинающих. Вариант сложнее – шнуровки по образцу. Самый сложный – с возможностью самому выбирать направление шва и расстояние шага.
2. Нанизывания бус (с 2–3 лет). Развивает мелкую моторику. Начните с больших деревянных бусин, чтобы понять сам принцип нанизывания. Затем бусы становятся меньше, шнур эластичнее. Один из вариантов перехода между большими и маленькими бусинами – нанизывание крупных пуговиц, пуговок на ножке. Для детей старше трёх лет могут предлагаться различные по размеру, виду, цвету бусины с возможностью выбирать длину нитки, составлять композицию, сортировать и т. д.
3. Обращение с ножницами (с 2–3 лет). В Монтессори-среде всегда есть специальный материал, который научит, как правильно держать в руках ножницы и как ими пользоваться. Это тема для отдельной небольшой статьи, поэтому для примера можно посмотреть фотографию. На ней видно, как постепенно задания усложняются. При этом всегда используются безопасные ножницы, подходящие для детских рук.
Тренировочные швы (с 3 лет). Прежде чем перейти к шитью на ткани, пусть ребёнок потренируется на более плотном материале – пластиковой канве или картоне.
Игла для этих занятий должна быть безопасной, достаточно крупной, удобной, с толстым ушком. Подойдут пластиковые иголки, они разноцветные, неострые, большие, или более тонкие вариации деревянной иглы. Так же есть специальные вышивальные иголки с затупленным концом.
Пластиковая канва – это лист в клеточку. Эти клеточки помогают появиться ровным, красивым и одинаковым по размеру стежкам. Так же как в шнуровке, нужно продевать иголку в определённые дырочки, только теперь они маленькие и их много. На канве можно рисовать дорожки, как образец для шва.
Задания с шитьём по картону по сути то же, что и с канвой. Только нужны специальные заготовки разной формы – длинные прямоугольники, круги или другие фигуры, – с необходимым количеством дырочек. Минус такой заготовки в том, что она быстро придёт в негодность, но это интересное занятие. Тем более, что рисунки нитями на картоне могут быть какими угодно.
Завязывание узелка на конце нитки может стать как отдельной подготовительной задачей, так и частью упражнения по первым стежкам.
Швы по ткани (с 3–4 лет). Чтобы материал держал форму, обычно используются пяльца. Уже можно брать в руки вышивальную иглу – она совсем как настоящая, но с затупленным концом. Вот три этапа сложности упражнения со швами по ткани, с помощью которого можно научиться делать ровные и прямые швы:
- канва с крупными ячейками, толстая шерстяная нить одного или двух цветов;
- материал с мелкими, но хорошо различимыми ячейками, тонкая шерстяная нитка нескольких оттенков;
- равномерное полотно с клетчатым узором, тонкая шерстяная нить разных расцветок.
Пришивание пуговиц (с 4 лет). Разнообразие пуговиц даёт прекрасную возможность постепенно усложнять или менять занятия. Переходить от крупных пуговиц с двумя дырочками к пуговка на ножке, от больших к мелким, от простых к фигурным. Со временем предлагайте не просто пришивать свободное количество пуговичек, а подбирать нужные по окраске нитки, соблюдать расстояние, определённый рисунок.
Совершенствование умения делать швы (с 4–5 лет). Как только начнут получаться стежки примерно одного размера на равном расстоянии, можно совершенствовать это умение. Например, вышивать простые контурные фигуры, учиться разным видам швов, использовать различные оттенки ниток. Пусть ребёнок пробует простые техники вышивания.
Творческое применение навыков рукоделия (с 4–5 лет). Далее можно объединить весь полученный опыт, предложив сделать какую-то определённую вещь – небольшой мешочек, чехол, украшенный пуговкой, вышитый платочек, игольницу-подушку, вышивку с разноцветными узорами. Главное, чтобы такая первая вещь предполагала использование уже имеющихся навыков и не требовала помощи взрослого.
Поднос с шитьём (с 3 лет). Монтессори-задания, связанные с шитьём, обычно сфокусированы на каком-то одном навыке: вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу.
Можно сделать такой материал — на подносе собрать несколько материалов и предложить ребёнку использовать их по своему усмотрению: вышивать на полотне в пяльцах, пришивать пуговицы на войлок, сшивать кусочки фетра. Набор предметов ограничен, но у дошкольника есть возможности для творчества.
Материалы для подноса с шитьём:
- нитки для вышивания разных цветов;
- пуговицы;
- иглы разного размера (включая иглу для вышивания);
- ножницы;
- карандаш для ткани;
- нитковдеватель;
- различные кнопки;
- заготовки из фетра;
- льняное полотно в пяльцах.
Моток каждого цвета положите в отдельную баночку с небольшим отверстием в крышке. Так нитки не будут запутываться и превращаться в один разноцветный клубок.
Но всё равно этот поднос следует ежедневно проверять и пополнять.
Польза рукоделия для детей по Монтессори – это постепенное приобретение базовых навыков обращения со швейными принадлежностями, пришивания пуговиц, вышивания несложных узоров или контурных рисунков, конструирования. Это основа, с которой начинается совершенствование и развитие. База, с которой ребёнок будет чувствовать себя уверенно, приступая к изучению чего-то нового.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов