Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Космическое воспитание: основа начального образования Монтессори
Д-р Монтессори признавала, что наука и история на свой лад пересказывают одну и ту же историю: о непрерывном формировании вселенной. Космическое воспитание рассказывает эту историю целиком. В свойственной только Монтессори манере практика космического воспитания выявляет глубинные связи между такими предметами как астрономия, химия, география, история, биология и многими другими. Однако, как таковое «изучение» академического предмета, вторично по отношению к главной цели обучения.
В своей книге «Дети вселенной» последователи метода Монтессори Майкл и Д’Нил Даффи красиво резюмируют основную цель космического воспитания: «Этот шестилетний Монтессори-опыт даёт младшим школьникам возможности ощутить свою связь с мирозданием, распознать своё место в нём и понять, какое огромное значение это имеет для дальнейшей жизни».
Чтобы было понятно, какую важную роль играет космическое воспитание в начальных классах Монтессори, мы вкратце ответили на главные вопросы, интересующие родителей, а также привели подходящие цитаты из книги «Дети вселенной: космическое воспитание в начальной школе Монтессори».
Эта достойная книга станет ценным добавлением в библиотеку любого родителя, заботящегося о воспитании.
Что такое космическое воспитание
Космическое воспитание – это не «учебный план» или набор знаний, а, скорее, способ цельного представления информации, стимулирующий исследования различных направлений, примерно соответствующих традиционным академическим предметам.
«Цель обучения не в том, чтобы сделать из ребёнка ходячую энциклопедию… Все выученные факты теряются на фоне того, насколько богаче становится картина мира ребёнка из-за познания себя и своего места в мироздании».
Космическое воспитание даёт обществу детей, умеющих думать о том, кто они есть как личности, как представители человечества, как граждане страны, как участники планетарной экосистемы и так далее. В конечном счете, оно приводит к мысли о том, что у человечества, возможно, есть «космическая» задача, высший смысл существования, выходящий за рамки потребления и воспроизведения.
«Космическое воспитание существует, чтобы помочь каждому из нас найти космическую задачу – как для человеческого рода, так и для личности. Чтобы её найти, мы должны осознавать себя в контексте. Только зная подоплёку нашего существования во вселенной, наших отношений с другими живыми существами и нашего понимания того, что, несмотря на всё культурное разнообразие, человечество едино, мы сможем ответить на вопрос «Кто я такой?».
Почему космическое воспитание идеально подходит для детей от 6 до 12
Мария Монтессори выделяла четыре основных ступени или стадии развития ребёнка. С шести до двенадцати лет ребёнок находится во второй фазе. Основные ключевые характеристики детей в этом периоде развития: усиление внимания к внешнему миру и общению вне семьи, переход от наглядно-образного мышления к абстрактному и обострённый интерес к морали.
Внимание к внешнему миру. Космическое воспитание отвечает на появившееся у ребёнка осознание того, что окружающие его мир и общество намного больше, чем ему казалось раньше, и предлагает ему всю человеческую историю в тот период его развития, когда он больше всего заинтересован в том, чтобы «выйти в мир» для его изучения.
«Дети на второй ступени развития уже не довольствуются тем, что они могут узнать, находясь дома или в школе, и не хотят сводить все переживания к тому, что происходит у них внутри. Космическое воспитание охватывает широкий круг вопросов, возникающий на этом пути изучения реальности».
От наглядно-образного к абстрактному. Разработанные, прежде всего, для того, чтобы разбудить детское воображение, «Большие истории» позволяют также совместить чувственный опыт с тренировкой абстрактного мышления. Когда дети продолжают самостоятельно исследовать то, что их заинтересовало на уроке, они открывают для себя такие понятия, как существование закономерностей в жизни (биология), законы природы (физика, химия), основные жизненные потребности человека (культурная география) и множество других.
«Главная роль учителя в том, чтобы рассказать историю, а дальнейшее её изучение – это, в основном, забота ученика… После того как импрессионистский урок закончился, дети вольны исследовать тему настолько глубоко, насколько им будет интересно».
Моральное развитие. Многие психологи согласны с тем, что в шесть-семь лет дети достигают нового уровня морального развития. На второй ступени ребёнок начинает горячо интересоваться вопросами справедливости, честности, правильного и неправильного – его сознание развивается.
«Особенности детей этого возраста предполагают, что это самое подходящее время для того, чтобы привить первоначальные представления, которые послужат основой для дальнейших поисков смысла жизни. Космическое воспитание помогает младшим школьникам понять тот моральный императив, которого они должны придерживаться в своей жизни».
Актуально ли сейчас космическое воспитание
В двадцатом веке Мария Монтессори видела в космическом воспитании способ защитить человечество от угрозы самоуничтожения, вызванной, как тогда казалось, бесконечными войнами и политическими конфликтами. В двадцать первом веке глобальная осведомленность, сотрудничество и мирные переговоры исключительно важны для решения тех проблем, которые Монтессори не могла даже и предсказать. Космическое воспитание помогает подготовить детей успешно справляться с задачами, которые ставит перед ним современная реальность.
«Из-за неоспоримого влияния, которое наш вид оказывает на жизнь планеты, у нас есть моральный долг – космическая задача – заниматься такими проблемами как глобальное потепление, контроль над загрязнением окружающей среды, управление природными ресурсами, прирост населения, влияние промышленного развития, защита исчезающих видов, ответственное использование биотехнологии и другими глобальными проблемами. Сегодня мы едины как народ, как цивилизация, как человечество, настолько, насколько Монтессори не могла себе даже вообразить».
«Детям нужно показывать вселенную, – писала Мария Монтессори в книге «Обучение человеческого потенциала». – Вселенная грандиозна в своём существовании и является ответом на все вопросы». Монтессори своими глазами наблюдала стремление детей понять самих себя, свой мир и место в нём. Её мечтой было, что космическое воспитание поможет детям вырасти в ответственных сыновей и дочерей большой человеческой семьи и привьёт им понимание, этику и самопознание, необходимые для преобразования мира.
Цитируя Даффи: «Космическое воспитание обучает детей распознавать базовые потребности, которые у нас есть, и уважать культурные отличия в том, как мы удовлетворяем эти потребности. Подобное воспитание может привести нас к тому будущему, в котором царит настоящий мир, тот, о котором мечтала Мария Монтессори».
Дж. А. Бейлдер, с благодарностью Ирен Бэйкер и, конечно, Майклу и Д’Нилу Даффи и их замечательной книге, www.forsmallhands.com
Опубликовано в 2009 году.
Перевод: Евгения Чепурина, Юлия Бараблина
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов