Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Свобода и дисциплина: нужны ли детям границы
Cлова «свобода» и «дисциплина» мы обычно не используем вместе в отношении детей. Сложно представить, как предоставить свободу и одновременно поддерживать дисциплину. И наоборот — как поддерживать дисциплину, дав ребёнку свободу.
По мнению сторонников традиционной школы, дети могут «вести себя нормально», лишь когда их держат в ежовых рукавицах. То есть ни о какой свободе не может быть и речи. Но Мария Монтессори обнаружила, что такие понятия как свобода и дисциплина могут отлично дополнять друг друга.
В обычных школах дисциплину в классе поддерживает учитель. Ученик должен делать то, что ему говорят и подчиняться беспрекословно. Его собственные мысли и чувства редко кого-то интересуют. Чтобы добиться послушания, легче сказать угрожающим тоном «сядь» или «замолчи» и использовать угрозу наказания.
Как приучают ребёнка к дисциплине в Монтессори-педагогике
Настоящая дисциплина у каждого ребёнка идёт изнутри. Только для того, чтобы её раскрыть нужно немного больше времени. Но это гораздо выгоднее и долговечнее как для детей, так и для окружающих. Этот уровень дисциплины достигается только через свободу, а не посредством команд и приказов.
Малыш ещё не умеет контролировать свои движения и он очень старается этому научиться. Поэтому абсолютно бесполезно заставлять его сидеть неподвижно. Пока у него нет контроля над разумом и телом, он не может подчиняться нашим командам. В это время ему нужна помощь и забота, а не ругательства. Чтобы достичь дисциплины малыш должен иметь свободу движения и действовать по своему усмотрению.
Благодаря своей работе в Монтессори-классе, помогая вам по дому или просто играя, ребёнок развивается умственно, эмоционально и физически — учится контролировать мышцы и координировать моторику. Ведь во время этой деятельности он учится справляться с возникающими проблемами, решает, как проводить своё время, испытывает, как другие люди реагируют на его действия.
Позитивная и негативная реакция являются важными социальными навыками. Прежде, чем предоставить свободу, нужно объяснить ребёнку, какое поведение является приемлемым в том или ином случае, а какое нет. То есть в любом случае, должен быть набор правил, которые нужно доступно донести.
Правилам легче следовать, когда мы понимаем причины, лежащие в их основе. Испытывая естественные последствия своих действий, дети учатся соотносить причину и следствие и в будущем думают наперёд. Сначала гид или родители следят за соблюдением этих правил, но позже когда рёбенок готов принять их, мы передаём ему больше свободы и ответственности.
Как научить ребёнка принимать решения
Единственный способ, научиться принимать ответственные решения — это практика, этому невозможно научить. Каждый человек должен получить свои знания методом проб и ошибок.
Благодаря свободе ребёнок учится:
- дисциплинировать себя,
- контролировать тело и движения,
- находить верные варианты при принятии решений,
- быть ответственным человеком, который уважает себя и других.
И для того чтобы принимать правильные решения ему не нужны чьи-либо оценки или угрозы, он может самостоятельно решить, что хорошо, а что плохо, полагаясь на свою интуицию.
Автор — Марси Хоган, Монтессори-педагог АМИ. Живёт в Сакраменто с мужем и двумя сыновьями. В своем блоге «Жизнь хороша» Марси пишет о воспитании детей.
Источник: www.mariamontessori.com
Перевод Ирины Зеленецкой
Фото предоставлено ММЦ «Отрада»
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов