Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Создаём условия для развития ребёнка на даче: история Кристины и Оливии
Меня зовут Кристина, я из Москвы. Моей дочери Оливии 1 год 3 месяца.
Она растёт самостоятельным ребёнком: пробует одеваться сама, помогает бабушке в саду на даче, кормит собаку и сопровождает меня в домашних делах. Я стараюсь поддерживать её интерес во всём, что не угрожает её безопасности.
Когда ребёнку было 3 месяца, мы уехали жить на дачу и провели там 7 месяцев на самоизоляции. Тут она училась переворачиваться, ползать, сидеть. Поэтому обустраивать развивающее пространство пришлось и дома, и на даче.
Зато теперь муж, бабушка с дедушкой и даже дяди знают про метод Монтессори. Я рада, что сумела донести до семьи основные принципы общения с малышом, и мы теперь на одной стороне. Все принимали активное участие в обустройстве развивающей среды на два дома. Особенно пришлось постараться, чтобы комфортно жить на даче с ребёнком.
Гардероб и спальня
На даче обустроили прихожую так: в общем шкафу у дочери свой отдел, где лежит обувь и развешена верхняя одежда.
Напротив поставили маленький стульчик, Оливии понравилось
Особый интерес ребёнка вызвали вещи на вешалках. Прикладывает их к себе, идёт смотреть в зеркало. Потом ходит с ними в руках, не отпуская.
Когда дочь увидела всю обувь — срочно понадобилось её перемерить
В спальне у дочери с рождения отдельный комод, в котором вещи меняются по возрасту (делаю ревизию каждый месяц). Она сама может открыть нижние три ящика и знает, что там лежит её одежда.
Планирую разложить одежду по ячейкам и добавить картинки с изображениями элементов одежды. Дочь уже начинает различать футболку, брюки, носки и подгузники
С рождения Оливия спала в своей кроватке. Пока я кормила грудью, было тяжело, особенно первые месяцы. Но я чётко осознавала, что делаю всё правильно. Сейчас у нас нет проблем с раздельным сном: у ребёнка своя кровать, у родителей — своя.
Ванная и туалет
Зону ухода за собой обустраивали вместе с малышкой, процесс был увлекательным.
Я заказала детскую лесенку в Икеа, будем умываться вместе. Дочь с года сама пытается чистить зубы, а я иногда помогаю. Главное, что позитивный начальный опыт уже есть, будем осваивать дальше.
В ванной у нас есть полочка, где лежат коробки с её расчёской и заколочками, с чистыми трусиками и подгузниками, с игрушками для ванной.
Висят два полотенца. Одно повесила я, а Оливия решила рядом повесить второе
Мыть руки Оливия научилась на даче в биде. Лучше не придумать: идеально по высоте, отличный маленький кран, наполняется водой. Мне оставалось лишь запастись терпением, сухой одеждой и наблюдать за процессом.
С горшком дочь знакома с 10 месяцев. После года я стала сажать её на унитаз с детской сидушкой. Ей нравилось чувствовать себя взрослой. Но сейчас начался период активного самостоятельного одевания и раздевания, поэтому горшок вернули — ей интересно самой стягивать одежду и садиться на него.
Кухня
В возрасте 1 год 2 месяца стало невозможно готовить и мыть посуду, потому что Оливия постоянно требовала внимания. Чтобы не разрываться между кухней и дочерью, я стала приобщать её к своим делам.
Теперь в её свободном доступе шкафы с приборами (вилки, ножи, ложки), кухонной утварью (лопаточки, тёрки, кастрюли и сковородки). Если попросить достать разделочную доску — знает, где её взять, и принесёт.
Выделили полочку, куда положили только детские вещи: набор посуды, приборов, слюнявчик и перекусы (яблоки, пюре, банан)
Идея с личным шкафчиком вызвала восторг. Мы вместе накрыли на стол, бабушка налила суп и ребёнок с радостью покушал.
Я поставила детский набор керамической посуды вместо силиконового. Объяснила разницу, рассказала, что носить керамическую нужно осторожно и держать крепко. Ей понравилось: рассматривала картинки, вертела.
Оливия помогает мне во многом:
- Спокойно дотягивается до шкафов и знает, где что лежит. Помогает разбирать покупки: ставит баночки с детским пюре в шкаф, кладёт на место хлеб и печенье. Знает, что творожки и яйца надо хранить в холодильнике — достаёт их из пакета и даёт мне, чтобы я убрала.
- Умеет чистить банан, вареные яйца. Открывает крышку у йогурта. Знает, что фрукты и овощи надо мыть. Дотягивается , бросает их в раковину.
- Сервирует стол. Я говорю, что папа скоро приедет с работы и надо его покормить. Она открывает шкаф с вилками, кладёт одну на папино место. Передаю ей тарелку — тоже ставит на стол. Видно, что рада этим заниматься.
Постепенно пытаюсь подключать ребёнка к готовке.
Домашние дела
Оливии сейчас настолько нравится заниматься бытовыми делами, что у нас почти не остаётся времени на привычные игрушки.
Ей интересно всё, чем я занимаюсь. Она уже сама принимает решения. Если что-то пролилось — идёт за тряпкой и вытирает. Начинаю мыть посуду — берёт вилку, тарелку со стола и несёт мне, показывая, что тоже хочет помыть. Собираемся мыть пол — убирает вещи, чтобы не мешали. Я даже показывала видео с нашими занятиями подружкам, потому что они не верили, что так бывает.
Ребёнок принимает активное участие в жизни семьи и помогает поддерживать порядок в доме и на даче, насколько возможно. Я ей всё показываю, она внимательно слушает и повторяет. Тут и помощь, и взаимодействие, и хорошее настроение.
Игры и творчество
Комната на даче очень большая, поэтому для зонирования поставили стеллаж и столик со стульями. Собирали мебель вместе с папой.
Оливия подавала болты и гайки, параллельно их изучая. Смотрела на нас и повторяла каждое действие. Сборка затянулась: дочь переносила стульчики с места на место, пыталась передвинуть столик и ставить игрушки на полку. Сама! Значит, мы попали в точку, начали создавать благоприятные условия и чувство порядка проявилось активнее.
Расставленные по-другому старые игрушки, вызвали новый интерес. Дочь будто только и ждала, когда же создадут её «маленький взрослый мир».
Аккуратно расставили игрушки в стеллаже на даче. Постепенно дочь стала убирать их на место
Коротко о главном
- У меня полностью изменилось понятие о методе Монтессори. Это не просто умные игрушки, а целая наука по взращиванию свободных, успешных и уверенных в себе детей.
- После курса моё общение с Оливией стало более комфортным и душевным. Я лучше её понимаю, читаю потребности.
- Дом адаптировался под детские потребности, стало комфортно жить с ребёнком и на даче. Больше нет завала с игрушками.
- Ребёнок стал ещё больше проявлять самостоятельность. Учится делать выбор и нести последствия за него.
- Родные подключились к воспитанию и разделяют наш образ общения. Знают об установленных правилах, о границах и запретах.
Курс дал больше, чем я ожидала — задан вектор, есть силы и ресурсы. Остаётся радоваться жизни со своим маленьким ребёнком, поддерживать его и направлять.
Текст и фото Кристины Беляковой, выпускницы
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов