Вход
Против

В чём разница между Монтессори и традиционной системой образования

Парадокс положения ребёнка состоит в том, что со стороны мы можем только косвенно судить о том, что именно нужно в настоящий момент для дальнейшего развития его личности во всей её неповторимой индивидуальности и уникальности. Причём возраст – один из самых ненадёжных ориентиров. Ребёнок же ещё не имеет достаточно опыта и самосознания, чтобы понять самому, да ещё и взрослому объяснить, что ему необходимо именно сейчас. Он хорошо чувствует, что его развивает, когда встречается с этим, и реагирует с интересом и радостью. Сказанное в некоторой степени касается всех детей, но особо справедливо в отношении малышей. Именно они больше всех нуждаются в помощи взрослого в создании для них условий для развития.

В настоящее время процесс обучения детей организован в разных странах по-разному, но в большинстве своём по-прежнему основан на старой доброй классно-урочной системе и некой её экстраполяции на дошкольное образование. Этот подход можно назвать традиционной системой. Обозначенный парадокс она игнорирует. Монтессори-метод же предлагает выстроить такую образовательную среду, учитывающую возрастные потребности, в которой именно ребёнок выступает полноценным субъектом обучения, а взрослый является частью этой образовательной среды как тот, кто способен её создавать и помогать ребёнку с её помощью овладевать культурным богатством человечества. При такой расстановке сил внутреннее влечение к познанию и саморазвитию становится компасом, с помощью которого прокладывается индивидуальный образовательный путь.

Традиционная система отличается от Монтессори-образования, как пионерская столовая от шведского стола: первым делом в глаза бросается различие в блюдах, но коренное отличие кроется в самой организации процесса.

Монтессори-школа

Монтессори-метод предлагает выстроить такую образовательную среду, учитывающую возрастные потребности, в которой именно ребёнок выступает полноценным субъектом обучения.

Идея столовой состоит в том, чтобы разработать дешёвое, но полезное меню, которое примерно одинаково хорошо (ключевое слово – одинаково) подходило бы всем пионерам одного возраста, несмотря на то, что они довольно сильно отличаются друг от друга. Никто не бывает голоден совершенно одинаково и в одно и то же время: кто-то регулярно нуждается в плотном завтраке, а кому-то на пользу пойдёт сытный обед или даже ужин; у кого-то один список любимых и нелюбимых продуктов, у кого-то другой. Но, усреднив вкусы и потребности потенциальных едоков, налаженная работа столовой позволяет сделать так, чтобы голодающих в вашем пионерском лагере не было.

Шведский стол решает проблему, что все люди разные, иначе: на каждый приём пищи предлагается несколько разных блюд, каждое из которых потенциально полезно и может быть частью завтрака (обеда, ужина). Каждый посетитель сам конструирует себе индивидуальное меню всякий раз, когда пришёл поесть, и даже время, когда он может прийти, немного варьируется. Никакой анархии нет: вы не можете «позавтракать в ужин», но и давиться едой, когда ещё не проголодались, только потому, что следующий раз будет не скоро, вам не приходится. Кажется, что на это нужно гораздо больше затрат, но это, по большей части, иллюзия. Для режима шведского стола опытным путём можно подобрать такое количество каждого блюда, какое нужно приготовить, чтобы остатки были минимальными, а вот столовая производит большое количество отходов, поскольку индивидуальные и ситуативные потребности пионеров никуда не деваются и приходится закладывать их в нормативы как погрешность. Больше того, когда не нужно вмещать всех одновременно, зал для того же количества человек вам потребуется меньшего размера.

Приведённое рассуждение об организации питания почти буквально справедливо для образовательных систем, которые в некотором роде есть организации духовного обогащения. Материалы Монтессори-классов, как школьных, так и дошкольных, устроены таким образом, что ребёнок знакомится с ними при помощи взрослого (и чем старше ребёнок, тем непосредственная помощь меньше), и затем работает самостоятельно. При этом материал организован так, что ребёнок может легко контролировать ошибки и понять, когда у него начнёт получаться хорошо то, на что направлен материал. Именно самоконтроль ошибок и сравнение полученного результата с запланированным, а не отметка как внешняя оценка результата, выступает главным критерием успешности выполненного упражнения, задания, работы.

Роль взрослого при таком подходе велика, но сконцентрирована на стадии подготовки, создания дидактического пособия или упражнения, и состоит в том, кому и когда какой материал предложить, как познакомить ребёнка с ним. Взрослый может организовывать групповые занятия, но даже в дошкольных классах это иногда начинают делать сами дети, а в школьных – почти всегда организуются в группы самостоятельно.

Большим достоинством Монтессори-метода я считаю его методологическое единство на разных образовательных ступенях при большом методическом разнообразии. Если традиционная система пытается учесть в работе данные возрастной психологии, то Монтессори-метод основан на научных данных возрастной психологии и использует их в качестве методологической основы. Монтессори-образование ориентировано не само на себя как на цель, а на то, чтобы быть средством для жизни, как настоящей, так и будущей. Эффективность традиционной системы особенно низка в раннем возрасте, когда ребёнок в наибольшей степени зависим от взрослых и в наименьшей способен понять и выразить свои потребности.

Школа

Эффективность традиционной системы особенно низка в раннем возрасте, когда ребёнок в наибольшей степени зависим от взрослых и в наименьшей способен понять и выразить свои потребности.

Существенным отличием Монтессори-образования является щадящая нагрузка в подростковом возрасте. В традиционной системе на этот период приходятся две итоговые аттестации: при переходах из среднего звена в старшую школу и из старшей школы в высшую. К этим аттестациям дети вынуждены готовиться, зачастую собственными усилиями компенсируя все недостатки предшествующего обучения. В Монтессори-системе же на период с 6 до 12 лет приходится почти весь объём младшей и средней школы, так как детям не приходится по несколько лет возвращаться к одним и тем же темам, потому что они не были освоены достаточно хорошо в предшествующих классах. (Помните аналогию про столовую и шведский стол? Там индивидуализация давала выигрыш в пространстве, а в образовании мы похожим образом выигрываем время, потому что каждый ребёнок работает в своём темпе обучения над каждой отдельной учебной задачей. Над чем-то просидит дольше других, а что-то сделает быстрее всех, но никто никого не будет вынужден дожидаться, и в итоге все справятся быстрее, и будут ориентированы на результат, а не отметку).

Подростки уязвимы, так как это не только новый этап психологического взросления, но и почти всегда разбалансированное биологическое созревание, которое может сопровождаться периодами повышенной утомляемости, раздражительности, подавленности, нервозности, даже болями или сбоями в работе, например, кровообращения. В это непростое время работать в собственном ритме почти также важно, как и в раннем возрасте. Гораздо легче изучать программу только старшей школы, имея крепкую базу предшествующих знаний, которые действительно принадлежат тебе, потому что ты их с радостью добыл сам в предыдущие годы, а не остаточные знания от процедуры «проходили-сдали-забыли». Это не только уменьшает нагрузку на здоровье, но и оставляет гораздо больше пространства для развития социальных навыков, которым в период с 12 до 18 лет уделяется особое внимание в системе Монтессори.

Монтессори-образование лучше традиционного справляется с задачей воспитания образованных, думающих, самостоятельных, ответственных, гуманистически ориентированных людей. В то же время оно предъявляет определённые требования не только к компетентности и личности учителя, но и предполагает, что родители в целом понимают и принимают принципы научной педагогики и психологии. Обучение в системе образования традиционной или Монтессори в значительной степени является образом жизни ребёнка, и важно, чтобы он гармонично сочетался с образом жизни семьи, поддерживался родителями. Таким образом, традиционная образовательная модель и модель Монтессори-метода отвечают на разные запросы общества и поэтому, вероятно, ещё долго будут сосуществовать параллельно друг другу.

Читать также:

7 мифов о системе Монтессори

Анна Федосова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.