Вход
Сензитивные периоды развития ребенка

Что такое сензитивные периоды и зачем родителям знать о них?

Сензитивный период – это время особой восприимчивости ребёнка к той или иной деятельности. Если ребёнок не овладевает определенным видом знаний и умений в этот период, он уже не сможет так легко обучиться ему в будущем.

Зачем родителям знать про сензитивные периоды?

Во-первых, родители обязательно должны знать, в какое именно время необходимо обратить внимание на тот или иной вид деятельности, так как никогда позже ребёнок уже не сможет обучиться ей так легко и радостно. Им следует предоставить возможность развиться новому умению в полной мере, обеспечить ребёнка соответствующими материалами и не ограничивать его деятельность с ними.

Родители или взрослые, не знакомые с особенностями сензитивных периодов, могут даже беспокоиться, что, например, их двухлетний ребёнок – «маньяк порядка», потому что расставляет свои игрушки на полочке в определённой последовательности. Зная о периоде восприятия порядка, родитель не будет волноваться, а наоборот предоставит ребёнку возможность складывать всё на свои места, и сам будет поддерживать этот порядок.

С другой стороны, если сензитивный период ещё не наступил, родителям следует подождать, а не пытаться обучить малыша тому, к чему он пока не готов.

Представим себе ребёнка около 3 лет, родители которого пытаются обучить его читать и писать, хотя самый благоприятный и простой период для этого начинается около 4 лет, когда ребёнок сможет выделять отдельные звуки в словах. А вот пик интереса к сенсорике, развития органов чувств – слуха, вкуса, осязания, восприятия формы, цвета и размера – приходится как раз на 3 года. И пока ребёнка пытаются обучить чтению, он теряет возможность уточнять восприятие и развивать органы чувств – то, что в дальнейшем он уже не сможет сделать так просто и с таким удовольствием.

Какие же сензитивные периоды можно выделить?

  1. Период развития речи. От рождения до 6 лет.

Ребёнок с самого рождения усваивает родной язык. На втором году нарастает словарь ребёнка, хотя часто возникает непростая для него ситуация: ребёнок понимает смысл речи, но ему пока трудно объясниться. Наконец, в 2,5–3 года речь становится средством общения.

Ближе к 4 годам ребёнок начинает выделять отдельные звуки в словах, появляется интерес к чтению и письму.

  1. Период сенсорного развития, уточнения восприятия органов чувств. От рождения до 5,5 лет.

Ребёнок обладает почти всеми чувствами уже в момент рождения. Но первые годы он постоянно развивает и утончает восприятие, таким образом он знакомится с окружающей действительностью, развивает свой ум. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», – говорит М. Монтессори. Пик данного сензитивного периода приходится на 3 года, к 4 годам интерес к сенсорике начинает угасать.

  1. Период освоения движений и действий. 1–4,5 года.

Нормальное состояние бодрствующего ребёнка – движение. Ограничение двигательной активности детей может привести к задержке психического развития. Пик данного периода приходится на 3 года, к 4 годам ребёнок способен освоить практически все виды движений, доступных взрослому человеку.

  1. Период восприятия порядка. 1,5–4 года.

Для ребёнка очень важна последовательность событий и стабильность в отношениях с другими людьми. Это своего рода проявление стремления к безопасности. В этом возрасте легко приучить ребёнка сохранять внешний порядок, ставить вещи на свои места после использования, а также к соблюдению определенного режима дня.

  1. Период интереса к мелким предметам. 2–3,5 лет.

Ребёнок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев рук. Таким образом он также познаёт дробность мира, подготавливает мозг к операциям анализа и синтеза.

  1. Период социальной адаптации. 2–6 лет.

В этом возрасте уменьшается зависимость ребёнка от взрослого, ему интересны другие дети, нормы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Происходит активное впитывание культуры. Таким образом для ребёнка просто необходимо в этот период находиться в социуме, общаться со сверстниками и старшими.

Надо уточнить, что возраст прохождения и интенсивность того или иного периода зависят от ребёнка, его личных особенностей.

Читать по теме: Сензитивные периоды развития ребёнка: восприятие порядка и развитие языка

Наталия Гончарова

1 comment

  1. Людмила 23 ноября, 2016 at 00:11 Ответить

    Здравствуйте!
    Моей дочери 1 год. Хотелось бы почитать информацию касаемо этого возраста.
    Спасибо!

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.