Вход
Средства физического развития детей по Монтессори

Как физически развивать ребёнка по Монтессори?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Как физически развивать 4-летнего ребёнка по Монтессори? Обращала ли Мария Монтессори на это внимание?

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Мария Монтессори обращала внимание на физическое развитие детей, и об этом можно прочесть в книгах, написанных ею самой. Дальнейшее развитие метода также шло по пути баланса в классах любого уровня между крупной и мелкой моторикой, между действием и восприятием, между усвоением каких-то общих понятий и конкретных. То, что Монтессори-классы полны тихими, занятыми, сосредоточенными детьми, вовсе не означает, что бедняжкам запретили подвижные игры. Развитие движения – одно из основных направлений Монтессори-воспитания. Класс для детей до года вообще представляет собой подобие спортзала, наполненного специальными тренажерами, которые помогают подготовить тело малышей к ходьбе и научиться ей. Начиная с этого самого младшего возраста в группах находится место и танцу, и ритмическим упражнениям, и подвижным играм.

В классе для дошкольников от 3 до 6 (и в несколько меньшей степени в тоддлер и школьных классах для детей до 12) есть и ещё один секрет. Дело в том, что многие дидактические материалы достаточно крупные, посильно тяжёлые для детей предметы. Это деревянные кубы и бруски розовой башни и коричневой лестницы, длинные штанги (большая – метр в длину), это тяжёлые бруски с цилиндрами-вкладышами, большие деревянные планшеты с обучающими пазлами (карт полушарий, например). Среди упражнений практической жизни есть множество таких, для которых требуется принести кувшин воды, а затем унести и вылить использованную воду (это не просто довольно тяжёлый объём воды, но и задача держать равновесие в ходьбе с тяжёлым предметом так, чтобы не расплескать воду). Все предметы носятся с полки до рабочего места и обратно либо по одному (да, за каждой из десяти штанг, кубов башни, брусков лестницы придётся шагать отдельно), либо все вместе на подносе, в корзинке (что тоже может быть не очень лёгким для ношения предметом, который не уронить, не рассыпать по дороге может только ловкий человек). Есть упражнения на линии, развивающие равновесие и плавность. По возможности дети играют в дидактические игры с материалами так, чтобы задействовать всё тело в целом. Развитие восприятия размера, например, может состоять в том, что нужный цилиндр приносится к основанию из другого конца комнаты; карточки для чтения содержат указания сделать что-то, какое-то простое дело или действие. Многие упражнения выполняются стоя у доски, стола или лёжа на коврике. Дети сами переносят специальную лёгкую мебель (столы, стулья) туда, где она нужна им для работы. Некоторые виды деятельности, такие как вытирание или мытьё стола, подметание, связаны с пересечением центральной оси тела, то есть действие перемещается с одной стороны на другую. Это важнейший тип движений для укрепления взаимодействия между полушариями нашего мозга, которое чрезвычайно важно для эффективной его работы. Таким опосредованным образом дети совершают множество движений и усилий, многие из которых требуют ловкости, силы, слаженной работы разных частей тела и содействуют гармоничному развитию ребёнка.

Если вы хотите заниматься дома и, по возможности, изготовить материалы своими руками, учитывайте, что натуральные материалы более привлекательны для детей, имеют интересную фактуру, долговечны и часто более тяжёлые. Там, где возможно, постарайтесь воспроизвести эту идею движения и весового разнообразия предметов, включённых в обучение. Привлекайте ребёнка ко всей работе по дому, к которой он проявит интерес, и позвольте как можно больше двигаться, выполняя её. С четырёх лет ребёнок уже может заниматься каким-либо видом спорта или танца, упражняться во дворе или дома в спортивном уголке, если вам удалось изыскать для него дома хоть несколько квадратных метров.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.