Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
10 идей, которые помогут ребёнку научиться самостоятельно одеваться
Чтобы ребёнок действительно научился одеваться самостоятельно, необходимо заранее организовать всё так, чтобы ребёнку было удобно. В статье несколько Монтессори-идей, которые наверняка помогут вам научить ребёнка одеваться самостоятельно и быстро.
Выбирайте для ребёнка удобную одежду
При покупке одежды обращайте внимание на то, чтобы ребёнок мог надеть её самостоятельно. Используйте штаны и юбки на резинке, широкие футболки и платья, легко одевающуюся обувь на липучке.
Повседневная одежда должна быть удобна для ребёнка: подходила ему по размеру, была из приятной ткани, не стесняла движения. Если одежда красивая, но ребёнку в ней неудобно двигаться или сидеть, то лучше сделать выбор в пользу более простой, но функциональной вещи.
Кофточки или футболки должны быть с такой горловиной, чтобы голова ребёнка не застревала в ней, проходила свободно. Если рукава длинные, то желательно, чтобы они не слишком плотно облегали запястье. Это поможет ребёнку самому закатать рукава при мытье рук.
Штанишки на резинке удобнее и проще для ребёнка. Часто брюки с молнией или ремешком становились тяжёлым испытанием для детишек, которые уже умели ходить самостоятельно в туалет, но не могли обойтись без помощи с застёжками. Ремень с пряжкой лучше оставить для праздничной, выходной одежды.
Слишком облегающие штанишки, которые сложно самостоятельно стянуть и натянуть, тоже лучше не использовать. Вообще, любая слишком облегающая вещь сложна в самостоятельном одевании. Так же с носочками и колготками: намного проще, если они будут чуть больше по размеру. Сложности часто возникают ещё, если с изнаночной стороны есть нитки от рисунка. Они цепляются за пальцы и создают лишние препятствия. Поэтому на изнанку колготок и носочков тоже стоит обращать внимание.
Застёжки на одежде должны располагаться в свободном доступе для ребёнка, быть не слишком сложными для его возраста. Застёжка-молния – очень хороший вариант. Часто нужно только помочь с собачкой, а застегнуть или расстегнуть с весёлым звуком «вжик» получается быстро.
Если выберете одежду с пуговицами, то чем младше ребёнок, тем крупнее они должны быть. Кнопки тоже удобны, но нередко они могут быть очень тугими. Поэтому при выборе вещи с кнопками стоит проверить, как они застегиваются. Если даже взрослому нужно прилагать усилие, то ребёнок точно не сможет застегнуть их сам, даже если будет уметь. У него просто не хватит сил.
Завязочки, бантики и шнурки в период, когда малыш только учится одеваться, часто становятся непреодолимым препятствием. Поэтому лучшее время для них – когда ребёнок учится или уже умеет завязывать бантики, но никак не на начальном этапе.
Шапки. Если вы хотите, чтобы ребёнок сам умел надевать головной убор, то лучше исключить разные завязочки, т. к. в этом случае всё равно придётся помогать на финальном этапе. Хороший вариант – шапка-шлем. Она заменит и шарф, который очень часто ребёнку сложно завязать самому.
Варежки для ребёнка более просты, чем перчатки. Но, опять-таки, они должны быть свободными, не тугими, без сложных застежёк.
По мере взросления ребёнка вы можете покупать вещи на застёжках. Делайте это, когда вы видите, что ребёнок освоил такой тип застёжки и ему нужна дополнительная тренировка.
На этом видео можно посмотреть, как удобная одежда помогает ребёнку с самостоятельным одеванием.
Организуйте шкаф
Выделите для детской одежды нижние полочки, до которых ребёнок может сам легко дотянуться. Или сделайте перекладину, на которой могла бы висеть одежда на уровне роста ребёнка.
Большая подборка уголков для одевания
Позвольте ребёнку самому выбирать одежду
Дети должны сами выбирать, что они хотят надеть. Но для маленьких детей может быть сложным выбор из большого количества одежды. Поэтому давайте ребёнку выбор всего из несколько вариантов: выберите сами 2-3 пары брюк, футболок или другой одежды, подходящей по погоде, и разложите на детских полочках. Вы можете прокомментировать варианты:
— Ты хочешь надеть юбку или брюки?
— Красную или синюю футболку?
100 альтернативных вопросов на все случаи жизни
Выбирайте одежду заранее
Если ребёнку нужно быстро собираться утром (например, в сад), вы можете подготовить вместе с малышом одежду уже вечером и положить её в коробку или корзинку.
Избежать сопротивления поможет напоминание утром:
— Вчера ты положил в корзинку синие джинсы, белую майку…
При сопротивлении ребёнка во время одевания родителю важно сохранять спокойствие и доброжелательность. Так у малыша не останется негативного опыта после сборов на прогулку.
Научите выбирать верхнюю одежду и аксессуары по погоде
Чтобы ребёнку было проще одеться самому, лучше класть уличную одежду на видное место. Выберите только ту одежду, которая подходит по сезону. Сделайте крючок для куртки малыша, чтобы он смог сам вешать её на место.
Поставьте сапоги в определённое место, чтобы малыш всегда мог найти их сам и так же вернуть на место. Шапки и шарфы (подходящие по сезону) тоже лучше положить в доступном месте, например, в небольшую корзинку. Дети очень любят использовать зонтик в дождь, как это делают взрослые. Не отказывайте им в этой возможности, научите сушить его по возвращении c улицы так, как это принято у вас дома.
Подойдите утром к окну и посмотрите, какая погода: может, сегодня теплее обычного и можно пойти гулять без шапки. Или идёт дождь и нужен зонт. Старших детей научите смотреть прогноз погоды так, как это делаете вы.
Взаимопомощь при одевании
Если у вас несколько детей, предлагайте старшим помочь малышам. Как ни удивительно, дети часто лучше понимают объяснения старших детей, чем родителей.
Помогите ребёнку научиться одеваться самостоятельно
Показывайте, как надевать вещи. Иногда что-то, кажущееся родителям таким простым и очевидным, может вызвать у ребёнка большие трудности. Поэтому показывайте медленно, как надеть тот или иной предмет одежды, как бы дробя свои действия. Когда ребёнок попробует одеться самостоятельно, не торопите и не поправляйте его. Если ваш малыш просит о помощи или заметно нервничает и не справляется, обязательно помогите ему.
Вы начинаете с вовлечения и сотрудничества ребёнка:
- через проговаривание происходящего: «Сейчас ты надеваешь штаны, а я тебе в этом помогаю»;
- озвучивание ожидания: «Я начала застёгивать кофту, а ты продолжай, тяни вверх», «Рукав готов, где же маленькая ручка?» и т. п.
Постепенно вы показываете то одно, то другое. И доходит до того, что малыш справляется сам. До мастер-класса «надевание того-то» скорее всего не дойдёт: вы расскажете всё частями во много заходов.
Пара лайфхаков, которые могут помочь ребёнку при затруднении в надевании или снимании одежды:
- Эмоциональное «ку-ку» в 95% случаев облегчает снимание и одевание.
- В моменте присоединиться к чувствам и разделить их с малышом: он вопит и сердится, что застрял в майке, и вы тоже подключаетесь к его досаде: «Да что ж такое! Никак голова не вылезает! Ох уж этот ворот, вечно трудно его снять!… и т .п.».
- Если ребёнок убегает во время одевания, постарайтесь минимизировать догонялки во время переодевания, они могут восприниматься как развлечение. Обозначайте состояние ребёнка: «Вижу, что тебе не хочется одеваться», но констатируйте необходимость: «Нам нужно выйти на улицу, для этого надо одеться».
- Плачущему и скандалящему умеренно сочувствуем, но настаиваем на том, что должно быть сделано. И добиваемся того, чтобы сделано было самостоятельно или с помощью взрослого: «Надо надеть кофту, либо ты её надеваешь, либо я».
В этом фрагменте
Научите надевать куртку с помощью специального приёма
В Монтессори часто можно увидеть такой трюк, который очень облегчает процесс одевания детям и удивляет незнакомых с ним людей. Таким способом ребёнок может надеть куртку уже начиная с полутора лет.
Ребёнок кладет куртку на пол, капюшоном к себе, вставляет руки в рукава и перебрасывает через голову — куртка надета без помощи взрослых.
Научите ребёнка обуваться
Обувь, как и вся остальная одежда, должна свободно одеваться и сниматься. Вряд ли малыш когда-нибудь сам научится надевать ботиночки или сапожки, в которые его с трудом может впихнуть даже взрослый.
Наиболее проста и удобна обувь на липучках или молнии. Если всё-таки хочется выбрать обувь со шнурками, то лучше выбирать вариант, где шнурки – декоративный элемент, а функциональную нагрузку несёт молния. Учиться лучше с простых вещей.
Обычно первое, что пробуют делать малыши после года – самостоятельно надеть ботиночки. Поэтому первая обувь должна надеваться очень просто и быть без застёжек или на липучке.
Поставьте стульчик около входа предложите ребёнку сесть и спокойно, не торопясь, надеть ботиночки. В Монтессори-группах детей, надевающих ботиночек не на ту ногу, не исправляют. Дети быстро замечают, что им неудобно, и учатся надевать ботинки правильно.
Позволяйте самостоятельно ухаживать за одеждой и обувью
После прогулки предложите ребёнку осмотреть одежду и обувь. Обувь при необходимости нужно почистить или помыть. Возможные пятна на верхней одежде – тоже. Предоставьте возможность сделать это самостоятельно.
Научите малыша осматривать вечером одежду и класть грязную в корзину для стирки, а чистую – убирать обратно в шкаф. Эти умения поддержат интерес малыша к самостоятельному одеванию.
Статьи с историями про самостоятельных малышей:
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов