• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Как Монтессори-школы помогают раскрыть потенциал ребёнка

Как Монтессори-школы помогают раскрыть потенциал ребёнка

«Помню, как я впервые зашёл в тот Монтессори-класс. Я сел на стул недалеко от двери. И будто оказался в чьей-то гостиной. Или это была научная лаборатория? Или офисное здание? Сперва я даже не мог понять, что именно не так, но совершенно точно это было не похоже на все остальные школьные классы, которые мне доводилось видеть. Атмосфера в классе тоже была совершенно иной. Мирной. Насыщенной», – Тревор Эйслер, «Без ума от Монтессори».

Начальные классы Монтессори в корне отличаются от таковых в обычной школе. В сущности, они отличаются настолько сильно, что подчас даже непонятно, как они вообще работают, и почему именно они лучше всего раскрывают детский потенциал.

На эту тему можно писать целые тома (что некоторые и делали: читайте книгу Паулы Полк Лиллард «Монтессори сегодня», если вас интересует подробное описание начальных классов Монтессори), но сегодня мы расскажем об основных отличиях, и о том, какое значение они имеют для успеха вашего ребёнка.

Монтессори-класс

Учителя – это советники, а не докладчики. Для каждого из детей они подбирают задачи, наиболее способствующие их развитию.

В обычной начальной школе новые знания и упражнения даются всему классу одновременно; ученики, как правило, продвигаются в изучении школьной программы с одинаковой скоростью. Это тем более верно для нашего времени, так как обязательное стандартизированное тестирование принуждает учителей стремиться к тому, чтобы у всех учеников был минимальный набор знаний по предмету. Такой подход по определению не может быть оптимальным для всех учеников: ребёнок, который хорошо знает предмет, будет скучать на уроках; а тот, кто отстаёт, будет испытывать сильный стресс из-за того, что он хуже других.

В школах Монтессори всё по-другому. Обучение чаще всего идёт в маленьких группах: учителя наблюдают за учениками и сводят вместе тех детей, которые готовы к этому конкретному уроку. После урока у каждого ребёнка есть время на то, чтобы улучшить приобретённый навык или более полно изучить материал в одиночку или вместе с одноклассниками. Как пишет Лиллард: «В связи с тем, что у детей такого возраста очень много энергии и любознательности, секрет способности поддерживать у них неотрывный интерес в том, чтобы всё время давать им интересные задания».

В классе Монтессори сильному ученику дают такие задания, где он может проявить себя наилучшим способом: например, нередки случаи, когда ученик 3-го класса решает задачи, которые обычно начинают преподавать только в 5-м классе. В то же время ребёнок, который еле тянет предмет, может получить необходимую поддержку, не испытывая негативного эффекта на самооценку, как это случается с отстающими школьниками в обычной школе.

Монтессори-класс

У детей есть выбор: нет довлеющего над учениками учебного плана

В учениках поощряется любопытство, они всё время чем-то заняты и любят учиться. Когда вы работаете лучше всего: если вас кто-то заставляет или вы сами выбираете, что делать? Независимость играет огромную роль в мотивации, а в начальной школе Монтессори дети могут влиять на то, что изучают. Разумеется, есть вещи, которые должен знать каждый учащийся: изучение арифметики обязательно для всех. Но вместо того, чтобы выполнять одинаковые упражнения, в начальной школе Монтессори дети запоминают информацию, играя с разнообразными специальными материалами: навык умножения тренируется, когда ребёнок изучает доску с бусинами, шахматную доску, доску для умножения или играет с марками, цепочками.

Когда мы с детьми ходим на экскурсии, многие люди, которых мы встречаем – от экскурсоводов в музеях до егерей, – отмечают, что наши ученики самые любознательные и увлечённые из тех, что им доводилось встречать. Такое часто говорят о Монтессори-школах: дети любят учиться из-за того, что они активно вовлечены в процесс обучения.

Монтессори-материалы

Вместо учебников и тетрадей классы Монтессори наполнены разнообразными учебными материалами

Дети учатся разрешать проблемы и думать, а не просто заучивают наизусть термины и правила. Большинство традиционных начальных школ, к несчастью, основное внимание уделяют работе с учебниками и рабочими тетрадями. Но, хотя в книгах самих по себе нет ничего плохого (мы обожаем уроки внеклассного чтения!), в классах Монтессори нет традиционных учебников и тетрадей.

Д-р Монтессори рассматривала начальную школу как критический период для развития интеллекта, в котором из конкретного мышления дошкольника формируется абстрактное. В дошкольный период дети изучали множество материалов вроде триномиального куба или золотых бусин в основном для развития чувственного восприятия. Теперь же, в начальной школе, дети изучают эти же материалы, чтобы понять, как устроен наш мир. Их интересуют ответы на вопросы почему и как работают вещи, они стали «рассуждающими исследователями абстракций», как живо описывала это Лиллард.

Материалы в Монтессори – не просто наглядные пособия. Так же, как в дошкольный период, знания ребёнок приобретает, исследуя при помощи материалов различные темы: от грамматики до деления, от базовых потребностей человека до роли воды в эрозиях почвы. При работе с материалами обучение выдвигает на первый план мир: у детей формируется образ мыслей в котором они привыкают размышлять о вещах и разгадывать их, а не просто запоминают слова или приёмы, потому что им так сказал взрослый.

Дети занимаются в Монтессори-классе

Два трёхчасовых рабочих периода в течение дня вместо строгого расписания с постоянно меняющимися предметами

Возможность детей неотрывно заниматься продуктивной деятельностью имеет ключевое значение в развитии концентрации внимания и интереса к занятиям. Д-р Монтессори критиковала обычные школы за то, что день в них разбит на множество коротких уроков, с целью того, чтобы дети оставались заинтересованными. Но это приводит к обратному, так как они всё равно психически переутомляются, несмотря на обещанные плюсы разнообразия.

В противоположность этому, пишет Монтессори, школы Монтессори доказали: ребёнок должен заниматься такой деятельностью, к которой он морально готов и на протяжении длительного периода времени; умственная работа, если интересна, не приводит к утомлению ребёнка и его не нужно от неё отрывать, потому что пришло время игры.

Интерес приходит не сразу, и если ребёнка заставляют прекратить деятельность, когда он уже появился, это похоже по ощущениям на то, как у голодного человека, которому раздразнили аппетит, прямо из-под носа унесли тарелку с едой. Именно поэтому в Монтессори-школах нет переменок, и поэтому мы не можем предоставить вам почасовой план уроков. Пола Полк Лиллард замечает: одним из часто не принимаемых в расчёт плюсов Монтессори-школ является то, что у школьников «есть время на размышления. Именно это поражает меня больше всего. Эти дети размышляют».

Дети занимаются

Дети разных возрастов учатся вместе, а также друг у друга

Вместо того чтобы соревноваться между собой, они превращаются в дружный коллектив и каждый день тренируют крайне важные навыки общения. Традиционно в дошкольном периоде основное внимание уделяется социализации ребёнка и ожидается, что дети будут многое делать сообща. А в начальной же школе от ребёнка на уроке ждут индивидуальной работы, его окружают только сверстники, причём полноценно общаться с ними он может только во время перемен.

Этот подход – когда основной упор делается на групповой активности у дошкольников и на индивидуальной в начальной школе – согласно Монтессори в корне неправилен. Маленькие дошкольники, если предоставить их самих себе, предпочитают деятельность в одиночку, и действительно, в классах Монтессори 3–6 основное время проходит в самостоятельной работе ребёнка. Ближе к окончанию садика дети часто начинают собираться в группы или пары. На самом деле то, что ребёнок заинтересован и способен к работе в группе, это сигнал: он уже готов к переходу в начальную школу.

В школах Монтессори дети разных возрастов в течение дня общаются друг с другом. Часто вы можете увидеть, как 2-4 ребёнка работают над проектами, договариваются, кто и чем будет заниматься, приобретают навыки общения в дружелюбной среде, выбирая коллег и осознавая, что они могут работать с разными людьми, а не только со своими близкими друзьями.

Начальная школа Монтессори очень отличается от традиционных школ. Пять вышеприведённых фактов – всего лишь первый шаг к пониманию этой уникальной образовательной среды. Мы рекомендуем вам не ограничиваться этой статьёй, а узнать больше: прочтите книгу Полы Полк Лиллард. И, самое важное, наблюдайте за своим ребёнком, обучающимся в начальной школе Монтессори.

Автор: Хейке Ларсон

Перевод: Ефимова Евгения, Бараблина Юлия

На главном фото Монтессори-школа «Мэрин» (Калифорния, США)

Источник: leportschools.com

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться