Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Чем занять детей на даче с пользой для развития: история Татьяны и её двойняшек
Меня зовут Татьяна Селезнёва, я мама двойняшек Маруси и Никиты, на фото им по 2,5 года.
Развивающее пространство для детей на даче я обустраивала в самый разгар пандемии. Нам пришлось срочно уехать из города, и мы оказались в непривычной нам всем среде. Кроме того, мы не могли выходить в магазины и доставка в наш посёлок в лесу была ограничена. Мне приходилось раскапывать на чердаке давно забытые вещи и приспосабливать их к нашим задачам.
Какие-то знания у меня уже были после курса «Развитие детей с 1 до 3 лет», но к моменту переезда изменились не только условия проживания, но и потребности детей. Поэтому дачу я обустраивала при помощи экспертов курса «Развитие детей с 3 до 6 лет». Очень помогло, что нам давали практические инструменты — я просто повторяла чёткие схемы, и всё получалось. Многие предложенные занятия мы не смогли применить из-за возраста детей, буду добавлять по мере их взросления.
В этой статье поделюсь, как нам удалось сделать развивающее пространство для двойняшек и как это на них повлияло.
Главный ориентир — точки интереса детей
На курсе я научилась использовать точки интереса дочери и сына. Например, на даче они очень увлеклись растениями, и мы начали изучать их названия во время прогулок. Сначала я проговаривала названия всех встречающихся нам трав, деревьев и цветов, а потом просила Марусю и Никиту показывать растения, которые я называла. Так дети с лёгкостью выучили названия всех растений в округе, чем вводят в изумление наших гостей и соседей.
Ещё я организовала сет для аранжировки цветов. На прогулке мы нашли и тщательно сравнили между собой десяток разных растений, несколько цветов взяли с собой. Вернувшись, составили первые букеты: переливали воду из ковшика в вазочки через воронки, затем ставили в вазочки цветы и вытирали капли тряпочками. Теперь этот сет — одно из любимых занятий Маруси.
Потом в саду появился маленький парник и цветник, в которые мы вместе посадили овощи, цветы и пряные травы. Уход за растениями у нас начинается самостоятельного надевания резиновых сапог. Затем дети берут лейки, которые я предварительно наполняю водой и поливают растения. Они смогли бы набрать воду из колодца и сами, но тогда процесс растянется на целый день, а сейчас на улице ещё холодно.
Цветы и лейки стоят в отдельных палетах, чтобы дети не растаскивали их по саду и ставили лейки на место. Кроме цветов мы с дочерью и сыном выращиваем сальвию, розмарин и базилик, а потом используем их в кулинарии. Дети уже хорошо ориентируются в пряных травах, узнают их по запаху и рассказывают, как всё называется
Планирую сделать флажок для обозначения времени полива, чтобы дети не заливали растения
Недавно мы выкопали незабудку, чтобы посмотреть её корни. Обсудили, что все растения и деревья, которые мы видим вокруг, тоже имеют корни. Проговорили названия частей растения — стебли, корни, листья, цветы. А к вечеру, дочь вытащила из грядки лук, чтобы посмотреть, есть ли у него корень.
Изображения знакомых детям растений я вставила в рамки и разместила на подоконнике террасы, а в корзине поместила выкопанную незабудку в вазе с водой. В следующий раз будем изучать другое растение.
Под нашей крышей вывелись птенцы синицы, и я сделала наблюдательный пункт на террасе. Теперь Маруся и Никита подолгу наблюдают оттуда за жизнью птичьей семьи.
Повесила рисунок синицы и её яиц на стену для изучения детьми, а на днях сделаем вместе модель гнезда — это поддержит и разовьёт их новый интерес
Знакомство с буквами и цифрами
На курсе даётся много примеров занятий для обучения детей счёту, письму, чтению и познанию окружающего мира. Но многие из них мы пока не можем использовать, так как дети ещё не готовы. Поэтому я взяла только те упражнения, которые нам сейчас актуальны, а все остальные буду внедрять по мере взросления детей.
Мы билингвальная семья — наш папа итальянец, и дети с рождения слышат оба языка, но в большей степени русский. Из урока про развитие речи я вынесла ясное понимание механизма владения двумя языками и чёткие руководства к действию. Было интересно узнать, что когда ты пользуешься другим языком, включаются совсем другие свойства психики и способ мышления.
Взяла на заметку не поправлять детей при ошибке и исключить прямой перевод, чтобы дать им возможность насладиться собственной победой. Узнала, что если ребёнок отказывается от занятий по языку, важно понять, где была допущена ошибка, сделать шаг назад и двигаться в темпе ребёнка.
Пока я сделала всего два набора для языковой зоны — карточки с ягодами и набор прописных букв.
Начали мы с трёх букв. Так как дети билингвы, я выбрала те, которые звучат на обоих языках одинаково: а, о, м. Дети знают эти буквы в печатном варианте, теперь будем привыкать к новому написанию
Звуковую игру я провожу с небольшим количеством предметов, во время занятия детям нужно было угадать первый звук. Маруся и Никита обладают разной способностью к концентрации — дочь без труда вычленяла первый звук и говорила об этом первой; а сын, возможно, повторял за ней. Поэтому начала заниматься по раздельности, чтобы помочь Никите раскрыться и не ощущать неуспех на фоне более активной сестры
Кроме этого, на прогулке я называла и просила детей показать определённые деревья или цветы, затем спрашивала, с какого звука начинается это слово. Дети быстро уловили игру и отвечали без запинки, а вот с последним звуком было посложнее. Теперь попробуем позаниматься дома за столом, пользуясь рекомендациями урока.
Дети любят, когда мы им читаем книги и постоянно просят нас почитать. Обычно я читаю по ролям, а Маруся и Никита, выучившие наизусть любимые книги, цитируют их. Мне очень понравился совет эксперта уделять особое внимание обложке и останавливаться подробно на каждой картинке. Дети удивились, но заинтересовались новым опытом.
Зона чтения у нас рядом с диваном, на котором мы обычно читаем
Учиться счёту дети начали примерно год назад с пересчитывания пальчиков при одевании (никакой пальчик не потерялся?) и подстригании ногтей. Это давало мне возможность переключить детей с нежелания одеваться и ухаживать за руками на весёлую игру. Поэтому дети знают и умеют считать до 10. Позднее они начали считать ступеньки, бытовые предметы. Недавно дочь сама начала пересчитывать лежащие на столе яблоки. А сын очень внимателен к символам, и при чтении книг обращает моё внимание на нумерацию страниц, номер подъезда или этажа.
После урока по математике я узнала, как можно просто и естественно привить детям любовь к такому сложному и абстрактному предмету. Пока стараюсь не форсировать события, поэтому в основном занимаемся на улице в пересчёт предметов: принеси мне 1 шишку, дай 2 камушка, найди 3 маргаритки.
Сделала один сет для пересчитывания от 1 до 6
Развитие сенсорного опыта
Отдельный урок был посвящён сенсорному развитию. Поскольку мы много времени проводим на природе, я стараюсь ещё больше акцентировать внимания детей на качествах окружающих нас объектов: запахе, цвете, поверхности, вкусе и звуке. После урока родилась идея разбить на даче сенсорный мини-сад, объединив в одном проекте все пять чувств.
А вот несколько сенсорных упражнений из курса, которые подошли по возрасту.
Показала детям, как я ощупываю предмет в стереогностическом мешочке и угадываю его не глядя. Они попытались тоже описывать, но пока не хватает пока терпения — стараются побыстрее вытащить предмет или повторяют одни и те же описания, хотя отлично понимают понятия шершавый, гладкий, большой, маленький и т д. Будем продолжать, вижу, что начинают подсаживаться на мою эмоцию, когда я «вкусно» рассказываю про объекты из мешочка. Задание мне самой понравилось, особенно, подбирать предметы для мешочка
Занятие «Большой-маленький» мы попробовали сначала с палочками, но неудачно — дети отвлекались друг на друга и ничего не получилось. Второй раз занимались с ракушками индивидуально с каждым. Обоим очень понравилось, что надо бегать и приносить ракушки того размера, который я прошу. Пока что Маруся определила среднюю ракушку как маленькую, а Никита принёс нужную
Ещё мы провели урок тишины. Раньше были похожие моменты — например, я делала паузу при чтении книги после слов «тук-тук» и дети прислушивались. Урок провели в достаточно шумный момент, когда Маруся с Никитой сильно расшалились и, казалось, не готовы были ко мне прислушиваться. Но я всё равно предложила послушать тишину. Они замерли в один момент и полностью включились в игру. Мы долго (для нас 1–2 минуты — это очень долго) хранили молчание и слушали треск поленьев в печке, гул в трубе, шум дождя, крик птицы вдалеке. Меня поразило, как резко дети перешли с мощного «форте» на тишайшее «пьяно», как они сконцентрировались на слухе.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Творчество
Мне близка тема искусства, и здорово, что теперь я знаю, как помочь детям раскрыться в творчестве. Как не загонять их в рамки уже существующего рисунка или аппликации, а вместо этого дать возможность понять, что нужно делать, чтобы возникали линии и объёмы. По сути, я помогаю им стать первооткрывателями базовых действий, а не навязываю им как рисовать — они сами этому учатся.
Понравилась идея с подборкой открыток с мировыми шедеврами изобразительного искусства, поскольку я понимаю важность насмотренности для развития художественного вкуса. Под рукой у меня было только две репродукции карандашных рисунков Леонардо да Винчи. Сын уже ими интересовался раньше — спрашивал что это и кто изображён, просил повторить несколько раз имя художника.
Сейчас я переставила репродукции в зону творчества, чтобы они были перед глазами детей. А позже обязательно составлю наборы открыток
Ножницы находятся в свободном доступе. Благодаря подготовленному набору, правильной презентации и проработке каждого непонятного движения, Маруся и Никита смогли научиться нарезать длинные полоски. Особенно это было ценно для занятий с сыном, у которого были сложности в использовании ножниц из-за нетерпеливого характера. Здесь мне очень помогли советы экспертов о важности следования за ребёнком в его ритме и проговаривании «один чик, два чика». У Никиты стало получаться, чем он был очень горд. Будем закреплять эффект, добавляя потихоньку новые узоры на полосках — зигзаг и волну.
Дочь очень любит краски. Вместо мольберта мы использовали лист гофрированного картона, закрепив его на вертикальной плоскости. Марусе предложила на выбор две кисточки разного размера, и она остановилась на более крупном размере.
Очень радуюсь, когда дети получают удовольствие от занятий
Условия для поддержания самостоятельности детей на даче
В городской квартире у детей были обустроены зоны для ухода за собой, одевания, готовки и еды. На даче мы создавали все условия для самостоятельности с нуля из подручных средств. Что-то со временем понемногу совершенствуем — например, умывальник на улице.
Сначала я наливала детям немного воды в кувшин, они переливали её в таз и мыли руки, а потом я сливала воду из таза на землю. Позже наш замечательный дедушка усовершенствовал конструкцию с помощью старого тазика, слива и цепочки от люстры
А это зона умывания в ванной комнате. Слева и справа по два комплекта полотенец разного цвета для каждого из детей, ещё добавлю обозначения для рук и для лица. Уголок очень понравился детям и, как ни странно, они чистят зубы и умываются совместно и без ссор.
Много изменений мы сделали в прихожей: выделили доступные для детей места для хранения верхней одежды и обуви, появился набор для чистки обуви. В комнате рассортировала бельё для каждого ребёнка в свои ящички в старом бабушкином шкафу.
Основываясь на рекомендациях эксперта, я постаралась выстраивать диалог с дочкой, у которой сильная воля, из альтернативных вопросов. Входила в режим Маруси и показывала, как надо правильно обращаться с одеждой. Это удивительное ощущение — получить мгновенный ответ с её стороны, она буквально впитывала каждое моё движение.
Также у нас появилось несколько новых правил, и благодаря подготовленной среде дети научились их соблюдать:
- снимаем обувь и верхнюю одежду в прихожей;
- очень грязную обувь снимаем на крыльце;
- сворачиваем одежду, прежде чем убрать в шкаф;
- грязную одежду складываем в корзину.
Чтобы побыстрее привить навык детям расчёсывания, я перевесила взрослое зеркало и ровно под ним расположила зеркало детское, чтобы была возможность приводить себя в порядок одновременно с детьми. Под ним уместилась тумбочка с ларчиком, а в ларчике — расчёски
Кроме ухода за собой, дети участвуют в уборке дачи. Подметание пола было любимым занятием детей в городе, и мы перенесли его на дачу — разместила инструменты за дверью на летней кухне на уровне роста детей
После урока об организации кухни я выделила Марусе и Никите отдельные полки с кухонными инструментами и посудой. Также мы убрали маленький столик и стульчики, обзавелись растущими стульями, и дети начали есть со взрослыми за одним столом. Здесь ещё много чего не хватает, но даже из того, что было, получилось сделать несколько презентаций.
Сейчас Маруся и Никита могут нарезать и перемешать фруктовый салат и заправить его свежевыжатым лимонным соком, нарезать овощи для супа и сложить их в кастрюлю. Раньше они всё резали яблокорезкой, а недавно освоили фигурный нож.
Детям нравятся истории про Конни. В этой серии есть книга «Конни печёт блины», а в ней — подробный рассказ про приготовление блинчиков и простой рецепт. Решили повторить его с сыном и дочкой: взяли нужные ингредиенты, и у каждого из детей была своя миска и свои продукты. Блины получились на славу, но мы не успели даже накрыть на стол, они были съедены сразу.
Чтобы дети запомнили, в какой последовательности и в каком количестве нужно добавлять в тесто продукты, я нарисовала пошаговую схему
Что в результате
После изменений на даче заметно снизились капризы. Маруся и Никита чувствуют себя больше включёнными в жизнь семьи, пространство подготовлено под их потребности, а у меня не болит голова о том, чем занять детей на даче с пользой для развития. Я поняла, как организовать пространство для творчества, игр и других целей — и мы это сделали. Уверена, в каком бы я ни была городе или даже стране, — я смогу в любых условиях обустроить развивающее пространство для своих двойняшек.
За время курса у нас произошли важные перемены:
- Мы окончательно сняли памперсы и даже спим без них. Дети спокойно пользуются горшком и туалетной бумагой.
- Если раньше они пытались есть пасту или прятали зубные щётки друг друга так, что никто не мог найти, то теперь спокойно чистят зубы, умываются и вытираются своими полотенцами без моей помощи и контроля.
- Маруся и Никита сами снимают куртки, вешают на специальные крючки и соблюдают правило — в дом входить только после того, как сняли обувь. Пользуются своими шкафчиками, складывают одежду и многое надевают сами.
- Высадили растения и с удовольствием ухаживают за ними; изучают названия деревьев, цветов и трав в округе.
- Наблюдают за птицами, учат счёт и первые буквы на двух языках.
- Дети освоили фигурный нож и несколько простых рецептов. Мы вместе готовим, сервируем стол, едим и убираем.
Каждый день я получаю новые инсайты и вижу, как растут и меняются мои дети: осваивают важные знания и навыки, становятся самостоятельнее и увереннее в себе. Я очень хотела, чтобы мои сын и дочь избежали того авторитарного воспитания системы, через которое прошла я. Мечтала, чтобы они с детства нашли себя и понимали, чего хотят на самом деле, а не то, что навяжем мы с мужем. Теперь я уверена, что мы на правильном пути, и точно знаю, куда двигаться дальше.
Татьяна Селезнёва — выпускница наших курсов для родителей
«Развитие ребёнка с 1 до 3 лет» и
«Развитие ребёнка с 3 до 6 лет»
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов