• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!

Изучаем с ребёнком по дороге математику, русский и окружающий мир

Изучаем с ребёнком по дороге математику, русский и окружающий мир

Как часто мы задумываемся о том, что мало времени проводим с детьми, уделяем им недостаточно внимания, хотим больше с ними разговаривать и заниматься…

И при этом ненамного реже бывает, что мы проводим время с ребёнком, но сами это время не считаем. Я говорю сейчас о дороге куда-либо. Каждый день в сад/школу и обратно домой. На прогулке, по дороге в гости, по пути в кино или театр, в поездках и просто, когда надо куда-то по делам. Ведь по дороге можно занять ребёнка чем-нибудь полезным и интересным.

Встать утром на 10 минут раньше, чтобы дойти до сада медленным шагом, рассматривая всё вокруг, и более того, делать это изо дня в день – это действительно маленький подвиг. Да ещё и проснуться надо бодрым и быть полным сил к моменту выхода из дома, на какое-то время задвинуть подальше все рабочие и повседневные дела… Да, нужно привыкнуть, войти в ритм и развить самодисциплину. Но если вы сможете, то каждый день будете начинать с ощущением, что что-то полезное и интересное произошло в голове у вашего ребёнка, и не будете каждый вечер себя корить за то, что опять ничем ему в жизни не помогли. Не потратив на это никакого дополнительного времени, кроме 10 минут, на которые вы увеличите вашу прогулку.

Итак, несколько примеров того, чем можно заняться на улице с ребёнком по дороге куда угодно.

чем занять ребёнка математика

Математика

Для самых маленьких (от 3,5 лет):

  1. Считаем всё вокруг. Машины, деревья, магазины, голубей, этажи в домах.
  2. Сравниваем. В первом доме три этажа, во втором – пять, первый дом меньше. В первой стае семь голубей, во второй – четыре, первая стая больше.
  3. Делаем простые арифметические действия. На одной стороне улицы три фонаря, на второй – ещё три, сколько будет вместе? Сидело шесть воробьёв, два улетело, сколько осталось?

В книжках и тетрадках написаны точно такие же задания, только ребёнок этого не видит вживую, а значит, для него это гораздо более абстрактно, он не ощущает практической ценности умения всё окружающее подсчитать.

Для детей постарше (6–7 лет):

  1. Читаем большие числа. Номера домов и машин, цены в магазине, номера телефонов.
  2. Складываем много чисел сразу в уме. Номер машины, например, 245. Сложим все цифры, 2+4+5. А потом 24+5. А потом 2+45. Привыкнув к такому, можно перейти к складыванию номеров телефонов. Например, 33-44-55 можно сначала прочитать, а потом сложить 33+44, 44+55.
  3. Считаем стоимость. Если ребёнок понимает, что и почему родители не хотят ему покупать (например, леденцы или жвачку), а что готовы (пирожок, шоколадку, мороженое), можно предложить ему игру. Например, вы даёте ребёнку на неделю на сладкое сто рублей. Если он сможет уложиться в эту сумму, ребёнок может набрать на неё всё, что захочет (кроме принципиально запрещённых родителями продуктов). Если не сможет, то из всего, что выберет, родители купят только что-то одно. Если ребёнок будет стараться заставить взрослых посчитать за него, значит, игра не удалась и уходим из магазина без покупок.

Внимание! Это достаточно сложное задание, и мотивация для ребёнка высока. Пожалуйста, практикуйте такое только тогда, когда вы знаете, что ребёнок способен легко отличить двузначные числа от трёхзначных, быстро сложить двузначные числа в уме и хорошо понимает сравнение двузначных и трёхзначных чисел, иначе вместо мотивации и обучения получится ровно противоположное: закрепится ощущение, что математика – это сложно и неприятно.

Если всё проходит хорошо, у ребёнка складывается не только позитивное отношение к математике, как к чему-то удобному и полезному, но и понимание, какие продукты сколько стоят, и навык распределения доступных ему средств.

Ещё один хороший пример – праздники вроде Нового года, когда надо купить сразу много подарков. Предложите ребёнку самому выбрать подарки родственникам на определённую общую сумму. Конечно, в такой ситуации нужно ненавязчиво подсказывать, потому что зачастую ребёнок хочет выбрать людям, которых стремится порадовать, что-то, что он хочет сам, а не то, что захотел бы получатель, и вряд ли вашу бабушку обрадует мягкая игрушка или набор лего.

чем занять ребёнка русский язык

Русский язык

Не секрет, что на заборе пишут всякое. И вывески зачастую бывают безграмотные. Но ребёнок в любом случае будет всё это видеть, и лучше, если вы сможете ему мягко объяснить что, откуда и почему.

Тем более, что на улицах полно надписей без ошибок и без нецензурных выражений. Ничего не мешает использовать их, чтобы в дороге занять ребёнка русским языком.

Для самых маленьких. Ищем буквы. Имеет смысл предварительно посмотреть список самых часто встречающихся букв, чтобы не потерпеть фиаско, пытаясь с ребёнком найти, например, букву «ф». Если каждое утро по дороге в сад искать новую букву, через месяц ребёнок будет гораздо лучше помнить алфавит.

Когда с буквами проблем не будет, можно переходить к чтению слогов. Например, все слоги, начинающиеся на «п». Не пытайтесь заставить ребёнка смотреть, куда вам надо, сделайте из этого игру: давайте немного времени, и, если не помогло, «находите» нужный слог сами и показывайте ребёнку, где вы его увидели. Даже если потребуется много времени, чтобы ребёнок начал замечать сочетания букв внутри слов, в конце концов он к этому привыкнет и начнёт повторять за вами.

Для детей постарше (3–5 лет).Читаем названия улиц и вывески. Читаем заголовки объявлений и надписи на троллейбусах. Будьте терпеливы, поправляйте без раздражения, предлагайте сделать это ещё раз. Как уже много раз было сказано, отмечайте прогресс, хвалите предметно: «Мне кажется, теперь ты читаешь быстрее» или «Мне кажется, ещё неделю назад ты делал в этих словах больше ошибок». Тогда ребёнок будет чувствовать, что не впустую тратит время, пытаясь собрать из непонятных закорючек слова.

Для старших дошкольников (6–7). Читаем полностью объявления и вывески. Обсуждаем прочитанное – это важно для расширения словарного запаса, для запоминания новых прочитанных слов.

Здорово, если у вас есть бумажная карта города, где ребёнок сможет дома самостоятельно отыскать адреса, которые видел на домах по дороге. К этому же относится чтение пунктов следования на общественном транспорте – потом ребёнок на карте сможет посмотреть, откуда и куда шёл троллейбус.

Если у ребёнка есть критическое отношение к рекламе, можно в таких местах, как торговые центры, кинотеатры и банки разрешать брать флаеры. Конечно, при этом надо следить, чтобы ребёнок случайно не выбрал описание кровавого триллера или комедии с рейтингом 18+. Помните, что дети очень чувствительно относятся к запретам, и вместо «Положи немедленно на место» лучше использовать: «Смотри, здесь написано про фильм о собаке, мне кажется, тебе это будет интересно». Но, конечно, это работает, когда вы действительно знаете, чем интересуется ваш ребёнок.

В магазинах можно предложить выбрать что-то, опираясь на состав. Например: «Папа любит вареники с творогом. Найди их, пожалуйста, пока я выбираю овощи для салата». Или: «У наших гостей аллергия на орехи, найди, пожалуйста, торт, в котором их нет». Конечно, надо проверять, правильно ли выбрал ребёнок – зачастую дети, окрылённые желанием помочь, в таких ситуациях хватают первое попавшееся. Важно не сбить порыв, но при этом аккуратно объяснить, что пельмени – это не вареники, и помочь ребёнку, например, сказав: «Давай попробуем ещё раз, я помогу тебе, если ты что-то не поймёшь».

Не стоит просить у ребёнка помощи, когда магазин похож на метро в час пик, или в девять вечера, когда единственное желание ребёнка – поскорее добраться до кровати.

чем занять ребёнка окружающий мир

Окружающий мир

И, наконец, просто познание окружающего мира. Обращайте внимание на сезонные явления: набухающие почки, или лёд на лужах, или первый снег. Обсуждайте, как по-разному ведут себя вороны и галки. Смотрите, как двигаются машины на улице. С малышами можно играть в «угадай, куда поедет машина», приучая смотреть на поворотники.

Рассматривайте окружающий мир вместе с ребёнком, замечайте всё необычное, задавайте ребёнку внезапные вопросы вроде: «Как ты думаешь, почему ремонтируют дорогу?» или «Как ты думаешь, скоро ли вернутся утки из тёплых краев?». Будьте готовы, что ребёнок тоже будет учиться задавать вопросы, и его вопросы будут иногда ставить вас в тупик. Не бойтесь гуглить – ребёнок не решит, что вы глупый, если вам нужно что-то узнать у великого и могучего интернета.

Изучать окружающий мир. Пытаться понять, как он работает. Задавать вопросы про всё, что непонятно. Наблюдать тенденции и изменения. Всё это помогает развивать логику, установление причинно-следственных связей и сохранять интерес к процессу познания.

А всего-то нужно – вставать на десять минут пораньше по утрам.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться