Часто детям покупают игрушечную кухню с пластмассовыми посудкой и продуктами, думая, что для них это будет интересно и даже полезно. Мы же предлагаем не поддерживать игры «понарошку», а предлагать ребёнку деятельность на настоящей кухне с реальным результатом. Такие занятия развивают важные навыки, надолго увлекают малыша, помогают ему обрести самостоятельность и почувствовать себя успешным.
В статье рассказываем, как организовать пространство на кухне по Монтессори, чтобы вызвать интерес ребёнка к готовке и еде.
Что поможет организовать пространство на кухне по Монтессори
Мы советуем как можно раньше включать ребёнка в каждодневную деятельность на кухне — как только он начал уверенно стоять и освободил обе руки. Можно начать с самостоятельного принятия пищи и простого участия в том, что вы делаете: насыпать, налить, переложить.
Только помните о безопасности и не давайте ребёнку много предметов за раз. Так он точно справится, и даже последствия неудачи можно будет легко убрать.
Сервировочная салфетка
Малыши с удовольствием участвуют в сервировке стола, и салфетка с метками становится для них хорошим помощником. С салфеткой ребёнку проще запомнить, где стоит тарелка и чашка, с какой стороны нужно класть вилку, ложку и нож.
Салфетку можно сделать из ткани или силикона, контуры — вышить, наклеить, пришить или нарисовать ручкой / маркером. А можно нарисовать на обычной бумаге и заламинировать. Лучше, если фон будет нейтральным, без узоров, чтобы не отвлекать внимание. Размер — примерно 25х35 см.
«У нас заметно улучшилась ситуация с подготовкой к трапезам» — Елена Жук
На удобной кухне можно обучить малыша аккуратно есть самому уже к 1,5 годам. Полный алгоритм освоения ложки и разбор сложных ситуаций в нашем мини-курсе «Ем сам»
Башня маленького помощника, табурет или лестница
Башня помощника — безопасный способ позволить малышу помогать вам на кухне с раннего возраста.
«Оливии нет ещё и года. Сегодня я уже о чём-то её прошу, в чём она может мне помочь. Например, когда мы готовим кексы, я прошу её крутить кнопку миксера, выключать его. Также она помогает мне в вытирании посуды. Я ставлю башню рядом с сушкой, прошу её достать оттуда столовые приборы, она мне их подаёт, а я вытираю их и раскладываю по местам» — Виктория Майстер
«Для нас одним из лучших приобретений стала башня помощника, хотя пока приходится помогать дочке на неё забраться. Клои понравилось не только помогать мне, но и есть на башне: вместе порезали сосиску — съела за секунду. Вместе приготовили салат: я показала, как рвать листья — она успешно с этим справилась. Даже утащила в свою мисочку ингредиенты, которые резала я» — Виктория Федий
Фото Ирины Рысевой и Екатерины Скачковой
А некоторые родители делают башню-помощника своими руками из двух стульев.
«Башню сделал муж из стула. Очень нравится сыну. В свои года благодаря вашим урокам научился закидывать овощи в миксер, пытается закрывать его крышкой и включает миксер. Очень ему нравится» — Римма Баранова
А в этом видео Татьяны Линчик показан ещё один вариант — складная башня помощника.
Растущий стул
Поможет научиться забираться и спускаться со стула самостоятельно, тренируя при этом координацию и крупную моторику. Растущий стул можно начинать использовать с 6 месяцев, как только малыш научится сидеть. Первое время — с ремешками для его безопасности, а после года — уже без пристёгивания.
Фото Валентины Ветровой
Мы не рекомендуем покупать стол и стул, из которого нельзя вылезти, ведь таким образом мы на корню обрубаем проявления самостоятельности, формирование ответственного поведения. Когда малыш обедает за одним столом со всеми, он чувствует себя частью семьи и видит, как нужно себя вести. А ещё учится понимать свой организм и есть столько, сколько ему потребуется.
Альтернатива растущему стулу — маленькие стол и стул по росту ребёнка. За общим столом малыш может завтракать и обедать со всей семьёй, а за своими — перекусывать.
Фото Екатерины Мандзюк
Открытые доступные полки со своей посудой
У ребёнка на кухне должен быть доступ к личной посуде и инструментам для уборки. Можно поставить на кухне отдельный стеллаж или освободить для этого нижние полки во взрослых шкафах.
«Дочка безмерно счастлива, что у неё появился уголок на кухне. Где она сама может достать посуду, столовые приборы, удобно подойти попить. А ещё сделать самой оранжад или почистить яйцо» — Екатерина Романова
«Расположили на кухне воду с двумя стаканами, приборы для сервировки стола, рукавичку для вытирания, совок и щётку, полотенце. Два набора: выжимание сока и резка яблока. Моментальный результат, дочь теперь уверенно справляется с этими задачами без нашей помощи. Будем осваивать новые наборы» — Алиса Богоявленская
«Убрала кухню из детской комнаты и поставила её на нашей кухне. Давно хотела это сделать, но не хватало решимости. Просто восторг!» — Александра Искакова
Источники воды
В доступе у ребёнка важно оставить источник воды, чтобы он мог сам самостоятельно налить себе попить. Или даже помыть посуду.
«Добавила место для перекуса на шкафчике. Сработало сразу: ребёнок самостоятельно подходит и перекусывает или пьёт воду, когда захочет, а не клянчит в беспомощности» — Валентина Ветрова
Можно оставить в доступе кувшин и стакан для воды. Постепенно малыш научится аккуратно наливать воду и будет пить сам, когда захочет этого.
«Такая маленькая турка оказалась удобной для хранения воды: крышка предохраняет от пыли, носик помогает лучше целиться и маленькая ручка очень удобна в захвате. Габриэль с удовольствием наливает себе водичку попить» — Римма Баранова
После года малыш начинает ходить, у него освобождаются руки и наконец-то появляется возможность делать то же, что мама и папа — он ведь так стремится быть похожим на нас, взрослых. А кухня — это центр притяжения, где люди проводят много времени.
На видео детский психолог и Монтессори-педагог Анастасия Кузнецова рассказывает о пользе для ребёнка развивающего пространства на кухне.
Что даёт опыт на кухне ребёнку:
Формирование самооценки и уверенности в себе на всю жизнь. Когда мы позволяем малышу помочь нам на кухне и даём посильные задания, мы будто говорим ему: «Я тебе доверяю, ты всё можешь, у тебя получится». Ребёнок видит, что он полезен и важен. «Папа и мама в меня верят, я всё могу». Честное отношение со значимыми взрослыми — основа доверия к миру, уверенности в себе и формирования самооценки.
Знакомство с устройством мира. В первые годы жизни основная задача человека — это адаптация в этом мире, а важнейшая потребность — исследование реальности. Для этого ему при рождении даны необыкновенные способности по приспособлению к любым физическим и культурным условиям среды. В возрасте до 6 лет работает впитывающий разум, который перерабатывает и усваивает огромное количество информации. Для ребёнка нет ничего невозможного в освоении любых знаний и навыков.
Развитие полезных навыков и опыта. Для роста и развития мозгу нужны разнообразные сенсорные ощущения, а также упражнения по отработке моторных навыков. Кухня — кладезь такого опыта. Но только настоящая: с настоящими продуктами, разными на ощупь, цвет, вкус и запах; и настоящими инструментами, с помощью которых можно ежедневно оттачивать крупную и мелкую моторику. А сколько физических свойств предметов можно узнать! Они сыпятся, крошатся, льются, тянутся.