Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Дидактические карточки для детей
Здесь вы сможете бесплатно скачать больше 30 наборов дидактических карточек. К разным наборам мы даём подробное описание занятий на развитие внимания, словарного запаса и памяти ребёнка — это здорово сэкономит время.
Чтобы развивающие карточки дольше послужили, распечатайте их сразу на плотной бумаге или наклейте на картон. Хранить можно в папках, коробочках, мешочках, шкатулках или на подставках.
Готовые дидактические карточки для скачивания
Обратите внимание, что длительность занятия не должна превышать возможности ребёнка — если видите, что он теряет интерес, то лучше отложить занятие. Выбирайте дидактические материалы по интересам дошкольника: если ему интересны животные — животных, если транспорт — машинки.
Для тренировки внимания и памяти ребёнка
Заниматься можно разными способами:
- «Найди такой же». Ребёнок выкладывает карточки на листы основы так, чтобы одинаковые картинки оказались друг под другом.
- «Найди два одинаковых». Среди двух комплектов перемешанных маленьких карточек нужно найти пары одинаковых изображений и разложить их попарно.
- «Перевёртыши». Игра для двух игроков, используются два комплекта карточек. Карточки перемешиваются и выкладываются рядами лицом вниз. Игроки поочерёдно в свой ход переворачивают по две карточки. Цель – открыть две одинаковые карточки. Если они одинаковые, то выходят из игры. Эта игра способствует улучшению памяти.
Страницы 1 и 2 в каждом файле ниже распечатайте по одному экземпляру, а страницу 3 распечатайте в трёх экземплярах и разрежьте на карточки по контурам.
Игра «Найди пару». Здесь изображения целых и разрезанных наполовину фруктов, которые помогут узнать их внутреннее строение: цвет, толщина, мякоть, наличие семян или косточек. Игра расширит знания об окружающем мире, улучшит наблюдательность и зрительное внимание, побудит ребёнка к дальнейшему изучению биологии и научит сравнивать растения между собой не только по цвету и форме.
Распечатайте картинки в двойном экземпляре и заламинируйте. Один экземпляр оставьте целым (это будут контрольные картинки), другой – разрежьте по линиям. Предложите найти каждому целому фрукту соответствующую половину. В первый раз ребёнку могут понадобится контрольные карты во время работы. Через некоторое время он сможет использовать контрольные карты в конце работы для самостоятельной проверки задания.
На сортировку
Дидактический материал представляет собой круг, разделённый на части семью цветами радуги. К каждому цветному лучу необходимо подобрать по 3 картинки соответствующего цвета (всего картинок – 21).
Цель: изучение цветов радуги, сортировка картинок по цвету.
Польза: развитие зрительного восприятия, концентрации внимания, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики и логики.
Распечатайте на цветном принтере страницы. Картинки с цветными объектами разрежьте по контуру, перемешайте и сложите в коробочку или конверт.
Пригласите ребёнка к занятию. Положите перед собой цветовой круг, внимательно рассмотрите его. Достаньте из конверта любую картинку, присмотритесь к ней и положите к соответствующему лучу цветового круга и обозначьте словом. Сделайте так ещё несколько раз и передайте инициативу ребёнку.
В конце работы к лучам цветового круга должны быть выложены все картинки. Если ребёнку сложно выполнить всю работу с первого раза, разбейте её на отдельные этапы. Поддерживайте ребёнка, давайте ему возможность работать в собственном темпе методом проб и ошибок.
С историями для развития речи
В этом пособии маленькая, но реальная история, написанная простым и понятным языком. Обучающие иллюстрации также понятны и доступны даже самому маленькому ребёнку. Чаще всего такие подборки делают в виде маленьких книжечек, но возможна и подача информации на карточках среднего размера.
Подобные истории используются не только в школах Монтессори, их можно продумать и изготовить в домашних условиях. Использование таких историй помогает в развитии речи и знакомит ребёнка с окружающим миром, способствует формированию навыков рассказывания.
Классификационные карточки
Набор состоит из трёх частей. В первом наборе карт присутствуют объекты классификации без подписей, мы постепенно даём ребёнку все имена-названия с помощью трёхступенчатого урока. Правила игры такие:
- Называем предмет: «Это кран». За один урок обычно вводим 3–4 новых названия, но если это много, то сокращаем до двух. Можно не просить специально повторить за вами, ребёнок и так запомнит название и добавит в свой словарик.
- Просим найти карточку с нужным изображением: «Покажи, пожалуйста, телефон». Проверьте находку и подтвердите: «Да, это телефон». На этом этапе у ребёнка развивается не только мышление и навык запоминания, но и движения рук во время поиска.
- Этот этап проводится только после того, как дети успешно прошли первые два и точно знают названия. Не раньше, иначе дети не успеют твёрдо запомнить столько понятий. Берём карточку и просим назвать изображённый предмет: «Что это?».
По мере выхода ребёнка в чтение добавляем этикетки-подписи. Он может заниматься интуитивным чтением, размещая этикетки под карточками с классифицированными объектами. Затем при помощи последней, наиболее объёмной карточки, где находятся и картинка, и название, проводится самопроверка.
С маленькими детьми полезно провести трёхступенчатый урок по темам «Времена года», «Признаки сезонов»; детям постарше можно предложить самостоятельную сортировку карточек. Если распечатать карточки в двойном экземпляре, малыши могут заняться подбором одинаковых картинок, для детей постарше двойные карточки подойдут для игры в «Мемори» или лото (для лото один из листов нужно оставить неразрезанным).
На примере этих карточек можно своими руками создать другие пособия: «Птицы», «Профессии», «Овощи», «Геометрические фигуры», «Формы», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Подарки» и другие.
Для изучения отдельных элементов целого
Дидактический набор включает в себя два типа карточек: без подписей и с подписями. Распечатайте карточки, наклейте их на картон, разрежьте по линиям. Затем пометьте одну из половин каждого изображения каким-либо знаком на обратной стороне карточки. После этого разрежьте каждое изображение на две части, используя чёрную линию разреза.
Как работать с карточками? Можно по методу трёхступенчатого урока, а для закрепления материала использовать такой метод: перемешайте карточки на столе картинкой вниз. Пусть ребёнок разделит карточки на две группы: помеченные с обратной стороны и не имеющие отметок. После этого переверните все помеченные карточки картинкой вверх и разложите их на столе. Ребёнок берёт по одной карточке из тех, что всё ещё лежат картинкой вниз, и среди выложенных на столе карточек ищет этой карточке пару.
Страницы, где нет закрашенных элементов и подписей, распечатайте, не ламинируя – напечатайте каждую из них в нескольких экземплярах, чтобы в итоге изучения ребёнок смог раскрасить и надписать каждый элемент растения и подшить результат своей работы в виде небольшого буклета.
Для проведения познавательных бесед
Сохраните и напечатайте двусторонние карточки на цветном принтере, наклейте на картон или заламинируйте, разрежьте. Главная цель в работе с этим материалом – беседы, в которых и дети, и родители могут делиться познавательной информацией, задавать друг другу вопросы.
Проговорите названия морских жителей, показывая ребёнку: «Это кашалот». Вместе внимательно рассмотрите и обсудите, чем киты и дельфины разных видов отличаются друг от друга. Иногда потребуется проявить внимательность, чтобы найти отличия.
После этого можно давать задания типа: «Дай мне… Покажи мне…». Когда ребёнок научился легко находить искомую картинку (не называя её), вы можете перейти к вопросам: «Кто это?» На этом этапе ребёнок уже должен сказать, что изображено на картинке. На этапе освоения чтения, ребёнок вернётся к карточкам и прочитает текст на обороте.
Для детей постарше занятия с дидактическими карточками можно усложнить и разнообразить.
«Что пропало? Кто исчез?». Раскладываем 3–10 карточек. Ребёнок в течение одной минуты рассматривает их, стараясь запомнить. Затем по команде отворачивается/закрывает глаза, а взрослый в это время убирает одну из картинок. Ребёнок поворачивается и называет, что пропало. Варианты для усложнения игры: увеличить количество карточек, уменьшить время запоминания, убирать несколько картинок.
«Скажи, какой?». Взрослый показывает изображение, а ребёнок подбирает к нему слова-признаки (кот – пушистый, большой, смелый, сердитый, ловкий…).
«Что делает?». Показываем изображение, а дошкольник подбирает к нему слова-действия (огурец – растёт, зеленеет, поспевает, хрустит…).
«Угадай, что это?». Взрослый называет основные качества какого-нибудь предмета, ребёнок определяет, какой это предмет.
«Фотоаппараты». На секунду показывается карточка с любым изображением и убирается, а ребёнок как можно подробнее описывает его. Ещё вариант — на столе раскладываются семь-восемь изображений для возраста 5–6 лет, (если ребёнок младше, то число должно быть меньше). Даёте 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем ребёнок отворачивается. Взрослый переставляет картинки, либо что-то убирает совсем или замещает на другую. Ребёнок должен определить, что изменилось.
Или игроки сидят перед разложенными карточками. Ведущий говорит: «Покажите фламинго!» Игроки как можно быстрее стараются указать на соответствующее изображение.
Игра «60 вопросов»
С помощью этой простой игры вы с пользой и удовольствием проведёте время с детьми. В ней нет победителей или проигравших, в выигрыше остаются все участники, лучше узнавая друг друга, размышляя и беседуя на разные темы.
Игровой материал состоит из 60 карточек с вопросами о взглядах и предпочтениях отвечающих на них людей: «В какой стране вам хотелось бы жить?», «Какой звук вы любите?» и т. п.
Перемешанные карты кладутся на середину стола шапкой вверх. Участники по очереди берут по одной карте, зачитывают вопрос вслух и отвечают на него. Взрослые, участвующие в игре, могут помочь детям с прочтением карточек. По желанию можно самим дописывать или допечатывать варианты вопросов.
Важно, чтобы во время игры царила свободная и поддерживающая атмосфера – ведь именно в такой обстановке дети раскрываются и делятся сокровенными мыслями и переживаниями.
Для обучения чтению и письму
Рамки и фоны «Времена года» для письма. На бланках можно писать буквы и цифры, рассказы, стихотворения, письма, списки дел, планы, записи в дневник, объявления и всё, что придумается. Также эти рамочки могут использоваться взрослыми – родителями и педагогами – для своих целей.
Открытки. Этими иллюстрациями можно украсить детскую малышей, а со старшими детьми использовать как открытки для подписывания.
«Чтение из окружающей среды». Распечатайте ярлыки на плотной бумаге, прикрепите к ним красивые ленточки так, чтобы ярлыки можно было подвесить на различные предметы. Положите готовый дидактический материал в корзинку или на поднос. Ребёнок читает на ярлычке название предмета, ищет этот предмет в квартире и подвешивает/кладёт на него ярлычок.
Если хотите поделиться своими материалами, то можете прислать файлы на email редакции: editorial@mchildren.ru. Мы дадим комментарии, обсудим условия размещения и опубликуем в этой статье.
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов