Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
«Оказалось, мой ребёнок умеет заниматься самостоятельно с одной игрушкой 35 минут»
Меня зовут Наталья, мне 31 год, а моей дочери Мануэле — 3 года и 8 месяцев. Мы из Киева. Любим проводить время на природе, вместе петь и выращивать зелень, овощи. Ходим каждую субботу в церковь. На курс о развитии детей с 3 до 6 лет я пришла, чтобы научить ребёнка играть самостоятельно и помочь лучше концентрироваться. Понять, в каких направлениях развивать дочь и сопровождать в жизни, делая её счастливой и испытывая радость самой.
Я давно интересуюсь методикой Монтессори: мне близки идеи естественного развития и заботы о внутреннем мире маленького человека. Понемногу и раньше применяла её, но хотелось большего.
Вот ещё несколько целей, которые привели меня на обучение:
- Получить новую информацию о практическом внедрении в жизнь метода Монтессори для детей 3–6 лет.
- Понять, как открывать этот интересный мир ребёнку, видя его потребности.
- Самой быть счастливой оттого, что понимаю дочь и развиваю её в верном направлении.
- Создать такую игровую зону, которая будет притягивать ребёнка и внешним видом, и занятиями.
- Поддержать необходимые условия в среде для развития концентрации.
- Сделать так, чтобы ребёнок умел заканчивать начатые дела.
- Быть позитивной мамой, всегда замечая даже самые маленькие достижения доченьки, и мудро хвалить её.
- Узнать, как правильно реагировать на эмоции ребёнка.
- Научиться быть для своей дочери интересным взрослым.
Расскажу, как благодаря курсу получилось всего этого добиться.
Переосмыслить роль родителя
Уже на первых уроках мы с мужем услышали много важных вещей, которые перевернули в нашем сознании представления о родительстве. А как только начали применять рекомендации педагогов на практике, изменилась и доченька: например, стала меньше капризничать и теперь сама принимает решения, а потом уже их исполняет.
Мы поняли, что если хотим научить ребёнка самостоятельности и заложить в него основы гармоничной личности, нужно начать с себя. Ребёнок «зеркалит» нас, а значит, в первую очередь нужно приводить свою жизнь и отношения с окружающими в порядок.
Вот ещё несколько важных принципов:
- К ребёнку стоит относиться как к личности, давая право принимать решения в рамках общей стратегии семьи.
- Нужно подготовить домашнее пространство так, чтобы в нём ребёнок мог получить богатый сенсорный опыт и с каждым днём становиться самостоятельнее.
- Важно не упускать окна возможностей на каждом этапе развития ребёнка, а максимально продуктивно их использовать.
- Нужно быть внимательным в общении с ребёнком и следить за собой.
- Задача родителя — давать ребёнку возможность двигаться в своём темпе, выбирать занятия самому и поддерживать самостоятельность.
- База позитивной социализации закладывается в детстве.
- Важно развить у ребёнка внутреннюю дисциплину.
- Нельзя забывать включать ребёнка в жизнь семьи и ухаживать вместе за средой, обращать его внимание на красоту реального мира.
Я начала больше понимать себя и других, вижу последствия упущенных возможностей. Ещё раз убедилась в том, что не бывает плохих детей. Очень и очень многое зависит от родителя и его подходу к воспитанию, развитию ребёнка.
После этого урока мне ещё больше захотелось стать лучше, сделать всё возможное, чтобы у моей доченьки было счастливое детство, наполненное открытиями и радостью семейных отношений.
Сделать открытия о своём ребёнке и узнать его лучше
Перед тем как научить ребёнка играть самостоятельно, нужно понаблюдать за ним. Так проще понять потребности развивающейся личности — от них можно отталкиваться, подбирая занятия и обустраивая домашнее пространство. Мама успокаивается и восстанавливает ресурс, ребёнок — тоже: ему не мешают, он чувствует поддержку рядом и увлечённо играет.
На обучении нам предложили эффективные техники наблюдения, и вот что я обнаружила:
- Мануэла уже начала интересоваться рифмой, произнесла «весы, часы» — значит, пора предложить ей соответствующие занятия;
- появился интерес к рассказыванию историй — значит, стоит добавить истории в картинках;
- чтобы дочь не просила меня постоянно что-то подать, достаточно обустроить кухню так, чтобы ей было удобно себя обслуживать самой;
- играя, дочь понарошку демонстрирует приготовление блюд по рецептам — значит, есть потребность заниматься этим, используя настоящие продукты, а мне пора сделать книгу рецептов, чтобы помочь ей развиваться.
Я по-другому посмотрела на дочь, начала восхищаться и той работой, которую проделывает её мозг и тело. Наблюдение помогло увидеть потребности и научиться «идти за ребёнком»: поддерживать дисциплину в условиях свободы и предлагать занятия, которые подойдут ему. А когда занятия по душе, и играть, не отвлекая маму и папу, проще.
Оказалось, мой ребёнок умеет концентрировать внимание — она играла с одной игрушкой 35 минут
Внести упорядоченность во всё, что окружает ребёнка дома
Я и раньше придерживалась принципов Монтессори, но вот упорядоченности у нас не было. На обучении поняла, насколько это значимо для ребёнка. Чтобы научить его играть самостоятельно, структурировать домашнее пространство необходимо. Тогда будет проще доверять окружающей среде, и он станет спокойнее, увереннее. Зная, где и что лежит и зачем это нужно, даже непоседа сможет занимать себя сам и развиваться с удовольствием.
Прихожую мы обустроили так, чтобы Мануэле было удобно самой доставать и надевать свои вещи:
По этому же принципу изменили ванную и кухню:
Когда переделали кухню, Мануэла стала больше работать за ней, теперь она чувствует что это её личное пространство и следит за чистотой. Теперь ей легко готовить самой. Как бонус — во время этого занятия развивается мелкая моторика.
Пересортировала одежду. Ребёнок каждый вечер устраивает сюрприз перед сном — все вещи складывает и убирает на место
А вот наша зона творчества:
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первые шаги в развитии самостоятельности у вашего ребёнка
Познакомить ребёнка с развивающими занятиями по потребностям
На обучении мы поняли несколько важных моментов:
- Ребёнка не должны окружать случайные предметы и обстоятельства: всё, что находится в окружающей его среде, должно иметь предназначение.
- Один материал должен быть направлен на развитие одного органа чувств.
- Все материалы должны выглядеть эстетично, привлекая ребёнка.
С курсом в нашу жизнь вошло множество интересных и полезных занятий, направленных на распознавание вкусов и запахов, работу с цветами:
Важно, чтобы ребёнок мог взаимодействовать с материалом. Например, мы провели два эксперимента с магнитами. Доченька была в восторге и сама открыла для себя, что предметы могут цепляться друг за друга! Нашла дверные замки, к которым также магнитятся магнит.
Вместе познаём прекрасный мир, складываем светящиеся пазлы солнечной системы и проговариваем, что есть солнце, планеты, спутники. Знакомимся с окружающим миром.
Мануэла много рисует и самостоятельно читает:
Как научить ребёнка играть самостоятельно: в чём секрет
Чтобы ребёнок научился играть самостоятельно, мы помогли ему стать самостоятельнее во всём:
- обустроили домашнюю среду так, чтобы заниматься любыми делами, в том числе взрослыми, Мануэле было удобно;
- понаблюдали и предложили занятия с учётом потребностей и интересов;
- сопровождаем на пути к гармоничному развитию — направляем и помогаем, а не вмешиваемся в деятельность, когда это не нужно.
Сейчас дочка с удовольствием играет сама. А ещё у неё появилось так много занятий, что для этого практически не нужны игрушки — ведь дома можно делать столько всего интересного!
Текст и фото: Наталья Антонюк, выпускница
Редактор: Камила Кленовиц
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов