Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Почему ребёнок плачет в машине и как уменьшить сопротивление в поездках
Поездка с ребёнком в машине может стать испытанием для родителей. Когда он плачет в дороге, и ничего не помогает его успокоить, сложно не поддаться эмоциям. Но если взрослые могут взять над собой контроль, то для малыша до трёх лет это непосильная задача: он живёт в моменте, а не планами. И не скрывает того, что чувствует.
Чтобы избежать детских истерик в машине, важно понимать их причины. В статье рассмотрим самые частые и расскажем, что поможет уменьшить сопротивление.
Родители резко прерывают занятие малыша
Представьте, что вы слушаете концерт или смотрите фильм. Вдруг вас прерывают и заставляют куда-то ехать. Что вы чувствуете: радость и благодарность или раздражение?
Ребёнок тоже испытывает неприятные эмоции и протестует доступным ему способом, когда его резко отвлекают от деятельности. Он может быть погружён в рисование крючков и палочек или конструирование башни. Для него это важно, даже если нам кажется пустяком.
Дайте малышу время, чтобы переключиться. Попробуйте присоединиться к нему, задавая вопросы и комментируя. А потом плавно переведите тему и заговорите о предстоящей поездке:
— Какая высокая у тебя башня! А я знаю, где находится самая высокая башня в Москве. Хочешь посмотреть? Мы сегодня поедем мимо.
Предупредите малыша о поездке. Объясните, что когда прозвенит таймер или будильник, пора будет собираться. Малыши спокойнее реагируют, когда их занятие заканчивает не взрослый, а будильник.
Родители нарушают планы ребёнка
Малыш может быть настроен на игру или другое занятие. Внезапная поездка нарушает его планы, поэтому в ответ мы получаем истерику. Ребёнку трудно представить, что его планы осуществимы и в других условиях или позже.
Проявите сочувствие и предложите альтернативу. Ребёнок не всегда может сформулировать причину своего отказа и сопротивления, зато за него это может сделать взрослый.
Например, если вы видите, что он увлечён рисованием, поэтому отказывается ехать к врачу. Найдите компромисс:
— Ты хотел остаться дома, чтобы порисовать? Мы можем взять с собой в машину бумагу и карандаши. Ты сможешь порисовать в дороге.
Ребёнок чувствует физический дискомфорт в поездке
Нужно убедиться, что малыша ничего не беспокоит. Может быть, ему жарко, холодно, он голоден или хочет пить.
Проверьте, все ли условия комфортны и безопасны: не укачивает ли ребёнка в дороге, удобно ли ему ехать в той или иной одежде, подходит ли автокресло.
Подробная статья о том, как выбрать комфортное и надёжное автокресло
Детям до трёх лет важно движение. Если у вас намечается поездка дольше 40–60 минут, стоит запланировать остановки, чтобы малыш мог побегать или походить.
Машина вызывает негативные ассоциации
Стоит убедиться, что поездка в машине не связана у ребёнка с каким-то негативным опытом. Возможно, он увидел или услышал что-то, что его испугало, во время прошлой поездки. Например, машина резко остановилась, он стал свидетелем конфликта или аварии и т. д.
В спокойной обстановке выясните, не вызывает ли поездка в машине страх или агрессию у ребёнка. Далее отталкивайтесь от того, что узнаете. Старайтесь снять опасения малыша, сформировать положительные ассоциации с поездкой.
Чтобы узнать причину истерик в машине, можно смоделировать ситуацию поездки с ребёнком. Возьмите игрушечные машинки, придумайте историю, в которой главный герой — малыш, отправившийся в путешествие с мамой на машине. Если ребёнок уже умеет говорить, попробуйте разговорить его, чтобы он тоже принял участие в создании истории.
Можно также взять виммельбух с изображениями машинок и придумать историю по нему.
Книги с машинками помогут заговорить с малышом на тему поездок
Рассказывая историю, пройдите все моменты, сопровождающие поездку в реальности — от одевания на улицу и посадки в машину до пребывания в конечную точку и возвращения домой. Следите за реакцией ребёнка на каждом этапе.
Пример, как может выглядеть моделирование ситуации с помощью истории. Мама показывает виммельбух:
— Доченька, давай придумаем вместе историю по этим картинкам?
Дожидается согласия ребёнка. Он может выразить его словами, кивком головы или заинтересованным видом. Продолжает:
— Я начну. Девочка Катя собирается поехать с мамой в путешествие. Но сначала ей нужно одеться. Какая одежда лучше всего подойдёт для прогулок в лесу?
— Футболка, шорты и кроссовки (или может показать пальчиком).
— Отлично, Катя надела футболку, шорты и кроссовки, взяла любимую игрушку и пошла с мамой вниз по лестнице. А спустившись, увидела мамину машину. Как думаешь, что они сделали дальше?
— Катя заплакала и попросила маму не идти в машину.
— А почему Катя заплакала, как ты думаешь?
— Катя знала, что в машине их ждёт монстр.
— Какой монстр?
— Тот большой монстр, которого я видела вон там (показывает на телевизор). Такие монстры живут во всех машинах.
Мама вспоминает, что совсем недавно смотрела на ночь фильм ужасов, в котором на заднем сидении автомобиля из ниоткуда появилось привидение. Как раз в этот момент в комнату вошла дочь, чтобы сказать, что на кухне почему-то нет её бутылочки с водой на прежнем месте. Мама моментально выключила телевизор и думала, что дочь не заметила привидения. А оказалось наоборот. Вот и причина.
Как можно переубедить девочку и помочь ей преодолеть страх?
— В машинах не живут монстры. В телевизоре была вымышленная история, на самом деле так не бывает. Этого монстра просто нарисовали, чтобы взрослым было интереснее смотреть кино.
— Так значит, в нашей машине нет монстра?
— Конечно, нет. Поэтому мы можем путешествовать на ней, куда захотим. Например, в красивый парк с белочками или к бабушке с дедушкой. А ещё мы можем брать с собой твою любимую игрушку и нашу собаку.
Чего не стоит делать, если ребёнок плачет в машине
- Заманивать ребёнка в машину подарками или сладостями. Велика опасность, что он воспримет это как обязательное условие и будет требовать всё большего в ответ на согласие.
- «Покупать» молчание и согласие гаджетами, хоть реклама и предлагает держатели для телефонов и планшетов специально для детских сидений. По мнению Американской Академии педиатров, детям до 3 лет нельзя давать гаджеты вообще: они могут привести к развитию синдрома дефицита внимания и нарушениям в развитии.
- Игнорировать детские истерики в машине («Мама решила — мама взяла ребёнка и поехала, и пусть он плачет, сколько хочет»). Игнорирование детских истерик может привести к развитию психосоматики. Например, малыш не будет засыпать ночью или начнёт проявлять тревогу, нервозность после поездки. Может даже нарушиться стул.
- Предлагать гиперстимулирующие игрушки и игрушки-обманки. Поющие и светящиеся игрушки вредны для развития ребёнка и формируют иллюзорные представления об окружающем мире. Они быстро надоедают, и ребёнок просит новые, устраивая истерики.
Очень популярны игрушечные музыкальные рули для автомобилей, однако и их использовать тоже не рекомендуем. Это игрушка-обманка, которая запутывает ребёнка и показывает ему то, чего нет. Ведь малыш может всерьёз подумать, что машина едет, потому что он крутит игрушечный руль. А потом поймёт, что это не так, расстроится и разочаруется в себе.
Как создать позитивные ожидания перед поездкой
Позитивные ожидания от поездки помогут уменьшить истерики в машине и даже избежать их совсем. Чтобы малыш радовался, узнавая о предстоящей поездке, родители могут:
- пообещать ему показать что-то интересное (машины, стройку, лес и т. д.) и выполнить обещание;
- дать возможность заняться чем-то интересным в машине (послушать аудиоистории, порисовать, поиграть в словесные игры со взрослыми, полистать книгу);
- повесить перед глазами ребёнка зеркало — оно отвлекает, развлекает и помогает научиться координировать движения;
- предложить развивающие игрушки по возрасту.
Если ребёнок плачет в машине, нужно проработать ситуацию не в день важной поездки, а накануне. Так и вам, и ему будет спокойнее.
Материалы по теме:
Монтессори в сумке: чем занять ребёнка до трёх лет в дороге
Что и как читать ребёнку до 3 лет: примеры книг и демонстрации
Если ребёнок не плачет во время движения, но плачет в пробке
Малыш реагирует на пробки, потому что происходит смена ритмов движения. Когда машина едет, она вибрирует, и часто для детей такая «волна» оказывается комфортной. Многие даже засыпают, чем пользуются знающие родители.
В пробках же движения нет или оно неравномерное, происходит «толчками», и это раздражает ребёнка, доставляет дискомфорт. Так что лучше найти монотонные занятия:
- грызть или сосать сушки, леденцы, другие вкусняшки;
- в качестве экстренного решения — дать грудь, если кормите грудью;
- дать что-то в руки, чтобы малыш мог перебирать пальчиками — игрушки с бусинками, «змейки», популярные сейчас игрушки с пупырышками и т. п.;
- послушать музыку или аудиоистории в зависимости от ваших с ребёнком предпочтений — главное, чтобы мог заслушаться;
- подгадать время поездки под сон ребёнка, чтобы ему было проще ехать.
Чтобы ребёнок не плакал в машине, достаточно отправиться в путь в хорошем самочувствии и настроении. А превратить рутинную поездку в настоящее приключение поможет внимательное отношение к потребностям в его возрасте и немного фантазии.
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов