Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Интервью с Олегом Леонкиным о гиперактивных детях
Что значит «гиперактивный ребёнок»?
В моём представлении, гиперактивный — это ребёнок, который своей активностью разрушает собственную деятельность. Во всех остальных случаях, например, если ребёнок может удерживать внимание только в движении — носится, а останавливаешь, задаёшь вопрос, и он сразу на него отвечает, — для меня он просто активный. То есть если активность созидательная, то всё окей, если разрушающая, то проблема куда серьёзнее.
Это моя внутренняя классификация как специалиста, благодаря которой я могу выстроить систему отношений с активными или гиперактивными детьми.
Родители, конечно, делят не так. Они делят по собственному комфорту или дискомфорту. Я, так как не живу с таким моторчиком, могу себе позволить оценивать его активность с точки зрения его возможностей. А родители оценивают детскую активность с точки зрения своей деятельности: комфортно им с ребёнком или трудно. При этом маленький человек может своей активностью разрушать их деятельность, создавая конфликтную ситуацию.
В чём причина гиперактивности?
Причин гиперактивности безумное количество. Все они связаны с ресурсом ребёнка: от особенности работы сенсорных систем до органического поражения мозга. И всё это может в той или иной степени проявляться в гиперактивности. Гиперактивность — это в любом случае симптом чего-то.
Есть причины, которые лечатся. Например, гормональные нарушения, нарушения обменных процессов. Но если это органическое поражение мозга, тогда извините. Тут остаётся только научиться с этим жить и как-то компенсировать, создавать ресурс.
Самая частая причина гиперактивности — гипотонус. Возьмите в руку верёвку, начните её крутить, как лассо. Она не висит, но постоянно двигается. Именно так делает гиперактивный ребёнок: сам себя заставляет двигаться.
Ещё раз. Когда нужно удержать себя в нормотонусе, надо выйти из состояния сниженного тонуса, и единственный путь лежит через напряжение и движение.
Если наковыряли причину — занимайтесь причиной. И гиперактивность, как симптом какого-то состояния или заболевания, начнёт снижаться.
Нужно очень чётко определить, чья это зона ответственности: врача, коррекционного педагога, реабилитолога, сенсорно-интегративного терапевта или психолога. Если это врачебная зона и в неё влезет коррекционный педагог, то, скорее всего, будет резкое ухудшение, потому что у ребёнка нет ресурса, чтобы осуществлять активность.
Мне кажется, что родителям это нужно очень чётко понимать. Гиперактивность считается больше поведенческой особенностью, которая корректируется какими-то занятиями. Но это может быть совсем не поведенческое. Поведение только симптом.
По каким признакам родители могут понять, что у ребёнка гиперактивность?
Понять, что у малыша гиперактивность, можно с младенчества. Если родителю неудобно носить ребёнка, если под него приходится подстраиваться, значит, что-то не так. У тебя, условно говоря, силиконовая масса в руках, которую ты постоянно вылавливаешь. Это мощнейший, на уровне тела родителя дискомфорт. Его мамы и папы ощущают фактически с самого рождения малыша.
Родитель испытывает напряжение. Здесь очень просто определиться. Не нужно ничего знать и учить. Нужно поверить, что у нас в геноме записана норма. Мы очень хорошо знаем, что это такое. На уровне ощущений. Может быть, описать не можем, но знаем.
Я знаю безумное количество историй, когда именно мама начинает бегать по специалистам и говорить: «Что-то не так! Я чувствую!». Ей отвечают: «Да не, перерастёт, всё замечательно!». А в три года следует: «Где же вы раньше были?» «Вот до трёх лет бегала, говорила, что что-то не так, а вы говорили — перерастёт».
Я очень не люблю пугать родителей, но хочется дать понять, что если неудобно, если дискомфортно, значит, нужно искать специалистов, которые не просто скажут: «Перерастёт», а которые будут решать конкретную ситуацию здесь и сейчас.
Как вести себя с гиперактивными детьми?
Гиперактивные дети — это те, кто не удерживает внимание. Мы все без исключения концентрируемся на какой-то новизне. Поэтому если хотим, чтобы ребёнок на нас обратил внимание, ведём себя для него непредсказуемо.
Например, он лезет в лужу. Вместо того чтобы запретить, берём и ставим в лужу. И он на нас концентрируется. Это уже победа: мы находимся в ситуации коммуникации. И дальше можно что-то ребёнку объяснять, потому что мы в контакте, мы его включили.
Здесь нельзя сказать: есть 10 способов, которые вы можете использовать. Я знаю безумное количество активных ребят, чьи мамы вешаются. Я приезжаю, что-то показываю мамам, они делают и это работает.
Но дети умные. Первый раз это прокатывает. Если пробуешь второй раз — ребёнок настораживается: «Так, я это уже видел». На третью попытку он скажет: «Я уже выучил, больше со мной это не прокатит».
Например, если малыш не хочет одеваться, говоришь: «Ну и не надевай, я себе заберу». Он подходит и говорит: «Нет, давай надевай на меня!». Но второй раз так не получится. Малыш уже в первый раз, когда ботинки оказались на его ногах, понимает: «Развели!»
Поэтому нужно всё время что-то придумывать. Это адская работа родителей. Но я просто другого выхода не знаю. Единственный способ, как я для себя это решаю: перестаю думать. Делаю первое, что в голову придёт.
Можно ли этому научиться? Можно. Можно ли этому научиться, просто послушав, что делать? Не найдетесь. Это нереально. Сложно даже перед самим собой научиться не стесняться выглядеть идиотом. Я уже не говорю на людях. Это непростая задача для родителя, но это работает с активными детьми.
Ещё активным детям хочется быть хорошими. Понравиться. Быть в центре внимания. Но если родители оставляют без внимания хорошие дела, а на плохие реагируют, у таких детей включается синдром Шапокляк: давайте будем в центре внимания с помощью плохих дел. И дальше закрепляется поведенческий стереотип.
Чтобы с ним справиться, нужно начать верить в собственного ребёнка. Способ, который я часто советую родителям, — «Чукча-писатель». В течение дня на листочек ставишь плюсы за хорошие действия ребёнка и минусы — за плохие. Без оценки, просто количественно.
Например, дочка подошла и спросила: «Можно яблоко?» Ты: «Здорово! Обалдеть. Я же хочу, чтобы она всегда себя так вела». Поставил плюсик. Позвал — малыш подошёл. Поставил плюсик. Позвал — не подошёл. Поставил минус.
В конце дня вы обалдеете — плюсов-то будет значительно больше, чем минусов. Это даёт возможность поощрять ребёнка и показывать ему, что от синдрома Шапокляк надо уходить: «Я вижу, что ты делаешь хорошо, для меня это ценно и важно».
Руководителям на бизнес-тренингах говорят: «С сотрудниками нужно разговаривать так: “Тут ты сделал классно. Здесь немного доработать и получится великолепно”». Почему с детьми так себя не ведут? Почему детей чаще учат, чем поддерживают их инициативу?
Нужно чаще хвалить детей, но хвалить честно. Притворяться не получится — они это считают и отреагируют на вранье. Для этого нужно стараться в каждой ситуации находить хорошее для себя.
Когда меня родители слушают, они говорят: «Невозможно любую ситуацию переворачивать в позитив». Возможно!
Какие занятия подходят гиперактивным детям?
К занятиям тоже надо подходит творчески. И опять же включать будет новизна. Есть ещё одна особенность всех современных детей — они решают задачи. Они ничего не будут делать просто так. Им нужен ответ на вопрос: «Зачем?».
Поэтому в первую очередь взрослым нужно разобраться, зачем то или иное занятие не с точки зрения родителя, а с точки зрения ребёнка. Что маленький человек получит не в перспективе, а здесь и сейчас. Ребёнок не будет работать на долгосрочную перспективу.
Если я понимаю, что в конечном счёте занятие будет полезно, это совсем не значит, что ребёнок понимает то же самое. И даже если понимает, для него это может быть неценно. Если мне кто-то скажет, что гадости есть нельзя, потому что мне в 70 лет будет плохо, я скажу: «Да, но так хочется. До 70 лет у меня ещё есть время».
Решая, что делать, надо в первую очередь понять, что же интересного и важного будет в этой деятельности именно для ребёнка.
Отдавать ли гиперактивного малыша в детский сад?
Здесь нет конкретного ответа. Если делить на полезно или не полезно отдавать гиперактивного ребёнка в сад, то ответ: полезно. Возможно это или невозможно? Я не могу ответить. Это каждый решит сам.
Я убеждён, что общение с другими детьми нужно гиперактивным детям. Они видят другой образ поведения. Но необходимо очень чётко выбирать: тянет ли детский сад, согласятся ли другие родители, чтобы их дети общались с таким ребёнком. Это честный вопрос, это не про полезно или неполезно.
Да, водить в детский сад полезно. Но не получится ли так, что малыш станет изгоем и на нём поставят клеймо?
Вы всегда с таким восхищением говорите и пишите о детях с гиперактивностью…
Умные же! Я не могу говорить об умных детях без восхищения. Такие приходят перцы, что думаешь: «Боже мой! Откуда столько умища в 4 года!»
У гиперактивных детей нет барьера придумывания. Они придумывают постоянно. И я правда ни разу не слышал про гиперактивных детей, что они неумные. Обычно это какой-то когнитивный диссонанс у педагогов: «Ну такой умный! Но как же с ним невозможно жить!»
Иногда ты понимаешь, что рядом с тобой вообще какой-то космический человек стоит! А через 15 секунд ты от этого космического человека огребаешь. Он творит такую вещь, которую ни один нормальный ребёнок сделать бы себе не позволил.
Совсем недавно одна мама рассказывала, как её замечательная пятилетняя дочь умотала от неё на самокате и доехала сама до бабушки. Бабушка рядом живёт, но по дороге к ней две проезжие части в центре Москвы. «Мама, я останавливалась и смотрела по сторонам, как ты меня учила». Что ответить маме на это? Волосы на затылке встают дыбом с одновременным восхищением.
Гиперактивные дети этим сшибают. И, конечно, я их люблю. Но я их люблю по одной простой причине: я их не боюсь. Вообще.
Они со мной общаются, потому что я всегда с ними честно себя веду. Если ты на меня накинулся, что ты ждёшь в обратку? Что я буду тебя обнимать? Или терпеть? Нет, не буду. Получишь ровно то же самое.
Когда родители видят, что ребёнку было неприятно, может, даже больно, а он через полсекунды лезет ко мне обниматься, чтобы я же его и пожалел, они в шоке: «Так не может быть! Вы же себя нехорошо повели, а ребёнок к вам идёт!» Может. Дети чувствуют отсутствие агрессии и любовь к ним и хорошо понимают, что со мной так нельзя.
Гиперактивному ребёнку, любому ребёнку, так понятно и легко. Это как забор, как рельсы: «Я понял, с тобой так нельзя. Договорились». Это история честного поведения и выставления коридоров возможного. Так дети понимают, что с тобой делать, ты становишься понятным для них.
Родителям гиперактивных детей
Родителям гиперактивных детей хочется сказать, что я всё больше и больше вижу специалистов, которые искренне хотят помочь. Нужно просто этих людей искать.
За последние 10 лет общество сильно изменилось. Если раньше семьи с такими детьми были изгоями, то сейчас это не так. Мне кажется, это должно окрылить родителей.
Ещё я верю, что СДВГ — это история, которая компенсируется, и можно научиться с этим жить. И даже выкачать дивиденды. Например, самый понятный дивиденд из разряда на будущее: гиперактивный ребёнок всё делает за очень короткий промежуток времени. Он выискивает самые эффективные способы решения. Если сюда прикладываются даже на уровне тренировки социализация и большой объём информации, то по факту это получается монстр в хорошем смысле слова. Человек эффективный.
Есть за что бороться. Реально есть, за что бороться, а не изолироваться. Поэтому не отчаивайтесь.
Родителям самых маленьких хочется сказать: обращайте внимание на маркеры, которые вас волнуют и кажутся вам не нормой. Понаблюдайте некоторое время за малышом, может, он перерастёт состояние не нормы. Но если видите, что поведение закрепляется, не бросайте ситуацию, ищите специалистов, которые помогут здесь и сейчас.
Родителям гиперактивных детей постарше скажу так: привлекайте людей, принимающих вашего ребёнка, пытайтесь увидеть в нём лучшее, а не худшее. И ребёнок ответит вам за это добром.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов