Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
«Самый лучший природный стол в мире»: как пробудить интерес ребёнка к природе
Моя дочь Юлия любит собирать природные сокровища, гуляя в лесу и парках. В её комнате есть небольшой шкаф, где хранятся перья, семена, раковины улиток и камни: там ими можно любоваться снова и снова. Эти сокровища для нас особенные, но самым ценным и красивым природным столом по-прежнему остаётся сама природа.
Мария Монтессори писала: «Когда ребёнок бывает на природе, перед ним предстаёт целый мир. Позволяя ему делать это чаще, мы показываем окружающее таким, какое оно есть. И это намного больше, чем постоянно знакомить ребёнка с новыми предметами, а после — собирать их обратно в шкаф».
Мы с детьми почти каждый день бываем на природе, хоть и живём в большом городе. Ходим на водопады, ездим в лес на окраине или прогуливаемся по парку неподалёку от дома. На днях Юлия, едва проснувшись, спросила меня, можем ли мы выйти на улицу и взглянуть на утреннюю росу. Было 7 утра, но нас это не остановило: мы с дочерью и маленьким сыном оделись и отправились втроём в парк.
Что мы там делали? Наблюдали за насекомыми и мелкими животными среди листьев и под камнями, прислушивались к крикам птиц, находили камни с необычными узорами и пролезали между толстыми корнями деревьев. Мы любим проводить время на свежем воздухе, и в каждый сезон стараемся прочувствовать, как меняется природа.
Нашли скорлупу от орехов и потом обсуждали, какое животное могло съесть эти орехи и как оно сумело их расколоть. Открывали для себя новые растения и внимательно рассматривали их листья, чтобы, когда вернёмся домой, найти их названия в книгах. Мы удивлялись, что некоторые цветы ещё цветут, хотя уже глубокая осень. А надкусывая спелые плоды шиповника, замечали, из каких частей этого растения они появлялись.
Мы также обнаружили сухие опавшие листья и представили, как бы выглядел парк, если не бактерии, которые разлагают их. А потом были благодарны за то, что эти крошечные живые существа есть.
Водили руками по покрытой росой траве, лазали по большим камням и смотрели, как поднимается солнце, озаряя всё вокруг золотым светом.
Приятно было всё это испытывать и помогать детям чувствовать то же, помогать им узнавать этот прекрасный сезон с новой стороны. Ведь как ещё можно пробудить в детях любовь к природе, если не через множество открытий и ощущений, связанных с ней?
Для меня лес — это место свободы, порядка, силы и гармонии. Раньше я много ходила в походы, интересовалась животными и растениями, но с детьми эти прогулки обрели совершенно иное значение. Я будто хочу заново открыть для себя окружающий мир и оценить его глазами своих детей. Так приятно видеть, с каким энтузиазмом они оба исследуют природу и как их любовь к ней растёт.
«С самого начала необходимо поддерживать связь между ребёнком и природой. Для этого мы, взрослые, должны осознать важность природы в собственной жизни. Только тогда мы сможем разделить этот мир, полный чудес, с детьми» (Мария Тереза Видалес, Монтессори-педагог AMI)
Текст и фото: Анна Йост, автор блога
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов