• Как обустроить игровую зону ребёнку от 1 до 3 лет

    Оставьте свою почту, и мы вышлем видео про то, как расположить игрушки, чтобы ребёнок сохранял к ним интерес

Главная Психология воспитания Влияние гаджетов на детей: что говорят учёные

Влияние гаджетов на детей: что говорят учёные

Все новые технологии, которые появляются вслед за интернетом, влияют на наше мышление. Наука всё ещё не имеет однозначного ответа на вопрос, как действует цифровой прогресс на способность наших детей думать и на развитие личности ребёнка в целом. Действительно ли гаджеты однозначно вредны? Как отучить ребёнка от телефона, компьютера или планшета? А нужно ли это делать? В конце вы найдёте список научных исследований о влиянии гаджетов на детей, а в статье мы делимся основными выводами.
Влияние гаджетов на детей: что говорят учёные


Дети и гаджеты: вред или польза

Детский ум находится в процессе развития и формирования. Если ребёнок много времени проводит с цифровыми гаджетами, нейронные связи будут отличаться от тех, что сформированы у детей предыдущих поколений, не имевших контакта с этими устройствами.

Мы точно знаем, что чтение стимулирует воображение и концентрацию внимания. Тогда как использование интернета усиливает наши способности сканировать информацию эффективно и быстро.

Когда мы задаёмся вопросом, несут ли гаджеты пользу или вред развитию ребёнка, мы говорим об их влиянии на развитие таких качеств, как устойчивое внимание, память, способность к обучению и умение принимать верные решения. И, конечно, о взаимодействии с информационной нагрузкой — умении выбирать из потока ценное и полезное.

Аргументы против гаджетов

Устойчивое внимание — это ключ ко всем аспектам процесса мышления. Без него будут в значительной степени урезаны восприятие, память, развитие речи, творчество, способность принимать решения и организовать свою учебную деятельность.

Окружающая среда определяет, какой тип внимания разовьётся у ребёнка. В прошлом, когда в учёбе уделялось много времени чтению книг, от детей требовались длительное удержание внимания, память и воображение. В тишине урока внешних отвлекающих факторов было немного.

Телевидение принесло внешние визуальные стимулы, фрагментарное внимание; уменьшилась потребность в воображении. С приходом интернета дети оказались в огромной цифровой среде. В ней стало нормой быстрое переключение, отвлечение на рекламу и другие раздражители. А длительное удержание внимания — почти невозможно, воображение — не нужно, а память оказалась встроенной в гаджеты. Цифровые технологии диктуют мозгу иначе перерабатывать информацию, чем при традиционном чтении.

Исследования показали, что дети быстрее читают, лучше понимают и запоминают прочитанное, если текст не прерывается гиперссылками, баннерами или объявлениями. Те учащиеся, которым было разрешено во время презентации учебного материала пользоваться интернетом, не могли вспомнить, о чём была презентация. Их результаты тестов по пройденному материалу также оказались ниже. Кроме того, традиционное чтение развивает словарный запас, рефлексию, критическое мышление, умение решать задачи лучше, чем визуальные средства.

Но данные выводы не значат, что влияние цифровых технологий на развитие детей является однозначно негативным.

Аргументы о пользе гаджетов

Исследования профессора Рочестерского университета Дафни Бавельер, показывают, что видеоигры развивают концентрацию внимания, пространственное воображение, быстроту реакции, способность быстро находить нужные предметы. Однако, в её исследованиях речь идёт о старшеклассниках.

Наверное, корректнее будет предположить, что гаджеты делают наших детей другими — происходит реконфигурация мозга. Например, бороздя по просторам интернета, дети хуже помнят прочитанное, но лучше ориентируются в том, где найти ту или иную информацию. Не имея нужды держать всю информацию в голове, возможно, мозг включается в мыслительные операции более высокого порядка. Такие, как созерцание, критическое мышление, решение проблем.

Несмотря на положительные аспекты, всё равно нужно контролировать время у экрана монитора. И обязательно добавить другие виды деятельности — чтение и свободную игру, требующих включения воображения. Иначе мозг детей ограничится в своих возможностях и будет не готов к новым вызовам в этом безумно быстром мире цифровых технологий.

Зависимость детей от гаджетов

Другая сторона проблемы детей и гаджетов — психологическая. Не выпуская из рук телефоны и планшеты, дети становятся одержимыми виртуальным миром, уходя от мира реального.

Дети постарше, у которых уже развилась зависимость от гаджетов, будут отрицать этот факт и доказывать, что компьютер или телефон учат их справляться с несколькими задачами одновременно. Однако, это иллюзия. Нейрофизиологи доказали, что мозг не может выполнять одновременно две задачи. Он выполняет их последовательно, быстро переключаясь с одной на другую. Цифровые устройства закрепляют хроническое частичное внимание ко всему происходящему.

Неспособность фокусироваться на длинном и детальном контенте приводит мозг в состояние постоянного кризиса, требуя новую информацию, которая даёт новую дозу допамина. Мы говорим о зависимости всегда, когда устройства начинают влиять на здоровую функциональность ребёнка в реальном мире: он не может придерживаться своего рабочего распорядка, хорошо учиться, выполнять обязанности по дому, иметь друзей и т. д.

Согласно данным Американской Психиатрической Ассоциации, когда у зависимых детей отнимали доступ к гаджетам, они теряли интерес ко всему, активно протестовали и впадали в депрессию

Среди части психологов существует противоположное мнение по поводу психологического влияния гаджетов на детей. Например, есть точка зрения, что социальные сети помогают подросткам не чувствовать себя одиноким, выразить себя так, как они не могут это сделать в реальном общении. Однако дети, которые проводят много времени, общаясь в соцсетях, на самом деле не развивают базовых умений и навыков общения.

Большинство психологов, психиатров, нейрофизиологов и врачей сходятся во мнении, что нелимитированный доступ к телефонам и компьютерам вредит детям. У них притупляется способность читать эмоции и чувства людей, что приводит к неумению строить отношения и к поведенческим проблемам.

Как отучить ребёнка от телефона

Американская Академия педиатров разработала возрастные ограничения по использованию гаджетов:
до 3 лет малыш не должен иметь никаких контактов с устройствами;
в возрасте с 3 до 5 лет — до 1 часа в день;
с 6 до 18 лет — до 2 часов в день.

Врачи настоятельно рекомендуют родителям детей до 3 лет не давать в руки никаких гаджетов: они приводят к развитию синдрома дефицита внимания. В мозгу малыша, смотрящего быстроменяющиеся визуальные картинки, развивается дефицит нейронных связей в лобных частях, отвечающих за регуляцию эмоций. В результате возникают сложности с эмоциональной саморегуляцией, чаще возникают вспышки гнева и неконтролируемого поведения.

Что можно делать

  1. Понимать, что до 3 лет формирующийся мозг абсолютно не нуждается в цифровых устройствах.
  2. С 3 лет строго ограничивать время использования, согласно рекомендациям нейрофизиологов и врачей.
  3. Чётко определить правила, когда использование гаджетов разрешено. Распорядок и правила, с которыми ребёнок хорошо знаком, способствуют предотвращению конфликтных ситуаций.
  4. Поощряйте деятельность в реальном мире: игры во дворе, игры с обычными игрушками, работа в саду с бабушкой, рыбалка с папой и дедушкой, приготовление пищи с мамой, спорт, рисование, музыка, театральная и сценическая деятельность.
  5. Побольше общайтесь: обсуждайте книги и то, что происходит в саду или школе, о чём ребёнок думает, о чём мечтает, о событиях в окружающем его мире.
  6. Придумывайте совместные проекты, где будут задействованы все пять чувств: зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, вкусовое. Это может быть изготовление кормушек для птиц, совместная выпечка пирожков, изготовление подарка и т. д.

Чего делать не следует

  1. Не чувствуйте себя виноватым, если вам пришлось отобрать у ребёнка гаджет.
  2. Не уступайте капризам, потому что дети нуждаются в мудром, любящем, но твёрдом авторитете взрослого.
  3. Не уступайте, если ребёнок жалуется на скуку. Всегда можно найти полезную игру или занятие.
  4. Не уступайте, даже если подросток пытается вас убедить отдать обратно его телефон, потому что у него «экстренная ситуация».
  5. Не опускайте руки, если у вас не получается справиться с зависимостью ребёнка от гаджетов сразу. Будьте последовательны и настойчивы, и у вас всё получится.

Исследования о влиянии технологий на детей

J. Taylor. How Technology is Changing the Way Children Think and Focus. Psychology Today, Dec. 4, 2012.
M.Ritchel. Growing Up Digital, Wired for Distraction. Technology, Nov. 21, 2010.
D.Bavelier. Video Games Boost Brain Power, Multitasking Skills. NPR, Listen to the Story, Dec. 7, 2010.
www.aap.org/en-us/about-the-aap/aap-press-room/Pages/American-Academy-of-Pediatrics-Announces-New-Recommendations-for-Childrens-Media-Use.aspx
https://blogs.bmj.com/bmj/2014/10/23/richard-graham-is-technology-changing-the-brain-how-to-interpret-and-advise-on-the-evidence/
Understanding the Distracted Brain. National Safety Council. January 17, 2019, p. 5
Davidow, Bill. Exploiting the Neuroscience of Internet Addiction. The Atlantic. 18 Jul. 2012.Web. 11 Nov. 2014.
Johnson, Chandra. “Face Time vs. Screen Time.” The Deseret News. 29 Aug. 2014.Web. 11Nov. 2014.

Автор — Ольга Селецкая
Фото с kickstarter.com, shutterstock.com

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Как привлечь ребёнка к разумному потреблению

Опыт родителей

Как научить ребёнка поддерживать порядок

Опыт родителей

От Монтессори-мамы до курсов для родителей

Опыт родителей

Как я обустроила дома Монтессори-среду

Опыт родителей

Как мотивировать ребёнка заниматься спортом

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей