• Обложка книги до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Комната для детей разного возраста

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • Как выглядит электронная книга

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Как отмечать детские праздники по Монтессори

Как отмечать детские праздники по Монтессори

Как дети до трёх лет воспринимают праздники

Дети до трёх лет не понимают сути праздника и иначе (событийно) воспринимают время. Для них праздник – это скопление людей, среди которых слишком много незнакомцев, а также нарушение обычного распорядка. И то, и другое не вызывает большой радости.

Любое явление, которое мы, взрослые, привыкли считать атрибутом праздника и потому воспринимаем добрым и радостным, на непредвзятый взгляд ребёнка может быть пугающим, а не веселящим: хлопушки, по сути, – взрыв и громкий звук; аниматор – очень странная, хотя и похожая на человека фигура; воздушные шарики – необычно себя ведут, пытаясь взлететь, мельтешат, лопаются. Необязательно, что ребёнок будет всё воспринимать именно с этой стороны, но шанс испугать его не одним, так другим – велик.

Так что развлечения такого плана нежелательны для малышей. Но те же опасения справедливы для всего нового, включая и еду. Мы не можем наверняка знать, как ребёнок отреагирует на новое, и сюрприз, который мы делаем ему, может оказаться хлопотным сюрпризом для нас. Лучше, если развлечения, которые вы сможете предложить младшим членам компании, будут для них не только не повседневны, но и знакомы.

Как лучше организовать детский праздник

Компания из детей от года до пяти неоднородна по интересам. Я бы предложила продумать какое-то художественное занятие, такое, чтобы дети могли бы более-менее самостоятельно повозиться с ним, давая взрослым попраздновать на свой лад, в совместном общении.

Такое занятие, которое малышам дало бы почву для сенсорного опыта, а старшим – пространство для художественного выражения. Необычные техники рисования, мыльные пузыри, любопытные физические эксперименты неагрессивного вида (вулкан может вызвать восторг у старших и испуг у младших, например). Если у вас есть возможность и желание выехать на природу, то насыщенная впечатлениями среда будет в вашем распоряжении, и к ней достаточно будет добавить пару совков, ковриков, мячей и верёвок или скакалок, чтобы дети нашли себе занятие. На природе можно строить шалаш, собирать дрова или природные материалы, летом – строить песочные замки и пруды, весной или осенью – пускать кораблики. Ваша задача будет сосредоточена на том, чтобы предусмотреть вопросы безопасности.

Кулинария – благодарная область для детского творчества, и можно предусмотреть, что какие-то блюда дети смогут сделать из заготовленных компонентов, помогут в сервировке стола и т. п.

Если необычные наряды других людей могут пугать детей, то вот самим поэкспериментировать с одеждой – увлекательный опыт. Дети постарше могут с интересом играть с куклами для кукольного театра, например, наручными или пальчиковыми.

Одни мои знакомые, когда собирались раскрашивать домик, построенный для своих детей во дворе, созвали друзей с детьми, обеспечили последних красками и кисточками и устроили взрослым праздник.

Мышление «по Монтессори» в организации детского праздника будет, во-первых, направлено в сторону того, как сделать его комфортным для всех участников – и взрослых, и детей. Какова вероятность испугать кого-либо из младших участников праздника? Будет ли где поспать детям? Будет ли у них удобный стол для самостоятельного пиршества? Как организовать возможность на какое-то время оставить детей в безопасной и интересной ситуации, в которой им потребуется минимальное внимание взрослых? Во-вторых, будет сосредоточено на продумывании интересных занятий для детей (и взрослых), а не способах взрослых развлекать детей.

Как празднуют дни рождения в саду Монтессори

В Монтессори-центре мы обычно не празднуем дни рождения до перехода в группу 3–6. В группе 1–3 никто из детей ещё не понимает, что происходит: просто интересный день. Мы надеемся, все дни в центре для них интересны.

В США сейчас популярна традиция: родители покупают торт, сажают 1–2 летнего ребёнка напротив него и позволяют разрушить этот торт. Ребёнок очень растерян: в обычной жизни родители не хотели бы, чтобы ребёнок вел себя таким образом, но в этой ситуации всё наоборот. Какой урок это даёт? Мы растрачиваем еду без причины? Это вредный для ребёнка опыт.

Мы, взрослые, знаем, что такое торт и что такое здоровое питание. Ребёнок в возрасте одного года не подозревает о сбалансированном питании, тогда зачем подвергать ребёнка опыту нездорового питания в таком возрасте? Почему бы не оформить к празднику красивую нарезку фруктов, полную ярких цветов: красный, оранжевый, зелёный. От возраста ребёнка зависит, что уже может есть: пюре из киви или что-то подобное, что-то особенное?

Я не против традиций, и Монтессори-образование обычно на стороне традиций. Мы стараемся соблюдать их, но лишь имеющие смысл. Мы любим дни рождения и любые ежегодные события и даты, но стремимся сделать традиции продуманными, чтобы они были особенным опытом для ребёнка и не принесли вреда. Поставить куда-нибудь свечку, задуть её, – здорово!

В группе 3–6 мы празднуем дни рождения так: именинник ходит с глобусом в руках вокруг зажжённой свечи, стоящей в центре комнаты. Мы позаимствовали идею у традиции с тортом, но свеча здесь иллюстрирует солнце. Ребёнок ходит вокруг «солнца», возможно, точное значение этого он поймёт позднее, но образ из раннего детства отпечатается в памяти.

Мы просим родителей заранее принести фотографии ребёнка в разном возрасте и записки с воспоминаниями и событиями из прошлых лет, и с каждым оборотом, который ребёнок проходит вокруг «солнца», мы обсуждаем, как каждый год жизни ребёнка проходило его развитие: «На этой фотографии ему ещё только год. Он ещё не умел говорить, удивительно, не правда ли?». Для ребёнка это все имеет очень большое значение и смысл, не меньшее, чем задуть свечи на торте. Поэтому не бойтесь создавать новые традиции.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *