• Обложка книги до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Комната для детей разного возраста

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • Как выглядит электронная книга

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Главная Монтессори дома Как отмечать детские праздники по Монтессори

Как отмечать детские праздники по Монтессори

Как отмечать детские праздники по Монтессори

Как дети до трёх лет воспринимают праздники

Дети до трёх лет не понимают сути праздника и иначе (событийно) воспринимают время. Для них праздник – это скопление людей, среди которых слишком много незнакомцев, а также нарушение обычного распорядка. И то, и другое не вызывает большой радости.

Любое явление, которое мы, взрослые, привыкли считать атрибутом праздника и потому воспринимаем добрым и радостным, на непредвзятый взгляд ребёнка может быть пугающим, а не веселящим: хлопушки, по сути, – взрыв и громкий звук; аниматор – очень странная, хотя и похожая на человека фигура; воздушные шарики – необычно себя ведут, пытаясь взлететь, мельтешат, лопаются. Необязательно, что ребёнок будет всё воспринимать именно с этой стороны, но шанс испугать его не одним, так другим – велик.

Так что развлечения такого плана нежелательны для малышей. Но те же опасения справедливы для всего нового, включая и еду. Мы не можем наверняка знать, как ребёнок отреагирует на новое, и сюрприз, который мы делаем ему, может оказаться хлопотным сюрпризом для нас. Лучше, если развлечения, которые вы сможете предложить младшим членам компании, будут для них не только не повседневны, но и знакомы.

Как лучше организовать детский праздник

Компания из детей от года до пяти неоднородна по интересам. Я бы предложила продумать какое-то художественное занятие, такое, чтобы дети могли бы более-менее самостоятельно повозиться с ним, давая взрослым попраздновать на свой лад, в совместном общении.

Такое занятие, которое малышам дало бы почву для сенсорного опыта, а старшим – пространство для художественного выражения. Необычные техники рисования, мыльные пузыри, любопытные физические эксперименты неагрессивного вида (вулкан может вызвать восторг у старших и испуг у младших, например). Если у вас есть возможность и желание выехать на природу, то насыщенная впечатлениями среда будет в вашем распоряжении, и к ней достаточно будет добавить пару совков, ковриков, мячей и верёвок или скакалок, чтобы дети нашли себе занятие. На природе можно строить шалаш, собирать дрова или природные материалы, летом – строить песочные замки и пруды, весной или осенью – пускать кораблики. Ваша задача будет сосредоточена на том, чтобы предусмотреть вопросы безопасности.

Кулинария – благодарная область для детского творчества, и можно предусмотреть, что какие-то блюда дети смогут сделать из заготовленных компонентов, помогут в сервировке стола и т. п.

Если необычные наряды других людей могут пугать детей, то вот самим поэкспериментировать с одеждой – увлекательный опыт. Дети постарше могут с интересом играть с куклами для кукольного театра, например, наручными или пальчиковыми.

Одни мои знакомые, когда собирались раскрашивать домик, построенный для своих детей во дворе, созвали друзей с детьми, обеспечили последних красками и кисточками и устроили взрослым праздник.

Мышление «по Монтессори» в организации детского праздника будет, во-первых, направлено в сторону того, как сделать его комфортным для всех участников – и взрослых, и детей. Какова вероятность испугать кого-либо из младших участников праздника? Будет ли где поспать детям? Будет ли у них удобный стол для самостоятельного пиршества? Как организовать возможность на какое-то время оставить детей в безопасной и интересной ситуации, в которой им потребуется минимальное внимание взрослых? Во-вторых, будет сосредоточено на продумывании интересных занятий для детей (и взрослых), а не способах взрослых развлекать детей.



Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки



Как празднуют дни рождения в саду Монтессори

В Монтессори-центре мы обычно не празднуем дни рождения до перехода в группу 3–6. В группе 1–3 никто из детей ещё не понимает, что происходит: просто интересный день. Мы надеемся, все дни в центре для них интересны.

В США сейчас популярна традиция: родители покупают торт, сажают 1–2 летнего ребёнка напротив него и позволяют разрушить этот торт. Ребёнок очень растерян: в обычной жизни родители не хотели бы, чтобы ребёнок вел себя таким образом, но в этой ситуации всё наоборот. Какой урок это даёт? Мы растрачиваем еду без причины? Это вредный для ребёнка опыт.

Мы, взрослые, знаем, что такое торт и что такое здоровое питание. Ребёнок в возрасте одного года не подозревает о сбалансированном питании, тогда зачем подвергать ребёнка опыту нездорового питания в таком возрасте? Почему бы не оформить к празднику красивую нарезку фруктов, полную ярких цветов: красный, оранжевый, зелёный. От возраста ребёнка зависит, что уже может есть: пюре из киви или что-то подобное, что-то особенное?

Я не против традиций, и Монтессори-образование обычно на стороне традиций. Мы стараемся соблюдать их, но лишь имеющие смысл. Мы любим дни рождения и любые ежегодные события и даты, но стремимся сделать традиции продуманными, чтобы они были особенным опытом для ребёнка и не принесли вреда. Поставить куда-нибудь свечку, задуть её, – здорово!

В группе 3–6 мы празднуем дни рождения так: именинник ходит с глобусом в руках вокруг зажжённой свечи, стоящей в центре комнаты. Мы позаимствовали идею у традиции с тортом, но свеча здесь иллюстрирует солнце. Ребёнок ходит вокруг «солнца», возможно, точное значение этого он поймёт позднее, но образ из раннего детства отпечатается в памяти.

Мы просим родителей заранее принести фотографии ребёнка в разном возрасте и записки с воспоминаниями и событиями из прошлых лет, и с каждым оборотом, который ребёнок проходит вокруг «солнца», мы обсуждаем, как каждый год жизни ребёнка проходило его развитие: «На этой фотографии ему ещё только год. Он ещё не умел говорить, удивительно, не правда ли?». Для ребёнка это все имеет очень большое значение и смысл, не меньшее, чем задуть свечи на торте. Поэтому не бойтесь создавать новые традиции.

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *