Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
«Наблюдения помогли мне понять поведение ребёнка»: история Анастасии и Арианы
Меня зовут Анастасия, мне 27 лет. У меня двое детей — дочка Ариана, ей 2 года 10 месяцев, и сын Даниил, ему 3 месяца. Мы живём в Малаге, в Испании. На курс я пришла, чтобы понять поведение старшего ребёнка и наладить взаимоотношения. Чувствовала, что за время карантина сильно её разбаловала — регулярно случались истерики, часто она не слушалась меня. Хотелось научиться так занимать малышку на протяжении всего дня, чтобы нам обеим не было скучно.
Вот ещё несколько целей, которые привели меня в онлайн-школу для родителей:
- помочь дочке стать более самостоятельной и обслуживать себя в некоторых сферах;
- научиться отличать истерики по прихоти от истерик по нужде;
- избавиться от ощущения, что действую не так, и стать более уверенной в себе;
- обрести терпение, научиться не срываться и не психовать;
- помочь мужу пересмотреть отношение к воспитанию детей и показать ему, каким оно может быть при продуманном подходе — ведь он принимает активное участие в воспитании дочки.
Сразу скажу, что большинство целей было достигнуто (чему я очень удивилась после окончания учёбы). Но сейчас хочу поделиться главным инструментом методики Монтессори — наблюдениями. Благодаря им я теперь знаю, что предложить дочери в каждый момент времени по её потребностям. И это напрямую влияет на её поведение: истерик становится меньше, а интереса и радости — заметно больше.
Понаблюдала за малышкой, проанализировала её и свои действия
Чтобы понять поведение ребёнка, полезно наблюдать за ним, когда занимается сам по себе — с этого начинается курс, с этого начала и я. Сначала для моей малышки было немного странно то, что мы с мужем молчим, а не реагируем в ответ на действие, как раньше. На обучении мы узнали, что отсутствие оценок и инструкций со стороны развивает у ребёнка умение быть независимым и выбирать самостоятельно.
Я осознала, что напрасно постоянно помогала и советовала дочке, как играть. Более того, за время наблюдения мне хотелось «встрять» много-много раз. Наверное, Ариана никогда не доигрывала до конца, потому что я часто вмешивалась и чрезмерно старалась опекать её.
Недавно малышка играла с песком на пляже сама, и так увлекательно было за этим просто наблюдать, не вмешиваясь. Благодаря практике наблюдений, я много чего узнала о своём ребёнке. Например, научилась лучше отличать потребности от капризов.
Вот примеры потребностей:
- Каждый раз, когда собираемся на прогулку, Ариана требует позволить ей одеваться самостоятельно, и у неё очень хорошо получается. Я думаю, так реализуется потребность в последовательном действии — малышка находится в сензитивном периоде порядка. Она также оттачивает свои движения и координацию во время того, как одевается, и это значит, что она в сензитивном периоде движения.
- Донести до стола свой стакан с соком: во время этого действия можно отработать координацию движений.
- Положить сахар папе в кофе — так реализуется интерес к физическим свойствам тел и жидкостей.
А вот прихоти:
- Дочка нередко рисует в моих записях, вместо того, чтобы делать это на своём чистом листочке. Забегает в кабинет, хватает первый попавшийся фломастер или карандаш и начинает чирикать на моих конспектах, записях, документах. Когда я подхожу, объясняю, что это мамино, и предлагаю чистый листочек (предлагала разные листочки — и такой же, как у меня, и поменьше, и побольше, и в клеточку, и в полосочку, и альбомный), отказывается и продолжает начатое.
- На прогулке вдоль моря соглашается использовать самокат, только когда есть горка — съезжает с неё, потом останавливается и просится на ручки. Папа тащит её и самокат ещё вдобавок, пока не дойдут до следующей горки, и всё повторяется.
Признаюсь, что мне не очень просто было научиться отделять потребности от прихотей и понимать поведение ребёнка правильно. Например, когда она раскидывает игрушки и не согласна их собирать, муж ругается, а я думаю, что мы сами виноваты, что не научили ребёнка этому: с какой стати она захочет убираться, если мы никогда её об этом не просили и реагировали спокойно, а тут внезапно начали возмущаться?
Когда не хочет ехать на самокате и просится к мужу на руки, думаю, вдруг ей кроссовки уже маловаты, и не удобно идти. Или вдруг она устала после садика, а мы тут ещё её на самокате заставляем ехать. Пока в такие моменты испытываю растерянность, но уверена, что это дело времени и опыта.
В остальном — наблюдения помогли мне узнать своего ребёнка, отсюда появилось много идей на тему того, как и чем можно заинтересовать дочку, и что нам для этого нужно.
Появился новый подход к игрушкам
Теперь я сначала наблюдаю за ребёнком, а потом предлагаю новые игрушки. На днях сделала очередную ротацию игрушек и книг и убралась в комнате. Моя девочка только вернулась из детского сада, переоделась в домашнюю одежду, помыла руки и увидела, что на полках её ждут новые игрушки. Она сразу пошла их с интересом изучать.
Из-за того, что игрушек немного, ребёнок сам убирает их на место. А я радуюсь, что у нас есть большие сдвиги и изменения в атмосфере дома.
Вот что ещё интересно Ариане с учётом сензитивных периодов, характерных для её возраста:
- забираться на лестницу и слезать с неё очень много раз;
- петь песенки, существующие и выдуманные, пропевать то, что просто хочет сказать;
- наблюдать за тем, как выпрыгивают и падают мячики;
- знакомиться с формами и текстурами;
- играть с мелкими предметами;
- переливать воду из бутылки в бутылку, играть с водой;
- раскладывать что-то по цветам;
- вытирать поверхность тряпкой.
И я стараюсь помогать ей реализовать все потребности развития: предлагаю те занятия, которые помогут все эти интересы удовлетворить.
Поначалу я волновалась, когда ожидания и реальность были далеки друг от друга. Например, не могла понять поведение ребёнка, когда презентовала творческий уголок, а дочка предпочла играть по-своему — нарезать бумагу в стакан с водой, которая была налита для рисования, а потом рисовать на листочках, взятых для нарезки и т. д. На курсе узнала, что это абсолютно нормально: нужно просто сделать шаг назад и наблюдать, а не мешать ребёнку создавать новые игры.
Дети часто выбирают собственный путь взаимодействия с материалами. В такие моменты важно ответить себе на несколько вопросов: «Это опасно?» и «Это противоречит устоям общества?» Если на оба вопроса ответ «нет», то и вмешиваться нет повода. Разве что понаблюдать и добавить материалы, которые помогут удовлетворить потребность в развитии.
Мой ребёнок обожает активные игры
Продолжила активно приобщать ребёнка к домашним делам
Ариана уже многое умеет, тянется к домашним делам — всё, что я делаю по дому, всегда делает вместе со мной, знает, что где лежит.
Моей девочке интересны практически все взрослые дела
Её посуда стоит в ящике вместе с нашей, она спокойно открывает дверцу и накрывает стол на всю семью. Убирает со стола грязную посуду разными способами:
- ставит рядом с раковиной;
- двигает ступеньку и ставит в раковину;
- если посудомойка пустая, ставит в неё посуду.
Затем берёт из раковины губку и бежит вытирать ею стол.
Мы давно уже готовим с дочкой вместе. Несколько дней назад делали шарлотку. Малышка очень старалась, была аккуратной, спокойной и послушной. Когда мы сели пить чай, я почувствовала, что что-то не так: оказывается, когда я отвернулась, чтобы миксером смешать тесто, Ариана от души поперчила яблоки, которые сложила в форму. Потом за столом посмотрела на наши реакции и с радостной улыбкой и гордостью сказала: «Это Ариана сама придумала, круто?» В общем, получилась у нас шарлотка с перчинкой.
А недавно она сама готовила себе перекус, тост с джемом и ореховой пастой.
Пересмотрела свои взгляды на общение с ребёнком
Раньше я разговаривала с Арианой не совсем правильно. Часто задавала ей вопросы из серии: «Ты что делаешь?», «А это ты зачем взяла?!» Видя, что упала, спрашивала: «Ты упала?» А ещё всегда переспрашивала, когда дочка что-то говорила, хотя было и так понятно. Часто называла её полным именем, когда говорила строго. Теперь слежу за своей речью.
Из курса я вынесла для себя много важного. Поняла свою ошибку: каждый раз после запрета ещё минут десять пыталась разъяснить ребёнку, почему я так сделала, и пыталась её успокоить, как бы оправдываясь. Она в это время была в истерике. Теперь понимаю, что «нельзя» — значит «нельзя», и чем дольше я сюсюкаюсь, тем больше подаю надежд на то, что со мной можно вести переговоры.
Но главное достижение — узнала, как понять поведение ребёнка. Кайфую от того, как у нас изменились взаимоотношения: она стала во мне уверена, и я это чувствую. Малышка тянется ко мне и знает, что я всегда рядом и мне можно доверять — это очень приятно.
Текст и фото: Анастасия Васильева, выпускница
Редактор: Камила Кленовиц
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов