• Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • С этой книгой вы всегда будете знать, чем занять ребёнка в каждый месяц его жизни.

    Подробнее

     

Главная Метод Монтессори Монтессори дома Как родители влияют на самостоятельность ребёнка

Как родители влияют на самостоятельность ребёнка

Говоря о детской самостоятельности, мы говорим о том, овладел ли ребёнок определёнными навыками, смотрим на его независимость от взрослого и желание действовать самому. Но иногда стоит задуматься о том, какой вклад мы, как взрослые, вносим в самостоятельность ребёнка. Почему в одной семье дети ждут во всём помощи от взрослых, не проявляют интерес к самостоятельным действиям, не верят в свои силы. А в другой — с большой радостью и воодушевлением берутся за всё сами. Одевание, приём пищи, туалет, уборка и уход за собой даются не всегда легко, но всегда с интересом и радостью. Чем отличается подход родителей самостоятельных детей?
Как родители влияют на самостоятельность ребёнка

Считают самостоятельность ребёнка ценностью

Большое значение имеет, считают ли взрослые самостоятельность ценностью и достижением. Я встречала семьи, в которых послушный и зависимый малыш был удобен родителям, поэтому они совершенно не боролись за его самостоятельность. Действительно, ребёнок, стремящийся к независимости, не всегда удобен, так как одевается не так качественно, как хотели бы взрослые, кушает не так чисто, пользуется теми вещами, которые мы ему давать не планировали.

Но в жизни таких семей всегда наступает момент, когда они начинают ожидать от ребёнка какой-никакой самостоятельности, и такая его зависимость от родительского участия становится в тягость. Например, мы ждём, что семилетка, поступив в школу, начнёт одеваться, делать уроки без напоминания, собирать рюкзак.

Или мы начинаем сравнивать наших детей с другими в детском саду и видим, что на их фоне наш отстаёт и внезапно начинаем требовать от него самостоятельности, чтобы было не стыдно перед другими. Но тогда бывает очень сложно изменить навыки и привычки ребёнка, вдохновить на независимость. Удобный момент уже упущен, теперь самостоятельность будет даваться нелегко.

Наблюдают за интересами ребёнка и изменяют среду

Если мы всё-таки считаем, что самостоятельность — важный аспект, то стоит задуматься и поискать информацию о том, как её развивать. Для этого полезно понаблюдать за ребёнком и посмотреть на «зону ближайшего развития» и интересы малыша. Если что-то, что вы делаете за него, можно хотя бы в какой-то степени передать в его руки, то, скорее всего, через какое-то время он будет пробовать сделать это сам. И тогда ему будет достаточно просто вашего участия или небольшой помощи.

Например, если ребёнок проявляет интерес к тому, чтобы есть самому, мы можем предложить ему удобную ложку и тарелку, варить кашу и суп погуще, подготовить ему удобный столик и стул для самостоятельной трапезы — в общем, создать условия для того, чтобы это было не только возможно, но и легко и приятно. Сначала мы сидим рядом и показываем малышу, как держать ложку и тарелку, как и чем можно вытереть рот и руки. Не всегда малыш съест сразу полную тарелку сам. Иногда это будут одна-две ложки, а потом мы докармливаем.

Потом мы можем потихоньку отстраняться и подходить, только если ребёнок нас зовёт, или мы видим, что он нуждается в нашей помощи. Позже наступает такой момент, когда он всё делает сам, и наша помощь ему не нужна. Это происходит далеко не сразу, но если мы проявляем терпение, то всё обязательно получится.

Важно наблюдать за ребёнком, чтобы понять, в каких ситуациях ему было бы интересно попробовать сделать что-то самому: если есть интерес, будут и силы, и внимательность, и желание учиться. Важно подумать и о том, как мы можем изменить пространство нашего дома, чтобы ему хотелось быть самостоятельным. Например, придумать, шкаф или комод, из которого ребёнок сможет доставать одежду и одеваться, купить удобную детскую одежду (без пуговиц, шнурков и завязок), создать уголок для самостоятельного одевания. Это не только способствует интересу ребёнка к самостоятельным действиям, но и даёт ему возможность действительно научиться многое делать самому.

Когда малыш пытается научиться есть сам, мы сначала показываем ему, как это делается и находимся рядом. Пройдёт немного времени и наша помощь ему не понадобится — он сможет есть самостоятельно

Не вмешиваются и не опускают руки

Если ребёнок пытается сделать что-то, даже если у него это не выходит или выходит не так хорошо, как нам или ему бы хотелось, важно остановиться и не вмешиваться, не оценивать и не критиковать его попытки. Наша критика и неудовлетворённость результатом, нежеланное вмешательство и оценки, могут отбить у малыша желание пробовать ещё и ещё, пока не получится.

Мы можем спросить: «Тебе помочь?» или предложить показать, как это делаем мы. Тогда у ребёнка будет возможность не только почувствовать, что его усилия не пропали даром и заметны взрослому, но и понять, что, если что-то не получается с первого раза, это нормально, и не стоит опускать руки. Важно понимать, что самостоятельность — это не только результат, но и процесс. И вмешиваться в него стоит осторожно и с уважением к усилиям малыша. Очень частая ошибка родителей — опускать руки, если у ребёнка что-то не выходит с первого раза. «Не готов», «слишком маленький» — говорят они, отбирая шанс научиться.

Тут мы можем вернуться на шаг назад и сделать это действие вместе, показать ещё раз, возможно, объяснить по-другому, чтобы ребёнок лучше понял и увидел. Тогда, скорее всего, у него всё получится.

Иногда подметание пола выглядит так. Можно сказать: «Хочешь, я покажу тебе, как я подметаю пол?»

Не ругают за промахи

Ещё одна частая ошибка родителей — ругать за грязь, разлитую воду, разбросанную одежду и разбитую посуду. Я могу понять родителей, которых эти неудобства могут раздражать и расстраивать, но без этих маленьких неудач, к сожалению, невозможен путь вперёд. Поэтому стоит относиться к ним философски и проявлять терпение. Пройдёт время, и малыш всему научится, а вы будете вспоминать все разлитые лужи с улыбкой.

В мусорном ведре могут оказаться нужные вещи. Чтобы этого не произошло, показывайте малышу, что мы выкидываем, а что ставим в раковину или на полку

Вовлекают в быт семьи

Важно с самого раннего возраста вовлекать ребёнка в повседневную жизнь семьи, в бытовые обязанности, даже если пока он не научился помогать вам так, как вы бы того хотели. Простое наблюдение, подражание взрослому даёт ребёнку возможность в будущем научиться делать всё так же хорошо как и мы, взрослые. А главное — проявлять интерес, вовлекаться и чувствовать доброжелательность по отношению к его маленьким попытками делать «как мама» и «как папа».

Со временем у него всё получится. Вместе готовить, пылесосить, подметать, мыть полы и посуду, поливать комнатные растения, выбрасывать мусор, класть и доставать стирку, вешать бельё и раскладывать его по полочкам — всё это может быть для ребёнка не только удовольствием, но и возможностью тренироваться в овладении бытовыми навыками. Кроме того, помощь маме и участие в общих делах даёт огромное чувство важности и значимости, которое потом трансформируется в уверенность в себе и веру в свои силы.

Самостоятельность ребёнка начинается с очень маленьких шагов, которые мы, взрослые, часто не замечаем. Наблюдайте своих детей, будьте для них примером для подражания, доверяйте их природному желанию учиться, и тогда впитывающий разум сделает своё дело.

Автор — Ольга Лопатина

Фото предоставлено ММЦ «Отрада»

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *