• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Как сделать дома сенсорные Монтессори-материалы

Как сделать дома сенсорные Монтессори-материалы
Рассмотрим сенсорные материалы, которые родители чаще всего делают дома, и расскажем, как избежать типичных ошибок при замене классических сенсорных материалов.

Сенсорные коробочки

Родители часто делают сенсорные коробочки для детей дома, наполняя их различными крупами. Считается, что такая игра полезна для сенсорного развития и что это Монтессори-материал. Однако в классической Монтессори-группе подобных коробочек нет.

Как сделать идеально. Сама Мария Монтессори говорила о пользе игр в песочнице, обычно этого вполне достаточно. Если вы можете дать ребёнку возможность достаточно часто играть в песочнице, например, на детской площадке, можно вовсе обойтись без сенсорных коробок.сенсорный материал коробочки

Чем заменить. Если погодные условия не позволяют играть в песочнице круглый год, сделайте песочницу дома. Крупа, которой обычно наполняют коробочку, может послужить заменой песку. Но только потому, что её проще собрать, а не потому, что песок чем-то уступает крупе в своих качествах. Играть в коробке с крупой стоит точно так же, как дети играют в песочнице: можно использовать лопатки и сосуды для пересыпаний, полезно дополнять коробочку природными материалами.

Чем заменять не стоит. Не следует использовать пластик и прочие ненатуральные материалы как наполнители. Отдайте предпочтение песку или приятным на ощупь сырым крупам – пшену, чечевице. Если вы всё же решили использовать игрушки, это должны быть реалистичные копии животных или людей. Не следует окрашивать песок или крупу в яркие неестественные для данных материалов цвета.

Не используйте заведомо непригодные наполнители, особенно еду. Варёные макароны или желе едят, а не используют для игры, а пеной для бритья бреются. Коробочки с подобными наполнителями не принесут никакой дополнительной пользы для развития ребёнка, только запутают его.

Сенсорные дорожки, коврики и книжки

Как сделать идеально. Сенсорных дорожек или ковриков в Монтессори-группах также нет. Считается, что ребёнок получает достаточно сенсорных впечатлений, просто взаимодействуя с окружающими предметами, особенно во время прогулок. В том числе поэтому в Монтессори-группах дети обязательно гуляют в любую погоду.

Когда в магазинах появились сенсорные книги, их иногда стали использовать в тоддлер-группах наравне с обычными книгами. Вы можете приобрести 2–3 подобные книги и рассматривать их с ребёнком так же, как и бумажные книги.

материал сенсорные дорожкиЧем заменить. Смело покупайте сенсорные книги с простыми реалистичными изображениями и спокойными гармоничными цветами. Летом как можно чаще позволяйте ребёнку ходить босиком или ползать по траве, песку и другим безопасным поверхностям. Для сенсорных ковриков или дорожек выбирайте приятные на ощупь натуральные материалы. Используйте спокойные гармоничные цвета.

Чем заменять не стоит. Не используйте яркие цвета, тем более не предлагайте детям пёстрые книги или коврики.

Если вы не уверены на сто процентов в своих способностях к кройке и шитью, не шейте сенсорные книги или коврики! Криво сшитый коврик или книга нарушит гармонию Монтессори-среды, так что проще этот материал заменить или вовсе отказаться от него.

Сортировки

Ещё один материал, который достаточно просто сделать. Он надолго увлекает детей и действительно очень полезен.

Как сделать идеально. Сортировки используются в Монтессори-группах. Можно предлагать сортировки по разным качествам: цветам, форме, размеру. Дети с 1,5 до 4 лет любят сортировать предметы. Дети около 4 лет могут работать со многими сортировками с закрытыми глазами.

Сортировки должны быть простыми и чёткими, выделяющими один признак.

Идеальными сортировками могут быть:

  • сортировка одинаковых предметов на 3 основных цвета;
  • сортировка предметов одинакового цвета по различным формам;
  • сортировка мелких предметов на несколько цветов;
  • сортировка природных материалов, например, камней и ракушек, в том числе с закрытыми глазами.

сенсорный материал сортировки

Чем заменить. Дома вы можете делать совершенно любые сортировки, однако помните, что начинать нужно с самого простого, постепенно усложняя. Например:

  • сортировка на 3 основных цвета;
  • сортировка шариков на 3 цвета при помощи пинцета;
  • сортировка шариков на несколько цветов;
  • сортировка разных предметов по цветам.

Чем заменять не стоит. Не используйте сортировки бесконечно. Помните, ребёнок обязательно должен заканчивать работу, поэтому предметов для сортировки должно быть ограниченное количество. Если работа понравится ребёнку, он проделает её ещё несколько раз.

Не давайте ребёнку сортировки, в которых необходимо разделять предметы по нескольким признакам, например, и по форме, и по цвету одновременно.

Не давайте ребёнку для сортировки предметы из негармоничных материалов. Даже такой простой материал, как сортировка, должен быть хорошо оформлен. Предметы для сортирования положите в общую коробку, чтобы ребёнок раскладывал их по нескольким коробочкам или отделениям. Выбирайте коробочки или корзиночки для сортировки нейтрального цвета – они не должны отвлекать ребёнка непосредственно от предметов.

Не делайте из коробочек для сортировок смешных животных. Ребёнка 1,5–4 лет сортировка увлекает без дополнительных стимулов. Различные уловки только отвлекают детей.

Мешочки с крупами и ткани

Для развития тактильных ощущений родители используют кусочки различной ткани или шьют мешочки, наполненные крупой.

Как сделать идеально. Первый материал, который используют в группах для развития тактильного чувства – деревянные доски для ощупывания с чередующимися полосами гладкой и шероховатой поверхности. Ребёнок поочерёдно проводит рукой по гладкой и шершавой поверхностям, а взрослый вводит понятия «гладкий-шершавый». Дома вы можете сделать такие доски, если уверены, что они получатся эстетически привлекательными, и готовы потратить на их создание некоторое количество времени. Предупреждаем, заниматься с ними ребёнок будет всего 1–2 раза.

В Монтессори-группах также используют материал ткани. Этот материал просто сделать дома. Возьмите любые кусочки ткани. Вам потребуется 5–6 пар лоскутков примерно 10 на 10 см, отличающихся на ощупь. Лоскутки из разного материала отличаются по цвету, лоскутки из одного материала – одинакового цвета. Ребёнок подбирает пару каждому материалу, дальнейшая работа идёт с завязанными глазами.сенсорынй материал мешочки с крупамиЧем заменить. Ввести понятия «шероховатый-гладкий» можно, положив на гладкий стол лист цветной бархатной бумаги. Предложите ребёнку поочерёдно проводить рукой по гладкой и шероховатой поверхностям, вводя понятия.

Вы можете сшить небольшие мешочки, наполнив их разными крупами по парам. Ребёнок подбирает пару к каждому мешочку.

Чем заменять не стоит. Если вы не уверены в своих способностях к кройке и шитью, не следует шить парные мешочки. Лучше используйте ткани. Не используйте лоскутки разных размеров или ярких и пёстрых цветов.

Розовая башня и другие материалы для различения размеров

Когда родители начинают изучать данные материалы, они обычно приходят в замешательство. Действительно, непросто заменить или сделать дома розовую башню или красные штанги. К сожалению, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачно.

Как сделать идеально. Розовая башня – это материал из 10 кубов розового цвета, сторона самого большого куба – 10 см, а самого маленького – 1 см. Кубики башни выкладывают на коврике в беспорядке. Ребёнку предлагают выстроить башню, начиная с самого большого куба и сравнивая кубы между собой.

Мы не рекомендуем использовать розовую башню дома – она не работает отдельно от других материалов. Но если вы всё же решили её сделать, то самый лучший вариант – покупка готового материала. Делайте материал из дерева, только если вы абсолютно уверены, что конечный результат будет гармоничным, экологичным, безопасным для ребёнка (гладким) и соответствующим заданным размерам.

сенсорный материал розовая башня

Чем заменить. Вы можете сделать башню из бумаги, только если вы абсолютно уверены, что сможете сделать материал эстетически привлекательным. Вы можете купить башню в магазине, хотя, скорее всего, цвет, материал и размеры будут другие. Заменить красные штанги можно 10 полосками из картона, самая короткая из которых 10 см, а самая длинная – 1 метр. Работа может проходить как с красными штангами: штанги лежат в беспорядке на ковре, ребёнку предлагают выстроить штанги одну под другой, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.

Чем заменять не стоит. Не делайте материалы ни из дерева, ни из бумаги, если не уверены, что сможете сохранить правильные размеры и эстетическую привлекательность. На материалах не должно быть видно клея, изоленты. Не допускаются кривые края, размеры самоделок должны совпадать с оригиналами. Если уверенности нет – купите схожие материалы в магазинах.

Матрёшки и пазлы «от большого к маленькому»

Как сделать идеально. Данные или любые другие материалы для различия размера могут использоваться в Монтессори-группах как дополнительные.

сенсорный материал матрёшкиЧем заменить. Если у вас нет основных Монтессори-материалов дома, можно использовать матрёшки, пазлы, вкладывающиеся стаканчики, пирамидки как замену (к сожалению, неполноценную!) материалам для различия размера.

Чем заменять не стоит. Не покупайте пёстрые игрушки, в идеале материал должен быть однотонным, но если это невозможно, выбирайте наиболее гармоничную расцветку. Избегайте пластика, отдавая предпочтение дереву. Не покупайте игрушку, если одновременно в ней необходимо выделять несколько признаков: например, башни с буквами или цифрами.

Цветные таблички и игры на различение цветов

Как сделать идеально. Парные цветные таблички просто сделать из картона, приклеив на него квадратик цветной бумаги так, чтобы остался ободок без цвета, за который сможет держаться ребёнок. Ребёнок подбирает пары одинаковых цветов, а названия вводятся трёхступенчатым уроком.

Чем заменить. Ещё до цветных табличек Мария Монтессори использовала катушки цветных ниток. Возьмите катушки ниток по паре каждого цвета и работайте так же, как с табличками. Можно использовать и просто парные квадратики цветного картона, обязательно одинакового размера.

Чем заменять не стоит. Не пытайтесь обучить ребёнка цветам на разных предметах. Предметы обязательно должны быть одинаковые и по возможности парными. Вводите названия 2–3 цветов одновременно. Такие занятия гораздо проще для ребёнка, чем изучение цветов по одному.

Волшебный мешочек

Это прекрасный материал для развития стереогностического чувства.

Как сделать идеально. В Монтессори-группах в этом материале используют работу с геометрическими телами. Их складывают в небольшой мешочек или закрывают платком и предлагают ребёнку на ощупь определить геометрическое тело.

сенсорные материалы волшебный мешочекЧем заменить. Дома используйте как геометрические тела, так и просто окружающие ребёнка предметы. Рассмотрите с ребёнком предметы и сложите в мешочек. Ребёнок должен на ощупь определить предмет и назвать его, а потом вытащить и проверить правильность своей догадки.

Чем заменять не стоит. Не используйте незнакомые или неприятные на ощупь предметы. Не используйте предметы, сходные на ощупь, старайтесь разнообразить размер и материал.

Пазлы с геометрическими фигурами

Как сделать идеально. В Монтессори-группах дети изучают фигуры на материале геометрический комод. Названия фигур вводятся трёхступенчатым уроком.сенсорные материалы геометрические фигурыЧем заменить. Геометрический комод – достаточно большой материал, создать который в домашних условиях невозможно. Однако вы можете предложить ребёнку пазлы с геометрическими фигурами, которые несложно найти в некоторых магазинах. Работа ведётся так же, как с классическим материалом: ребёнок обводит фигуру двумя пальцами правой руки, после – обводит рамку фигуры. Названия вводятся трёхступенчатым уроком.

Вы можете познакомить ребёнка с различными фигурами, просто вырезав их из картона и вводя названия трёхступенчатым уроком.

Чем заменять не стоит. Не заменяйте геометрический комод самодельным материалом, сделанным небрежно.

Не перепутайте объёмные геометрические тела и фигуры. Шар, куб – это объёмные формы, на них ни в коем случае нельзя вводить понятия «круг» и «квадрат».

Шумовые цилиндры

Как сделать идеально. В Монтессори-педагогике для развития слуха используется материал шумовые цилиндры. Это 4 пары цилиндров, звучащих по-разному. Задача ребёнка – подобрать каждому цилиндру пару.

сенсорный материал шумовые таблички

Чем заменить.Подобный шумовым цилиндрам материал можно сделать и дома – это парные погремушки. Вам понадобится 6–8 одинаковых контейнеров. Контейнеры попарно наполняются разной крупой.

Ребёнок трясёт контейнер и слушает звук. Ставит контейнер перед собой. Потом трясёт другие контейнеры и подбирает пару с одинаковым звучанием. На каждую пару контейнеров внизу приклеиваются метки для проверки работы. Если крышка легко откручивается, метки можно не клеить, ребёнок сможет проверять себя, открывая крышки в конце работы.

Чем заменять не стоит. Не заменяйте эстетически непривлекательным материалом. Не заменяйте материалом, в котором у ребёнка нет возможности проверить себя самостоятельно.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться