• Как обустроить игровую зону ребёнку от 1 до 3 лет

    Оставьте свою почту, и мы вышлем видео про то, как расположить игрушки, чтобы ребёнок сохранял к ним интерес

Главная Опыт родителей От Монтессори-мамы до курсов для родителей

От Монтессори-мамы до курсов для родителей

Знакомство с методом Монтессори иногда может привести к неожиданным последствиям для профессионального развития мамы. Об этом наша Монтессори-история.
От Монтессори-мамы до курсов для родителей


Знакомство с методом Монтессори

После переезда в Москву в 2016 году я посещала много тренингов по саморазвитию. Одним из них был «Пространство для развития». Выполняя задание, я поднялась на сцену и рассказала о своём опыте и жизненных взглядах.

После этой речи ко мне стали подходить люди и предлагать участвовать в их проектах. Больше всего меня заинтересовало предложение Михаила, владельца Международного Монтессори-центра «Отрада». Он пригласил поучаствовать в поиске ответа на вопрос как раскрывать творческий потенциал ребёнка.

Чтобы понять, как устроена работа центра и разобраться в методе, я начала работать помощником директора и сооснователя Эдварда Креймера. Переводила с английского встречи Эдварда с родителями, рассказывала им о методе и параллельно сама в нём разбиралась.

Мы с Эдвардом много разговаривали. Я задавала миллион вопросов: как общаться с ребёнком, что делать, когда ребёнок сопротивляется и не слушает, почему в Монтессори-методе нет оценок и многое другое. Меня поражало, как понятно и чётко он отвечал. И как логичны были выводы о том, что ключ к формированию полноценной и счастливой личности — это ранняя самостоятельность, свобода выбора и правильно расставленные границы.

На прогулке с Монтессори-педагогами Эдвардом Креймером и Арлетт Воллрат

Помогая в классе, я видела детей от 3 до 6 лет, которые могли заниматься с Монтессори-материалами часами. Они убирали за собой, готовили еду, самостоятельно одевались. Дети сами выбирали, чем им заняться и никто не требовал внимания. Они спокойно следовали правилам, которые для всех были удобны. Не было агрессии, старшие охотно помогали и объясняли младшим. А общение со взрослыми протекало в очень уважительной форме. Никто не ругался, не требовал и не запугивал детей, чем бы то ни было, дядей или Бабой-ягой.

Такая реальность поначалу не укладывалась в голове, так как в моём детстве наказание было обыденной вещью. Отец очень строгий человек и за любую провинность попадало всем троим — мне и старшим братьям. Я искренне не разделяла его способ воспитания и увидев, что бывает по-другому ещё больше заинтересовалось методом.

Педагоги знали, как переключить внимание детей при плаче, как поддерживать малышей в самостоятельных действиях и выборе. Общаясь с ними и видя их работу, я поняла, что же на самом деле является истинным уважением личности ребёнка. И какие удивительные результаты могут быть, если следовать за его потребностями, а не навязывать свою волю, показывая какие мы взрослые сильные.

Монтессори-дети выглядели иначе, чем дети из моего окружения. Здесь царило спокойствие и созидание. Подкупали счастье на лицах детей от ежедневных открытий, их миролюбивое поведение, отсутствие агрессии. Я была под впечатлением, насколько эти знания универсальны и не противоречат ни культурным, ни социальным нормам. Читая книги, я всё больше убеждалась в логичности метода и хотела такого же для своего будущего малыша.

Рождение сына

Вскоре я забеременела. Продолжала работать в центре, но уже организовывала творческие мероприятия для детей, искала педагогов по музыке, танцам, изобразительному искусству. Последним проектом стал Новый год в стиле современного искусства.

Несмотря на активную жизнь и разнообразный опыт, после рождения сына у меня произошло некое обнуление. Меня атаковало много страхов и сомнений: «А справлюсь ли я?», «Всё ли делаю правильно?», «Не наврежу ли ребёнку?», «Как не потерять себя?».

Когда сыну исполнилось 4 месяца, я вернулась в Отраду, в класс мамы с малышом. Там я познакомилась с новым педагогом Татьяной Третьяковой, с которой мы очень подружились. Она делилась со мной и другими мамами сокровенными знаниями. После общения с ней мы наблюдали положительные изменения в своих жизнях с грудничками. Мы буквально преображались — становились спокойнее, увереннее общались со своими малышами, избавлялись от страхов и сомнений.

Хотелось передавать это другим мамам — то, как Татьяна общалась с детьми, её знания и заботу. Так родилась идея снять фильм о методе Монтессори.

Создание фильма о методе Монтессори

Я очень люблю качественные фильмы и знаю, что это лучший вариант рассказать о чём-то, раскрыть суть на примерах. Поэтому предложила стать его продюсером. К удивлению, меня поддержали, несмотря на то, что это был мой первый опыт экранизации.

Мы начали со сценария. Я консультировалась с Эдвардом и другими педагогами о самом важном; старалась учесть взгляд тех родителей, кто впервые слышит о методе. Татьяна Третьякова согласилась быть в главной роли, и мы приступили к съёмкам.

Снимали частями, каждую свободную минуту. Татьяна работала полный день в классе и свободны были только вечера. Кроме того, у нас были дети до года, которым также нужно было внимание.

Малыши были с нами на всех съёмках, увлечённо наблюдая за работой мам и ярким светом прожекторов

Наш оператор, молодой парень, впервые узнал о методе Монтессори. Мы не раз сталкивались с его странными образами. Например, поставить первым кадром сцены из Ералаша, где наказывают ребёнка ремнём. Но это помогало нам ещё глубже прочувствовать главный посыл фильма — гуманистическое отношение к детям.

Производство и монтаж заняли почти полгода. В итоге фильм вышел, пусть и немного кустарный. Надеюсь, нам удалось раскрыть в нём суть развития ребёнка и простоту подхода Марии Монтессори.

Онлайн-школа для родителей

После выхода фильма Михаил, основатель ММЦ, предложил создать онлайн-школу для родителей. Онлайн-курс показался мне идеальным способом донести полезную информацию до родителей.

Его создание было непростым, так как приходилось выхватывать каждый свободный час, а то и минуты, чтобы доснять, доработать. Но в итоге мы справились и запустили первый поток курса «Создание развивающей среды для ребёнка до года» в июле 2018 года.

Его прошли все мои друзья и родственники с маленькими детьми. Я сильно переживала, просила их быть максимально честными в обратной связи. Участники курса рассказывали, что начали менять отношение к своим детям, стали больше уважать их потребности, работать над собой и, конечно, создавать условия у себя дома. Их малыши активно развивались — начинали самостоятельно есть, убирать игрушки, одеваться и при этом не теряли интерес к познанию окружающего мира.

Восторженные отклики и благодарность стали главной наградой и мотивацией двигаться дальше. На днях мы запустили уже девятый поток курса.

Родители, которые прошли курс просили продолжения. Ведь дети так быстро растут. Поэтому мы начали работу над курсом «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет». В нём уже другие эксперты, другая подача материала и содержание. Но он всё про то же — как родителям понять своих детей и помочь им стать самостоятельными.

Что дальше

Мой сын за это время подрос и уже стал настоящим Монтессори-ребёнком. Он пошёл в 10 месяцев, а ещё через месяц стал есть самостоятельно, со столовыми приборами. В полтора года активно заговорил и начал выстраивать полноценные фразы. Я каждый день поражаюсь его достижениям и проявлениям личности.

Всё, что я включала в курс, было прожито мной и испробовано на практике. Я не считаю себя прирождённым педагогом, а даже наоборот — абсолютно не знала, как взаимодействовать с детьми, чтобы они слышали и понимали. И факт того, что у меня получается поддерживать своего сына в развитии и строить с ним понимающие отношения, даёт мне уверенность, что каждая мама это сможет.

На фото сыну 1 год 1 месяц. Он уже умеет пользоваться приборами, но иногда предпочитает есть руками

Данный подход стал частью моей жизни — не только в общении с сыном, но и с миром в целом. Очень здорово, что идеи Марии Монтессори приобретают всё большую популярность в России и я уверенна, что мир станет намного лучше, если в нём будет больше Монтессори-детей.

Текст, фото и видео — Ольга Горевая, создатель курсов для родителей онлайн-школы «Монтессори.Дети».

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Как привлечь ребёнка к разумному потреблению

Опыт родителей

Как научить ребёнка поддерживать порядок

Опыт родителей

От Монтессори-мамы до курсов для родителей

Опыт родителей

Как я обустроила дома Монтессори-среду

Опыт родителей

Как мотивировать ребёнка заниматься спортом

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей