• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Какие зоны выделяют в Монтессори-классе 6–12 по стандарту АМИ

Какие зоны выделяют в Монтессори-классе 6–12 по стандарту АМИ

Ключевая характеристика метода Монтессори — средовой подход. Обучение в Монтессори-школе осуществляет не педагог. Дети учатся сами, работая с Монтессори-материалами, которые специально разрабатывались так, чтобы наилучшим образом донести до ребёнка определённые принципы, правила и алгоритмы. Как говорят все тренеры Международной Ассоциации Монтессори (АМИ), материал — в сто раз лучший учитель, чем любой педагог.

Зоны начальной школы Монтессори

В начальной Монтессори-школе учеников по возможности делят на два класса: от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Несмотря на различия в возрасте детей, материалы в таких классах одинаковые. Это даёт школьникам возможность во все годы обучения снова и снова возвращаться к презентациям, которые осваивались в самом начале.

Монтессори-класс 6–12 по стандарту АМИ делится на восемь предметных зон:

  • география и естествознание («естествознание» добавили мы: в Монтессори содержание географии трактуется шире, чем привыкли в России);
  • биология;
  • история;
  • геометрия;
  • языкознание;
  • музыка;
  • искусство;
  • математика.

Как и следовало ожидать, среда школы значительно богаче, чем среда в детском Монтессори-саду. При этом презентации размещаются на стеллажах не в столь жёстком порядке, как в классе 3–6: педагог и дети могут использовать предметы, находящиеся в разных местах. Кроме того, одни и те же материалы применяются в разных презентациях в разные годы обучения.

Монтессори-школа 6–12

География

Первая зона класса, в которой оказывается ученик начальной Монтессори-школы, — география. В Монтессори обучение географии основывается на эмоциональном восприятии нашей планеты как космического дома человечества.

Поэтому здесь изучаются:

  • место Земли среди планет Солнечной системы;
  • движения, в которых участвует наша планета;
  • теории возникновения Земли;
  • структура её оболочек;
  • тектонические процессы;
  • горообразование;
  • геологические процессы;
  • климат;
  • локальные погодные явления;
  • особенности жизни людей в разных природных зонах.

Взгляд на нашу планету — чрезвычайно широкий, и, естественно, материалов для изучения всего этого в характерном для Монтессори-метода ключе придумать невозможно. Поэтому главную роль здесь играют чарты — плакаты формата А2, выполненные на пластиковой основе и иллюстрирующие важные аспекты того, о чём рассказывает гид.

Обучение географии (как и биологии, истории, математике) начинается с Большой истории. А вот традиционного запоминания фактов и данных о разных странах эта методика не предусматривает.

Здесь находятся глобусы, настольная лампа без абажура, многочисленные карточки и номенклатуры, карты, атласы, а также предметы, подобранные учителем, например, коллекции минералов, кристаллов, фотографий разных географических объектов.

Монтессори-школа 6–12

Биология

Биология изучается в эволюционном ключе, как последовательность этапов развития живого мира, приведших к возникновению человека. Важный момент в обучении — чувство восхищения и благоговения перед природой.

Из стандартных материалов этой зоны, помимо плакатов (чартов), следует упомянуть контрольную и рабочую Ленты жизни с накладными подписями и изображениями животных. Работа с ними начинается со знакомства с контрольной лентой, на которую нанесены надписи и изображения. После этого дети сами накладывают в нужных местах надписи и иллюстрации на рабочую ленту.

Помимо чартов и лент, в зоне биологии много материалов, которые приходится собственноручно изготавливать педагогу:

  • классификационные карточки с растениями и животными;
  • номенклатуры;
  • макеты семян и плодов, скелета человека;
  • поперечный спил ствола дерева;
  • гербарии.

Монтессори-школа 6–12

История

Изучение истории можно охарактеризовать так:

1) история глазами простого человека;

2) история как развитие способов удовлетворения человеческих потребностей (в продуктах, жилище, одежде).

В Монтессори ученик должен ощутить себя свидетелем или даже участником исторического процесса, который состоит из массы будничных событий.

Ещё один принцип изучения истории — постоянное использование лент времени, которые позволяют сделать наглядной смену явлений, событий, лиц, увидеть в них причинно-следственные связи.

Для зоны истории педагог своими руками делает Чёрную ленту (чтобы создать у школьников общее впечатление о том, как долго существовала наша планета до возникновения человека) и Ленту руки (чтобы показать, каким длинным был доисторический период по сравнению с историческим начиная с бронзового века).

Монтессори-школа 6–12

Языкознание

В системе Монтессори ребёнок исследует язык, который был им впитан, воспринят в период «впитывающего разума» до 6 лет. Педагог не учит языку, а лишь помогает его исследовать, упорядочивать и шлифовать. Здесь развиваются навыки творческого письма, тотального чтения, умения и стремления выразить себя средствами языка в самых разных жанрах.

В зоне языка стандартными материалами являются символы частей речи, грамматические коробки, наборы для разбора предложений.

Самостоятельной задачей в начальной школе является изучение каллиграфии. Для этого полезно создать столик каллиграфии с письменным прибором, перьевыми ручками, чернилами в пузырьках и образцами каллиграфических шрифтов.

Если школа билингвальная (с изучением английского и/или других языков), то в эту зону включаются материалы по дополнительным языкам.

Искусство

Зона искусства находятся не только краски, пастельные мелки, скульптурные инструменты, модели для рисования, но и коллекции изображений, альбомов и книг по творчеству известных художников, относящихся к разным эпохам, художественным стилям и техникам.

Монтессори-школа 6–12

Музыка

Здесь располагаются хорошо известные колокольчики Маккерони и почти неизвестный в России транспозитор — набор ксилофонов, который облегчает изучение музыкальной гармонии и грамоты. Помимо них, имеются объёмные наборы нот, ключей и нотоносцев, позволяющие работать с записью мелодий как в буквенной нотации, так и в нотной, изучать ритм и длительность нот. Вся эта работа строится на фундаменте постоянного слушания и обсуждения музыкальных произведений, а также пении, в том числе многоголосном.

Монтессори-школа 6–12

Геометрия

Монтессори считала, что геометрические знания достались нам от самых древних людей и их развитие — одна из важных задач школы.

В этой зоне главный материал — это «геометрикс» — набор из деревянных палочек с дырочками и кнопок для их крепления к пробковой доске. С помощью геометрикса изучаются основные геометрические конструкции: параллельность и пересечение прямых, отрезки, углы, треугольники и четырёхугольники. Однако черчением на бумаге с использованием линейки и циркуля в Монтессори не пренебрегают.

Кроме него, в геометрии имеются:

  • конструктивные треугольники;
  • геометрический комод, в котором есть даже лотки для доказательства теоремы Пифагора;
  • наборы для изучения площади фигур;
  • материалы по объёму геометрических тел;
  • сами геометрические тела.

С их помощью проводятся как начальные геометрические рассуждения, так и доказательство теорем, выводятся формулы для площадей и объёмов.

Изучение геометрии начинается с того, что дети занимаются геометрическим конструированием, рисуют узоры, строят чертежи, измеряют длины и углы.

Монтессори-школа 6–12

Математика

Математика включает как известные из детского сада материалы, так и множество новых.

Ранее освоенные презентации:

  • золотой банк;
  • кабинет цепей;
  • большие и малые счёты;
  • таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

Новые материалы, которые впервые появляются в среде 6–12:

  • шахматные доски (для умножения целых чисел и десятичных дробей);
  • игра в банк;
  • квадратные бусины для изучения десятичных дробей;
  • «квадратный помощник» для возведения в квадрат и извлечения квадратных корней;
  • деканом;
  • кубические бином и трином для изучения основ алгебры (эти материалы для школы отличаются по раскраске от биномов и триномов из зоны сенсорики детского сада 3–6).

В Монтессори-школе 6–12 дети не только овладевают предметными знаниями, отвечающими задачам среднего образования, но и интеллектуально и личностно развиваются. Школьники учатся с живым интересом и удовольствием.

Фото: Монтессори-школа «Алиса» и открытые источники

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться