Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Какие зоны выделяют в Монтессори-классе 6–12 по стандарту АМИ
Ключевая характеристика метода Монтессори — средовой подход. Обучение в Монтессори-школе осуществляет не педагог. Дети учатся сами, работая с Монтессори-материалами, которые специально разрабатывались так, чтобы наилучшим образом донести до ребёнка определённые принципы, правила и алгоритмы. Как говорят все тренеры Международной Ассоциации Монтессори (АМИ), материал — в сто раз лучший учитель, чем любой педагог.
Зоны начальной школы Монтессори
В начальной Монтессори-школе учеников по возможности делят на два класса: от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Несмотря на различия в возрасте детей, материалы в таких классах одинаковые. Это даёт школьникам возможность во все годы обучения снова и снова возвращаться к презентациям, которые осваивались в самом начале.
Монтессори-класс 6–12 по стандарту АМИ делится на восемь предметных зон:
- география и естествознание («естествознание» добавили мы: в Монтессори содержание географии трактуется шире, чем привыкли в России);
- биология;
- история;
- геометрия;
- языкознание;
- музыка;
- искусство;
- математика.
Как и следовало ожидать, среда школы значительно богаче, чем среда в детском Монтессори-саду. При этом презентации размещаются на стеллажах не в столь жёстком порядке, как в классе 3–6: педагог и дети могут использовать предметы, находящиеся в разных местах. Кроме того, одни и те же материалы применяются в разных презентациях в разные годы обучения.
География
Первая зона класса, в которой оказывается ученик начальной Монтессори-школы, — география. В Монтессори обучение географии основывается на эмоциональном восприятии нашей планеты как космического дома человечества.
Поэтому здесь изучаются:
- место Земли среди планет Солнечной системы;
- движения, в которых участвует наша планета;
- теории возникновения Земли;
- структура её оболочек;
- тектонические процессы;
- горообразование;
- геологические процессы;
- климат;
- локальные погодные явления;
- особенности жизни людей в разных природных зонах.
Взгляд на нашу планету — чрезвычайно широкий, и, естественно, материалов для изучения всего этого в характерном для Монтессори-метода ключе придумать невозможно. Поэтому главную роль здесь играют чарты — плакаты формата А2, выполненные на пластиковой основе и иллюстрирующие важные аспекты того, о чём рассказывает гид.
Обучение географии (как и биологии, истории, математике) начинается с Большой истории. А вот традиционного запоминания фактов и данных о разных странах эта методика не предусматривает.
Здесь находятся глобусы, настольная лампа без абажура, многочисленные карточки и номенклатуры, карты, атласы, а также предметы, подобранные учителем, например, коллекции минералов, кристаллов, фотографий разных географических объектов.
Биология
Биология изучается в эволюционном ключе, как последовательность этапов развития живого мира, приведших к возникновению человека. Важный момент в обучении — чувство восхищения и благоговения перед природой.
Из стандартных материалов этой зоны, помимо плакатов (чартов), следует упомянуть контрольную и рабочую Ленты жизни с накладными подписями и изображениями животных. Работа с ними начинается со знакомства с контрольной лентой, на которую нанесены надписи и изображения. После этого дети сами накладывают в нужных местах надписи и иллюстрации на рабочую ленту.
Помимо чартов и лент, в зоне биологии много материалов, которые приходится собственноручно изготавливать педагогу:
- классификационные карточки с растениями и животными;
- номенклатуры;
- макеты семян и плодов, скелета человека;
- поперечный спил ствола дерева;
- гербарии.
История
Изучение истории можно охарактеризовать так:
1) история глазами простого человека;
2) история как развитие способов удовлетворения человеческих потребностей (в продуктах, жилище, одежде).
В Монтессори ученик должен ощутить себя свидетелем или даже участником исторического процесса, который состоит из массы будничных событий.
Ещё один принцип изучения истории — постоянное использование лент времени, которые позволяют сделать наглядной смену явлений, событий, лиц, увидеть в них причинно-следственные связи.
Для зоны истории педагог своими руками делает Чёрную ленту (чтобы создать у школьников общее впечатление о том, как долго существовала наша планета до возникновения человека) и Ленту руки (чтобы показать, каким длинным был доисторический период по сравнению с историческим начиная с бронзового века).
Языкознание
В системе Монтессори ребёнок исследует язык, который был им впитан, воспринят в период «впитывающего разума» до 6 лет. Педагог не учит языку, а лишь помогает его исследовать, упорядочивать и шлифовать. Здесь развиваются навыки творческого письма, тотального чтения, умения и стремления выразить себя средствами языка в самых разных жанрах.
В зоне языка стандартными материалами являются символы частей речи, грамматические коробки, наборы для разбора предложений.
Самостоятельной задачей в начальной школе является изучение каллиграфии. Для этого полезно создать столик каллиграфии с письменным прибором, перьевыми ручками, чернилами в пузырьках и образцами каллиграфических шрифтов.
Если школа билингвальная (с изучением английского и/или других языков), то в эту зону включаются материалы по дополнительным языкам.
Искусство
Зона искусства находятся не только краски, пастельные мелки, скульптурные инструменты, модели для рисования, но и коллекции изображений, альбомов и книг по творчеству известных художников, относящихся к разным эпохам, художественным стилям и техникам.
Музыка
Здесь располагаются хорошо известные колокольчики Маккерони и почти неизвестный в России транспозитор — набор ксилофонов, который облегчает изучение музыкальной гармонии и грамоты. Помимо них, имеются объёмные наборы нот, ключей и нотоносцев, позволяющие работать с записью мелодий как в буквенной нотации, так и в нотной, изучать ритм и длительность нот. Вся эта работа строится на фундаменте постоянного слушания и обсуждения музыкальных произведений, а также пении, в том числе многоголосном.
Геометрия
Монтессори считала, что геометрические знания достались нам от самых древних людей и их развитие — одна из важных задач школы.
В этой зоне главный материал — это «геометрикс» — набор из деревянных палочек с дырочками и кнопок для их крепления к пробковой доске. С помощью геометрикса изучаются основные геометрические конструкции: параллельность и пересечение прямых, отрезки, углы, треугольники и четырёхугольники. Однако черчением на бумаге с использованием линейки и циркуля в Монтессори не пренебрегают.
Кроме него, в геометрии имеются:
- конструктивные треугольники;
- геометрический комод, в котором есть даже лотки для доказательства теоремы Пифагора;
- наборы для изучения площади фигур;
- материалы по объёму геометрических тел;
- сами геометрические тела.
С их помощью проводятся как начальные геометрические рассуждения, так и доказательство теорем, выводятся формулы для площадей и объёмов.
Изучение геометрии начинается с того, что дети занимаются геометрическим конструированием, рисуют узоры, строят чертежи, измеряют длины и углы.
Математика
Математика включает как известные из детского сада материалы, так и множество новых.
Ранее освоенные презентации:
- золотой банк;
- кабинет цепей;
- большие и малые счёты;
- таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.
Новые материалы, которые впервые появляются в среде 6–12:
- шахматные доски (для умножения целых чисел и десятичных дробей);
- игра в банк;
- квадратные бусины для изучения десятичных дробей;
- «квадратный помощник» для возведения в квадрат и извлечения квадратных корней;
- деканом;
- кубические бином и трином для изучения основ алгебры (эти материалы для школы отличаются по раскраске от биномов и триномов из зоны сенсорики детского сада 3–6).
В Монтессори-школе 6–12 дети не только овладевают предметными знаниями, отвечающими задачам среднего образования, но и интеллектуально и личностно развиваются. Школьники учатся с живым интересом и удовольствием.
Фото: Монтессори-школа «Алиса» и открытые источники
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов