Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Монтессори для детей от 12 до 18 лет: теория и практика
12–15 лет
Программа Монтессори для подростков от двенадцати до пятнадцати лет очень отличается от того, что предлагается в обычных школах. По мнению д-ра Монтессори, из-за того, что подросток быстро растёт, переживает гормональную бурю и нуждается в большем количестве сна, бесполезно пытаться заставлять его заниматься интеллектуальным трудом. Она предлагала вместо этого обучение по системе «Эрдкиндер» (пер. «Дети Земли»), согласно которой дети живут на лоне природы, питаются выращенными на ферме продуктами и занимаются практической работой, связанной с добычей пропитания, организацией быта, транспорта и т. п. Детей не лишают интеллектуальной деятельности, но занимаются они ею без принуждения и тем, что им самим нравится.
«Подростковый период – это условное и синтетическое понятие. В былые времена дети оставались детьми до 12–15 лет, а затем, после некоего обряда перехода они допускались в мир взрослых и занимали там положенное место. В сегодняшней экономике не предусмотрено места для молодёжи и нет обрядов перехода. Вместо этого мы создали стадию, в которой подростки блуждают, как в пучине неизвестности, и в которую год от года дети вступают всё раньше, а взрослые покидают всё позже», – Джозеф Чилтон Пирс, «Конец Эволюции».
Типичный пример
Год назад я преподавала в средних классах школы Монтессори на одном из Карибских островов. Один очень способный тринадцатилетний мальчик с трудом сосредотачивался на уроках математики и других фундаментальных предметах, так что я внимательно наблюдала за ним, чтобы понять, чем он на самом деле интересуется. Как оказалось, это дома, практический труд, музыка и забота о детях.
В нашем классе дети планировали и разрабатывали долговременные проекты или презентации. Этот мальчик отставал по академическим предметам, и я помогла ему связать интересные ему темы с проектами, где требовалось использовать те навыки, которые ему было необходимо улучшить. Он провёл много часов, проектируя дом своей мечты, в котором были закрытый плавательный бассейн и площадка для скейтборда. Занимаясь проектом, он изучал, как строят дома в разных частях света, и обстоятельно использовал математику, черчение и геометрию для создания подробных планов строительства. Он провёл технико-экономический анализ целесообразности открытия мастерской по созданию и ремонту скейтбордов, учитывающий стоимость аренды, цены на оборудование, рыночную стоимость скейтбордов и оплату труда. Он начал учится играть на пианино, блок-флейте и гитаре (классической и фолк) с помощью самоучителей, и мы помогали ему, когда это требовалось. Обучение музыке, вероятно, было самым большим испытанием для его самодисциплины, ведь заниматься нужно было ежедневно, но зато положительное подкрепление от общества и от него самого поступало незамедлительно. Музыка помогла ему создать канал для вывода эмоций, которые без неё не нашли бы адекватного выхода.
Самым же удивительным было то, как он заботился о детях. В одну минуту это был долговязый, неуклюжий подросток, бегущий впереди всех на софтбольном поле. Но стоило ему только услышать, как кто-то из детишек класса 3–6 плачет или кричит на другом конце школы, он тут же бросал биту и бежал выяснять, что случилось. К одной из трёхлеток, Паломе, он привязался особенно сильно. Они не были знакомы до поступления в Монтессори-школу, но он мог различать её голос среди других даже с большого расстояния и всегда приходил ей на помощь. Несмотря на то что интеллектуальное развитие этого мальчика отставало от физического и эмоционального, ощущение собственной значимости сильно возрастало от того, что он нужен детям как защитник.
От 15 и старше
Для детей от пятнадцати до восемнадцати, когда быстрый подростковый рост замедляется, можно переходить к более напряжённой умственной деятельности, сочетающейся с общественной работой и обучением ремёслам.
«Необходимость в реформе средней школы, которая так остро ощущается, касается не только проблем образования, но также и проблем личности и общества. Школы сегодня не учитывают ни нужды подрастающего поколения, ни реалии современного мира. Общество не только предельно усложнилось и поляризовалось, оно пришло к кризису, который угрожает миру на планете и самим основам цивилизации. И по большей части причина в том, что развитие человека отстаёт от развития окружающей его среды.
Прежде всего нужно думать о воспитании подрастающего поколения, потому что отрочество — это время, когда ребёнок входит в мир взрослых и становится полноценным членом общества. Со стороны физиологии пубертатный период — это трансформация ребёнка во взрослого, но нельзя забывать о другом аспекте, психологическом, превращении ребёнка во взрослого: человека, живущего в обществе. Две вещи, в которых нуждается подросток: защита во время тяжёлого периода физических перемен и понимание общества, в котором он вскоре, как взрослый, будет играть свою роль, поднимают две одинаково важные проблемы сегодняшнего образования.
Мир частично находится в стадии разрушения и частично в стадии возрождения… Для человеческой личности важно быть подготовленной к непредвиденным обстоятельствам, а не только к тому, что можно предугадать при помощи рассудительности и предусмотрительности <…> человек должен быть стойким в своих моральных принципах, и у него должны быть практические навыки, которые помогут ему справиться с трудностями жизни.
Человек, у которого есть сила, но нет ума, как и человек, у которого есть ум, но нет силы, одинаково лишние в современном мире.
Образование не должно ограничиваться поиском новых способов передачи знаний, по большей части бесполезных: его цель должна быть в том, чтобы дать необходимую поддержку человеческому развитию. Этому миру, столь прекрасному, нужен «новый человек». Следовательно, первостепенное значение имеют жизнь человека и его ценности. Если «созидание человека» станет главной целью образования, то первоочередной задачей становится необходимость согласованности в работе всех видов школ: от младенчества до зрелости, от детских садов до университетов», – д-р Мария Монтессори, «От детства к юности».
Деньги и ученичество
В начальных классах Монтессори дети учатся планировать своё время, ставить цели и достигать их, а также знакомятся с управлением финансами и работой с деньгами.
В программе «Эрдкиндер» («Дети Земли», термин, придуманный М. Монтессори), для детей 12–15 лет они получат максимально возможное количество опыта в обращении с деньгами. К старшим классам дети становятся совсем взрослыми и могут принимать участие в планировании семейного бюджета.
Одним из самых важных уроков можно считать то, что дети понимают, как много времени и труда требуется, чтобы заработать деньги. Подросткам доступно мало рабочих мест, и те, которые оплачиваются, обычно не дают полезного опыта. Для обучения лучше всего подходит неоплачиваемое ученичество.
Обучение неопытного человека отнимает много времени и часто, из-за недостатка навыков и неполного рабочего дня, подмастерье/ стажёр – это не помощь для дела, а только затраты. Молодым людям нужно это учитывать и искать, что они могут предложить работодателю или изучить, а не то, сколько они смогут заработать. Ученичество — это неоплачиваемый труд, но он может быть чрезвычайно полезен школьнику и часто открывает новые возможности для реализации в будущем.
Важно, чтобы молодёжь привыкла использовать заработанные деньги для оплаты предметов первой необходимости, таких как еда и транспорт, а иначе у них не будет необходимых навыков для самостоятельной жизни, и они будут вынуждены вечно жить в родительском доме.
«К 80-м годам три четверти учеников старших классов работали в среднем по 18 часов в неделю и часто зарабатывали более 200 долларов в месяц. Но их работа, часто в сетевых закусочных, была несложной, а заработки немедленно тратились на машины, одежду, магнитофоны и прочие признаки жизни успешного подростка. И действительно, согласно исследованию Мичиганского университета, не более 11% старшеклассников откладывают всё или большую часть своих заработков на оплату колледжа или другие долгосрочные цели.
Если коротко, у подростков работа только усиливает инфантильное стремление получить немедленное удовольствие. Вместо того чтобы учиться отсроченному удовольствию, школьники приучаются, как называет это исследователь Джером Бахман из Мичиганского университета, к «преждевременному богатству». Проблема в том, что молодые люди склонны привыкать к нереалистичному уровню личного дохода, который невозможно поддерживать, учась в колледже, разве только у них нерасточительные родители. «А если они не поступят в университет – замечает он, – им придётся остаться жить в родительском доме, если они не готовы отказаться от своих привычек расходовать средства».
Согласно Ральфу Надеру, одной из причин этой проблемы является телевидение. В бюллетене «Развитие экономических альтернатив», выпущенном фондом «Зелёная Америка» осенью 1989, он пишет, что дети «к старшим классам школы видят 25 тыс. рекламных роликов». Наша власть попустительствует коммерческой эксплуатации миллионов детей, и её уровень шокирует предпринимателей Западной Европы, потому что в их странах реклама товаров для детей запрещена, так как маленькие дети не могут отличить программы от рекламных роликов», – Кеннет Вудвард, «Моложе своего возраста» (1990).
Многие педагоги рекомендуют отложить поступление в университет на год, чтобы у детей была возможность оценить реальную жизнь, её напряжение и ответственность, а также понять, кто они и чего хотят.
«Подавляющее большинство крупных Британских компаний и почти все университеты поддерживают идею того, чтобы студенты после окончания школы поработали год, перед тем как поступать в университет», – «Вестник образования», Лондон, выпуск от 24 февраля 1987.
Обе наших дочери так поступили, и обе, в разное время, снимали жильё в нескольких кварталах от нашего дома, которое оплачивали из собственных заработков. Я помню, как после недели самостоятельной жизни старшая из дочерей говорила: «Не могу поверить, сколько времени уходит на то, чтобы добраться на работу, постирать, купить продукты и прибраться в доме. На это уходит всё моё свободное время. Не знаю, как тебе это удаётся!» Ооо, сколько ещё ей предстояло узнать…
«Недостаточно просто научить человека профессии. Он будет чем-то вроде полезной машины, но не гармонично развитой личностью. Необходимо, чтобы студент понял и прочувствовал общечеловеческие ценности. У него должно быть чёткое представление о том, что есть красиво и правильно. А иначе он — со всеми его специальными знаниями — больше похож на дрессированную собаку, а не на гармонично развитую личность. Он должен научиться понимать мотивы людей, их иллюзии, их страдания, чтобы сформировать правильное отношение к обществу и к его членам.
Такие вещи передаются детям благодаря личному общению с учителями, а не (по крайней мере не полностью) благодаря учебникам. Именно общение главным образом способствует передаче и сохранению культуры. Именно это я имею в виду, когда характеризую гуманитарные науки как важные, а не просто сухие специальные знания в областях истории и философии.
Фокус на соревновательной системе и преждевременной специализации убивает дух, на котором зиждется вся культурная жизнь, в том числе и сами специальные знания.
Для качественного образования также важно, чтобы у молодых людей развивалось независимое критическое мышление, а именно оно подвергается опасности, когда студента перегружают слишком большим количеством информации по большому количеству предметов (оценочная система). Перегрузка неизбежно ведёт к поверхностности. Обучение должно быть таково, чтобы предлагаемые знания воспринимались как ценный дар, а не как тяжёлая обязанность», – Альберт Эйнштейн, «Образование для развития независимой мысли» («Нью-Йорк Таймс» от 5 октября 1952 г.)
«И к чему, мы можем спросить, приводит обладание дипломом в наши дни? [Написано в 1949]. Может ли человек быть уверен в том, что заработает хотя бы на пропитание? Как объяснить этот недостаток уверенности? Причина в том, что эти молодые люди провели годы, слушая слова, но это не делает их полноценными людьми. Только практическая работа и опыт помогают молодым людям повзрослеть.
Я вижу будущее не в том, что люди подтверждают свои знания экзаменами и после этого переходят из средней школы в университет, а в личностях, которые будут переходить на более высокий уровень самостоятельности благодаря тому, что они занимаются тем, что им нравится, и прилагают усилия и волю для выполнения этой деятельности, в чём и заключается личностный рост человека», – д-р Мария Монтессори, «От детства к юности».
Сьюзен Стивенсон © 2015
www.michaelolaf.net
Источник фото: mountaintopmontessori.org
Перевод: Ефимова Евгения, Бараблина Юлия
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов